Оригинал взят у
rwmios_f в
Выражение "в двух природах " у святого Кирилла Александрийского Продолжаем наш разговор и экзегезу писаний святого Кирилла.
Одной из главных причин( и скажем больше самой главной) неприятия ороса 4-го вселенского собора антихалкидонитами- выставляеться утверждение о том, что выражение "в двух природах" никогда не употреблялось св-ым Кириллом Александрийским. Это утверждение? как и очень многое из того, что говорят о св-ом Кирилле антихалкидониты- ложно. Итак греческая патрология 69-том, в котором находиться в частности ранее произведение Кирилла Глафиры на книгу Левит.
http://books.google.ru/books?id=BwYoxjSPV1kC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false PG 69, 576 BC
Даже в толкованиях на Ветхий завет святой Кирилл прежде всего увязывает их с Христологией. Толкуя обычай принесения в жертву двух горлиц он пишет следующее.
Эти слова через века стремяться пробиться к каждому антихалкидониту...но тщетно. Да и не читают они его в подлиннике никогда...
Итак. св. Кирилл дает классическое для александрийской традиции несколько аллегорическое толкование ветхозаветного обычая, но важно понимание им Христа как небесного человека вместе и Бога "в двух природах".
ίνα νόησης δια των πετεινών τον ουράνιον άνθρωπον ομού και Θεόν εις δύο μεν φύσεις,
όσον ήκεν εις τον έκαστη πρέποντα λόγον διαιρούμενον. Λόγος γαρ ήν ο εκ Θεού Πατρός αναλάμψας, εν σαρκί τη εκ γυναικός, πλην ου μεριζόμενος. Εις εξ αμφοίν ο Χριστός
дабы ты познал через птиц небесного человека подобно и Бога в двух же природах, сколь каждой подобает разделять слово. Логос ибо был из Бога Отца возсиявший, во плоти из жены, впрочем не разделяемый. Один из
обеих Христос.
Итак, что важно отметить в данном отрывке. 1. употребление св-ым Кириллом выражения в двух природах это факт. От халкидонского εν δυο φύσεσι отличаеться только предлогом εις, который в отличии от εν используеться не с дательным падежом, а с винительным и поэтому разница в окончении φύσεις. Но смысл абсолютно тот же и предлог ΕΝ и предлог ΕΙΣ означают в. смысл обоих словосочетаний тождественен-"в двух природах".
Также очень важно отметить
сколь каждой(природе) подобает разделять слово
Это именно та мысль которая содержиться в оросе так называемой антиохийской унии 433-го года.( на самом деле речь идет об итоговом документе 3-го Всел. собора) и подтверждает что никакого изменения в богословии св-го Кирилла не произошло. Отношение ААЦ к этому общецерковному догматическому документу иначе как неприятием не назовешь см.
http://grigor-yan.livejournal.com/149641.html Св. Кирилл употребляет выражения имеено в халкидонском гносеологическом смысле познания.
Дабы ты познал вместе человека и Бога в двух природах
и халкидонское в двух природах познаваемый тождественны по смыслу.
+++Если честно, то я даже голову ломал, мол, ну как это святой Кирилл мог подписаться под этой, низвергающей тринитарный догмат ересью про единосущие Христа людям,+++
Утверждение некоторых членов ААЦ о том, что дескать никто из "халкидонских корифеев" до меня об этом не говорил так же не соответствует действительности. Я уже говорил об этом в заметке об авторе термина "сложная ипостась". Богословский журнал Григорий Паламас. Салоники
http://users.auth.gr/kourebe/ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ ΠΑΛΑΜΑΣ ΤΕΥΧ. 783.pdf
стр 23-24 цитата из преподобного Евфимия (палестинского старца армянина). 471 год от Рождества Христова...
Кυριλλον δε τον της Αλεξανδρίας... εν δυο φύσεσει ομολογεί τον έναν Χριστόν κατα την εν θεοτητη και ανθρωποτητη εννοιαν...
Кирилл Александриийский... в двух природах исповедует одного Христа в смысле в божестве и человечестве...
Так, что мне конечно польстили слова Саргиса с форума Кураева о том, что никто их халкидонских корифеев до меня об этом не говорил, но он ошибся...
Второе место из святого Кирилла PG 77 214 выделенное красным. Это уже поздний св. Кирилл. но речь там снова идет о двух птичках горлицах и снова св. Кирилл говорит.
ΕΝ ΑΜΦΟΙΝ ΓΡΑΦΟΜΕΝΟΣ ΕΙΣ ΚΑΙ ΜΟΝΟΣ ΥΙΟΣ ΚΑΙ ΚΥΡΙΟΣ ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ
В ОБЕИХ ОПИСУЕМЫЙ ОДИН И ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН И ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. тут уже предлог ΕΝ именно как в халкидонском оросе.
Ну и в завершение необходимо сказать, что вышепреведенные фразы св-го Кирилла "В ОБЕИХ ОДИН И ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН" и "дабы ты познал небесного человека вместе и Бога в двух же природах" являються более лаконичными и богословски точными вариантами таких выражений святого отца как PG 77, 624[/b]Β. «ώσπερ εν θεότητι τέλειος, ούτω και εν ανθρωπότητι= как в божестве совершенный так и в человечестве
И PG 77 180 B
τέλειος ὤν ἐν θεοτητι καὶ τέλειος ὁ αὐτὸς ἐν ἀνθρωποτητι καὶ ὡς ἐν ἐνι πρόσωπο νοούμενος
Совершенный сущий в божестве и совершенный он же в человечестве как в одном лице понимаемый.