Афины против Бенареса 5

Nov 20, 2015 11:12


Афины против Бенареса. Если совсем коротко обозначить идейные параллели между философскими школами Древней Греции и Древней Индии, то адживики примерно соответствуют кинизму, а локаятики - софистам. На ними следуют значимые соответствия джайнов и буддистов - стоицизму, школы санкхьи - платоникам. Список примерных соответствий нарушает постепенно ( Read more... )

Афины против Бенареса, компаративистика

Leave a comment

Comments 13

denparamonov November 20 2015, 18:05:46 UTC
Две линии ещё напрашиваются:
ритуалы Афин - см. "Греки и иррациональное" Доддса

и урбанистика (идеальное городское пространство) Варанаси и Афин - идеальное, т.к. реальное не восстановимо. Йога и свобода диспута как ключевой элемент городских разметок
-:)

Reply

orientproject November 20 2015, 18:46:42 UTC
Я говорю только о трех глобальных парадигмах, которые реально и значимо существуют в мировоззренческом поле европейского общества 20-21 в.
Эти три игрока - Афины, Иерусалим и Бенарес - взялись не с потолка. В момент смены эпох - от античности к христианскоу миру и средневековью - имел место конфликт "Афины и Иерусалим" (см. Тертуллиана и Л. Шестова).
В конце 20-го века американский социолог религии Питер Бергер констатировал конфликт "Иерусалим против Бенареса" - о моде на восточный мистицизм в Европе.
Я просто развиваю эту тему, понемногу прослеживаю как эти три парадигмы идут к их современному состоянию.
Иными словами, эти три парадигмы существуют сейчас, они актуальны в европейском обществе и в России.

Reply

denparamonov November 21 2015, 07:33:37 UTC
да, читали, понятно. Я думал просто о Ваших изысканиях как расширении парадигмы, говоря Вашим языком

Reply

denparamonov November 21 2015, 07:34:39 UTC
Доддса, тем не менее, советую полистать-:)

Reply


vevyurko November 20 2015, 21:38:21 UTC
Всё же у меня сложилось убеждение, что элеаты обладали своей духовной практикой, которая позволила им так благодушно перенести пытки; да и то, чем занимался Парменид, без мистического элемента просто странная и праздная причуда, было из чего спорить...

Reply

orientproject November 20 2015, 21:57:13 UTC
Принимаю отчасти. Мы с Вами одинаково подумали ) Я тоже пытаюсь сейчас дополнить текст примечанием о том, что поэтическое озарение, вдохновение, вообще эстетику можно рассматривать как форму духовной практики. Бесспорно.
тем не менее- и поэзия, и мифоподобные чудеса не являются аналогом йоги, а только лишь - не обязательными составляющими. Они могут входить, но могут и не входить в йогу.
Необходимым же и определяющим сущность йоги правомерно назвать сосредоточение, выводящее за пределы всего, в трансцендентное.
Читаю дигамбарские тексты. Они полны и мифа, и поэзии, и вдруг там же встречается утонченная силлогистика, потом вдруг чистой воды магия )) Это все не специалитеты. Это универсальное. А вот уникальное - рассуждение об Атмане. Атман прекращает все известные процессы: жизнь, смерть, благое и не благое. Это абсолютный ноль за пределами ума - вот цель йоги.

Reply

vevyurko November 20 2015, 22:02:09 UTC
Да, но разве я только о поэзии, об эстетике? Не подразумевает ли "уравнение" быть = мыслить, быть = быть мыслимым, быть = быть единым, что сам Парменид и есть единое, и не выносит ли оно нас за пределы рационализма так же стремительно, как его его колесница?

Reply

orientproject November 20 2015, 22:18:36 UTC
Это идеалистические представления. Они мне чужды. И йоге они чужды. Йога выводит за пределы пар-антагонистов быть и не быть, мыслить и не мыслить.
В том числе за пределы пары рационализм и иррационализм.

Йога ближе к Гераклиту, потому что текучесть суть относительность всего, то есть опять получаем ноль. Цикл образует ноль, в его центре - абсолютный ноль. Гераклит как раз может быть назван йогином, не Парменид.

Reply


Leave a comment

Up