Греция
1.
Век:XIV
Место хранения: Лондон, музей Виктории и Альберта
2.
Век:XIV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконографическая справка: Основой иконографии для данной иконы стал евангельский текст о явлении Богородице архангела Гавриила с благою вестью о том, что Она родит Божественного Младенца ( Лука, I, 26-38 ). Композиция строится на сопоставлении двух основных персонажей: являющегося как небесный посланник со словами приветствия архангела Гавриила и Девы Марии, принимающей благую весть в Своем доме (Лк. 1,26-38). К ранней иконографии восходят изображение широко шагающего Архангела и луча с голубем, нисходящего на Марию. Для более поздней иконографии характерен жест высвобожденной из под мафория руки Богоматери, обращенной к Архангелу.
Стилистическая справка: Лики написаны по плотному санкирю темного оливкового тона светлым охрением с подрумянкой и деликатными движками. Нимбы и фон золотые.
3.
Век:XV
Место хранения: Пинакотека
4.
Благовещение, Рождество Христово
Век:XVI
Место хранения: Соборный храм монастыря Пантократор на Афоне, Греция
Иконографическая справка: Данная икона является частью эпистелия Соборного храма монастыря Пантократор на Афоне
5.
Век:XVII
Место хранения: Византийский музей в Афинах
6.
Благовещение (оборот иконы св. Иоаким и Анна)
Век:XVIII
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор
Египет
Век:XII
Место хранения: Монастырь Св. Екатерины на Синае.
Иконографическая справка: Композиция строится на сопоставлении двух основных персонажей: являющегося как небесный посланник со словами приветствия архангела Гавриила и Девы Марии, принимающей благую весть в Своем доме (Лк. 1,26-38). Вверху золотого фона показан сегмент неба и исходящий от него золотой луч с золотым вращающимся диском, в центре которого показан Голубь, олицетворяющий благодать Святого Духа, нисходящую на Марию. Идея жертвы подчеркнута изображением пурпурно-красной пряжи в руках Богоматери, Которая, согласно преданию, в момент явления ангела пряла завесу для храма. Сцена насыщена множеством символических деталей, создающих один из самых подробных иконографических изводов темы. На месте соприкосновения луча с телом Богоматери иконописец едва заметно однотонным контурным рисунком изобразил обнаженную фигурку как бы только что воплотившегося Богомладенца, окруженного прозрачной мандорлой. Эта редчайшая деталь имеет аналогию еще лишь в одной древней иконе - древнерусском "Устюжском Благовещении" начала XII века из Третьяковской галереи. Иконографически Младенец напоминает не только о таинстве воплощения, но и о небесной славе и будущей жертве Христа. Справа от Богоматери огромные двери с отдернутой завесой - это небесные врата спасения, открытые в момент чуда Воплощения. "Врата спасения" - традиционная византийская метафора Богоматери. Над вратами изображен огражденный сад - еще один поэтический образ "Вертограда заключенного", восходящий к книге "Песни песней" Соломона (IV, 12) и символизировавший в Византии как девство Богоматери, так и райский сад. В том же поэтическом контексте может быть рассмотрен и образ птицы в гнезде на золотой крыше, расположенного прямо над затворенным садом. Золотая архитектура башнеобразна и составляет одно целое с троном-алтарем и невысокой, золотой стеной, идущей вдоль всей сцены. Сочетание мотивов дворца, храма, алтаря, городской стены; башни, врат, райского сада создавало легко узнаваемый образ Небесного Иерусалима, путь к которому был открыт в момент Благовещения. Вероятно, с библейскими видениями Горнего града было связано и редчайшее изображение реки, переполненной птицами и рыбами, в нижней части сцены. Это образ небесной "чистой реки воды жизни" (Откр. XXII, 1-2; Иез. ХLVII, 1-12), который в литургических текстах сопрягался с традиционной богородичной метафорой "Источник жизни", в свою очередь не отделимой от риторических описаний весеннего цветения и обновления - реального и символического времени праздника Благовещения. С текстами проповедей на Благовещение связана и совершенно необычная трактовка фигуры архангела Гавриила. Он как бы движется к Богоматери и в то же время поворачивается в другую сторону, неожиданно демонстрируя спину и крылья. Такое решение известно только в нескольких памятниках рубежа ХII-ХIII веков. Сама поза восходит к древнегреческим изображением танцующих менад. Однако в ней справедливо видят и особый литературный замысел, желание показать нерешительность и колебание архангела, не знающего, как донести великую весть до Девы Марии, что точно соответствует описанию события в текстах проповедей на Благовещение Андрея Критского, Иакова Коккиновафского и других византийских авторов.
Фрагмент. Лик Архангела Гавриила.
Македония
1.
Благовещение (двусторонняя икона, оборот иконы "Богоматерь Психосострия")
Век:XIV
Место хранения: Галерея икон, Охрид
Иконографическая справка: Две двусторонние иконы "Христос Психосотер" с "Распятием" на обороте и "Богоматерь Психосотрия" с "Благовещением" на обороте - были созданы в начале 14 века в Константинополе, получены архиепископом Охрида Григорием как дар от имепратора Андроника II и вложены им в кафедральный собор Охрида, храм Св. Софии. Обе они представляют собой великолепные создания столичной школы времени Палеологовского Ренессанса.
Фрагмент. Лик архангела Гавриила
Фрагмент. Фигура архангела Гавриила
Фрагмент. Богоматерь
Фрагмент. Крыло Гавриила Архангела
2.
Век:XVI
Место хранения: Музей Македонии, Скопье