Благовещение Пресвятой Богородицы. Иконография Праздника. Россия.

Apr 07, 2014 17:00

1.

Благовещение (Устюжское)
Век:XII
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Возможно, икона попала в Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря из основанной в 1103 г. церкви Благовещения, находившейся напротив монастыря, на другом берегу реки Волхов, либо воспроизводит главную икону этой церкви. От расположенной вверху в сегменте фигуры Ветхого Деньми к изображению Богоматери шел ныне утраченный луч света со Святым Духом в виде голубя. Эта икона - одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догмат о воплощении Христа, стоявший в центре многочисленных богословских дискуссий, отражен с такой выразительной наглядностью.



Фрагмент. Полуфигура архангела Гавриила

2.

Век:XIV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Фрагмент. Федор Тирон.



Фрагмент. Лик Богоматери.



Фрагмент. Лик архангела Гавриила

3.

Век:XIV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

4.

Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник



Фрагмент. Фигура Богоматери



Фрагмент. Фигура Архангела



Фрагмент

5.

Век:XV
Место хранения: Музей г. Суздаля

6.

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На фоне двух высоких палат с колонной посередине представлены благословляющий архангел Гавриил и сидящая на престоле Богоматерь с веретеном в руках. Голова Ее склонена, а правая рука поднята в жесте обращения. Сюжет Благовещения изложен в Евангелии от Луки (I, 26-38) и в апокрифическом "Протоевангелии Иакова" (X-XI). Согласно апокрифу, Мария в числе семи дев из рода Давидова была призвана священниками Иерусалимского храма прясть нити для храмовой завесы. Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя. Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени. Композиция кирилловской иконы воспроизводит иконографическую схему, которая появилась в искусстве Византии XIV века, а в XV веке получила широкое распространение на Руси. В качестве одной из ее ближайших иконографических аналогий можно указать образ конца XIV века, происходящий из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Стилистическая справка: О.В. Лелекова считает автором иконы "Благовещение" "второго" художника успенского иконостаса, в произведениях которого проявились черты, свойственные и новгородской, и московской художественным традициям. Для него характерны более строгие архитектурные формы, правильные пропорции фигуры и тщательная проработка складок одежд. В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов.






Фрагмент

7.

Благовещение (двустороняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Фрагмент. Палаты

8.

Век:XVI
Место хранения: Частное собрание " Акафист "

Иконографическая справка: Иконография широко известна в псковских памятниках XVI века: ангел шагает как бы из портика, ноги его заслонены городской стеной. Капители колонн изображены в виде масок. Фигуры помещены на широкой полосе позема. Спереди пространство отгорожено невысокой стеной. Архангел входит через темный проем левой палатки, занавешенный красной тканью. Колонна на переднем плане подчеркивает глубину пространства.

Стилистическая справка: Тщательно разработанная цветовая гамма, использование в холодной зоне спектра наряду с зеленым ахроматических тонов (серые по контрасту с красными воспринимаются как зеленоватые), смуглое личное письмо делают публикуемый памятник классическим произведением псковской иконописи середины XVI века.

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.

Век:XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Рассматриваемая икона воспризводит стандартную для XVI века иконографическую схему, но имеет и некоторые оригинальные особенности. Арочная скамья, обыкновенно помещавшаяся поверх широкой полосы позема, здесь опущена до самого края ковчега. Архангел Гавриил фактически идет по воздуху, так как ступни его ног висят на фоне арочек. Трон Богоматери и его подножие поставлены поверх скамьи и висят в воздухе на фоне зданий. Если позы и жесты фигур на общепринятые, то архитектура имеет свои неповторимые особенности. Позади Богоматери и архангела помещены высокие палатки, соединенные велумом. Яркой особенностью иконы является большая пространственная пауза между фигурами. В ней помещена украшенная орнаментом стена, имеющая дугообразный, выгнутый верх. Дуга стены как бы соединяет широко разнесенные в стороны фигуры.

11.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе слева изображен Архангел Гавриил, простирающий правую руку к Марии. Справа сидит Богоматерь с веретеном в руке. От веретена тянется пурпурная нить - символ зарождающейся плоти Христа. На Марию в лучах нисходит Святой Дух. Архитектура заполняет все свободное пространство фона. Трон Богоматери помещен над нижним краем ковчега на фоне арочек скамейки.

Стилистическая справка: В сравнении с изображениями Благовещения в праздничных чинах из церквей Николы со Усохи и Николы в Любятово, в иконографии данной иконы присутствует ряд новых деталей. Так, сидящая на престоле Богоматерь изображена на фоне купольного здания сложной формы с портиком, полукруглое завершение которого напоминает киворий (надпрестольную сень). Еще одна особенность данной иконы - полоса ткани, перекинутая через велум, соединяющий здания, не имеет аналогий в древнерусском искусстве.

