Немножко о психопатиях, откуда есть пошли всякие социопаты и просто о детской психиатрии, часть 1

Mar 06, 2015 00:05

В большой психиатрии есть две больших болезни - шизофрения и маниакально-депрессивное расстройство. А вот область малой психиатрии сильно запутана, и хотя слова "психопат" и "социопат" (а также "пограничник" для тех, кто варится в околопсихологических кругах) на слуху, что они означают не совсем понятно.

У будущих психологов и психиатров есть та же проблема, потому что диагнозов в малой психиатрии много, они такие разные и кажется, что в ней невозможно разобраться, можно только зазубрить. Однако есть психологическая теория, которая охватывает все расстройства и позволяет их выстроить в понятную систему. Кроме того, она помогает неспециалисту понять, кто такие социопаты, психопаты и какие проблемы у пограничников (я бы мог сразу про них написать, но мне кажется, что без контраста предыдущих и последующих уровней не так понятно, интересно и удивительно).

Теория эта называется теорией аффективной регуляции. В ней описаны 4 уровня, которые соответствуют определённым возрастам детей при нормальном развитии. Психиатрические проблемы детей можно привязать к каждому из этих уровней, считая, что аффективная регуляция ребенка перестала развиваться в определенном возрасте, хотя понятно, что для каждого синдрома и для каждого конкретного случая характерны не все признаки определенного уровня.

Первый уровень, уровень полевой реактивности.
В норме наблюдается у детей до 8 месяцев. Это уровень восприятия среды без обнаружения предметов, дети способны только определить хорошо им или плохо, поэтому в названии реакция на поле. У них нет объектного мышления, не развито его различение, они видят не картину, монитор и кубики, а цветовые пятна. Слышат не слова, а водопад звуков. И движутся от неприятных вещей к приятным. Вообще все ощущения для них - это поток, разделять они его не умеют (как, например, мы можем в метро игнорировать шум, чтобы услышать музыку в наушниках). Поэтому они более чувствительны к тому, какие ощущения испытывают и по поведению хорошо видно, когда им дискомфортно.
Поскольку нет объектности, отсутствуют и указующие жесты, родные и близкие могут понять что им нравится только по характерным для них признакам: направлению движения, взгляда, по тому, что ребенок ходит вокруг определенного предмета. Често нет или сильно нарушены хватательные движения, познавательная функция. Отсутствуют дифференцированные эмоции.
Эти дети удовлетворяются простыми ощущениями, могут развлекаться, качаясь, разглядывая одно и то же, поворачивая голову так и эдак. В телевизоре их привлекает реклама, а вот обычные программы - нет, потому что в рекламе есть частая смена красок. Часто занимаются онанизмом, потому что это доступное приятное ощущение.
Диагнозы - аутизм, олигофрения.
Очень привязаны к родителям, особенно к мамам, но другой человек для них слишком интенсивен, это слишком много ощущений сразу. Поэтому они отбегают от незнакомых людей, им нужно долго привыкать. Не переносят зрительного контакта. У людей вызывают жалость, грусть, не вызывают сильных негативных реакций. Могут выполнять простые инструкции, которые им неоднократно повторялись (верх умения - снять штаны, чтобы пописать). Бывают случаи, когда в волевом поле взрослого могут делать более сложные движения - например, завязывать шнурки, однако если его нет, этого не делает.
Вообще некоторые аутисты из фильмов по поведению могут быть отнесены к этой стадии (гениальные к ним не относятся, они со второй).
Диагнозы - аутизм, олигофрения.

Часть вторая
Часть третья

психология, интересы, группа и личка

Previous post Next post
Up