Афины против Бенареса 5

Nov 20, 2015 11:12


Афины против Бенареса. Если совсем коротко обозначить идейные параллели между философскими школами Древней Греции и Древней Индии, то адживики примерно соответствуют кинизму, а локаятики - софистам. На ними следуют значимые соответствия джайнов и буддистов - стоицизму, школы санкхьи - платоникам. Список примерных соответствий нарушает постепенно ( Read more... )

Афины против Бенареса, компаративистика

Leave a comment

vevyurko November 20 2015, 21:38:21 UTC
Всё же у меня сложилось убеждение, что элеаты обладали своей духовной практикой, которая позволила им так благодушно перенести пытки; да и то, чем занимался Парменид, без мистического элемента просто странная и праздная причуда, было из чего спорить...

Reply

orientproject November 20 2015, 21:57:13 UTC
Принимаю отчасти. Мы с Вами одинаково подумали ) Я тоже пытаюсь сейчас дополнить текст примечанием о том, что поэтическое озарение, вдохновение, вообще эстетику можно рассматривать как форму духовной практики. Бесспорно.
тем не менее- и поэзия, и мифоподобные чудеса не являются аналогом йоги, а только лишь - не обязательными составляющими. Они могут входить, но могут и не входить в йогу.
Необходимым же и определяющим сущность йоги правомерно назвать сосредоточение, выводящее за пределы всего, в трансцендентное.
Читаю дигамбарские тексты. Они полны и мифа, и поэзии, и вдруг там же встречается утонченная силлогистика, потом вдруг чистой воды магия )) Это все не специалитеты. Это универсальное. А вот уникальное - рассуждение об Атмане. Атман прекращает все известные процессы: жизнь, смерть, благое и не благое. Это абсолютный ноль за пределами ума - вот цель йоги.

Reply

vevyurko November 20 2015, 22:02:09 UTC
Да, но разве я только о поэзии, об эстетике? Не подразумевает ли "уравнение" быть = мыслить, быть = быть мыслимым, быть = быть единым, что сам Парменид и есть единое, и не выносит ли оно нас за пределы рационализма так же стремительно, как его его колесница?

Reply

orientproject November 20 2015, 22:18:36 UTC
Это идеалистические представления. Они мне чужды. И йоге они чужды. Йога выводит за пределы пар-антагонистов быть и не быть, мыслить и не мыслить.
В том числе за пределы пары рационализм и иррационализм.

Йога ближе к Гераклиту, потому что текучесть суть относительность всего, то есть опять получаем ноль. Цикл образует ноль, в его центре - абсолютный ноль. Гераклит как раз может быть назван йогином, не Парменид.

Reply

vevyurko November 20 2015, 22:21:34 UTC
Я скорее отрицаю монополию Бенареса на мистику, нежели утверждаю, что Парменид был йогином.)

Reply

orientproject November 20 2015, 22:24:18 UTC
А! Ну монополии нет, я постоянно подчеркиваю, что речь идет о магистральной тенденции. То, что в Греции было в зачаточной стадии, то в Индии расцвело и заняло лидерские позиции. Некоторые элементы мистики, разумеется, мы найдем и у греков, и у Парменида. Просто пропорция будет совсем иной.

Reply

vevyurko November 20 2015, 22:29:30 UTC
Ладно, посмотрим, как будет развиваться Ваш текст.

Reply


Leave a comment

Up