12.

Благовещение (с клеймами Акафиста)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

13.

Благовещение (с клеймами жития Богоматери)
Век:XVI
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров в храм Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Благовестие Иоакиму в пустыне 4. Благовестие Анне в саду 5. Зачатие Богородицы 6. Рождество Богородицы 7. Благословение иереев 8. Ласкание Богородицы 9. Первые шаги Богородицы 10. Введение во храм 11. Моление о жезлах 12. Обручение Марии с Иосифом 13. Благовещение 14. Рождество Христово 15. "Смертное" благовещение 16. Богородица на горе Елеонской 17. Прощание с женами Иерусалимскими 18. Успение Богородицы

Стилистическая справка: Сцены в клеймах и в среднике написаны на золоте. В колорите примечательно почти полное отсутствие синих (лазоревых) красок, вместо которых иконописец вводит зеленые тона разных оттенков. Активно используются светлые розоватые и охристые тона, что придает живописи иконы мягкое элегическое звучание, свойственное произведениям московской школы живописи XVI в.



Фрагмент. Средник иконы

14.

Век:XVI-XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское", Москва

Иконографическая справка: Основой иконографии для данной иконы стал евангельский текст о явлении Богородице архангела Гавриила с благою вестью о том, что Она родит Божественного Младенца ( Лука, I, 26-38 ). Архангел Гавриил поднял правую руку в жесте обращения, в левой держит страннический посох - атрибут небесного посланничества. Богородица стоит перед богато орнаментированным троном с пряжей в руках. Вверху - восседающий на небесном престоле Господь Саваоф. Поверх мафория Богоматери, на груди Ее написана фигура обнаженного Младенца Христа, символизирующего уже Воплощенное Божество. Редкой иконографической особенностью соловецкой иконы является изображение на фоне стены, между фигурами архангела и Богородицы, горы с крутыми уступами и черным проемом пещеры. Эта деталь служит прообразом Рождества Христова, на что указывает и надпись, выполненная в проеме пещеры: "Гора и вертеп / в нейже родися Xристос". Введение в сюжет "Благовещения" новых деталей связано с обращением художника к текстам "Акафиста Пресвятой Богородице", в стихах которого Мария воспевается как "Гора Нерукосечная", "Глубина Неизмеримая", "Чрево Божия воплощения", "Вместилище Бога Невместимого". Образ Благовещения из Соловецкого монастыря отличают также заполненность иконного пространства сложной архитектурой, декоративность и обильное применение орнаментальных мотивов.



Фрагмент. Богородица

15.

Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей



Фрагмент. Богородица.

16.

Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: В иконе использован широко распространенный, характерный для праздничных чинов извод, получивший новую редакцию в иконописной мастерской Оружейной палаты за счет введения в композицию заимствованных из европейских гравюр архитектурных форм с элементами ордера и полами "в шахмат".



Фрагмент. Богоматерь (Благовещение)

17.

Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Иконографический тип иконы близок "устюжскому" изводу, с которым ее сближает поза Богоматери, стоящей и держащей обеими руками пряжу так, что правая ладонь прижата к груди. Во всем остальном композиционная схема иконы иная: ангел не стоит, а устремляется навстречу Деве Марии, делая шаг левой ногой; изображение Младенца, входящего в лоно Богородицы, отсутствует. Непосредственным иконографическим образцом для публикуемой иконы мог стать образ "Благовещения" конца XVI века, находившийся в местном ряду Троицкого собора Ипатьевского монастыря, вложенный Годуновыми. Единственное отличие - жест принятия благодати правой руки Богородицы. Поскольку годуновская икона в настоящее время находится под записью 1701 года (мастер Амвросий Романов), невозможно судить о том, насколько этот жест первоначален и не был ли он изменен понови-телем. Во всех остальных деталях, в частности в форме архитектурных построек за архангелом Гавриилом и Богородицей, иконы совпадают.

Стилистическая справка: Обращает на себя внимание обильное использование иконописцем малинового бакана в изображении гиматия архангела, что отражает изменение колористического строя, произошедшее в середине XVII века в иконописной практике столичных мастеров за счет внедрения в технологию новых материалов.

18.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

19.

Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Живопись праздников из церкви Иоанна Предтечи знаменует собой следующий шаг в развитии новой художественной культуры на Вологодском Севере. Иконописцы уже более последовательно пользуются приемами прямой перспективы и передают объемность фигур и предметов, глубину пространства. Прежние "нутровые палаты" постепенно превращаются в изображение интерьера, в оконных и дверных проемах которого просматривается дальний план с элементами окрестного пейзажа и архитектуры. Фигуры персонажей изображаются в сложных поворотах и ракурсах.

Благовещение, праздники, иконография, русское искусство, иконы, православная культура

Previous post Next post
Up