Атман есть Брахман.

May 27, 2013 15:15

Истинно, совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого ( Read more... )

индийская философия, компаративистика, европейская философия

Leave a comment

Comments 8

likushin May 27 2013, 11:28:21 UTC
"О человеке можно судить по Богу и о Боге - по человеку".
Тут возникает "третья сторона", судящая, оценивающая. Кто и что она, по отношению к поставленным на суд. "Тварь дрожащая, или право имеет"?

Reply

orientproject May 27 2013, 11:43:17 UTC
Тут и первая, и вторая, и третья стороны - человек.
Ты знаешь, что главный вопрос филос. антропологии именно в этом: как человек может познавать самое себя. Где у него для этого есть точка опоры. Нельзя же из самого себя познавать самое себя.

Интересно, что Фейербах пришел к мысли Упанишад, хотя и в своем контексте, своими путями. Дороги и методы разные, а вывод один.

Reply

likushin May 27 2013, 13:04:14 UTC
" ...Нельзя же из самого себя познавать самое себя".
У Фейербаха другое.

Reply

orientproject May 27 2013, 13:10:11 UTC
Тут он не весь. Его идея в том, что Бог суть отчужденное от человека человеческое естество, отчужденное - то есть проекция. То есть в нашем мозгу есть идея о совершенстве, о благе и проч. И мы эту свою ментально-социальную конструкцию из внутреннего Я транслируем во внешнее Оно.
Это вообще-то предтеча материализма и психоанализа кое-где.

Reply


konstantin5000 May 28 2013, 07:05:29 UTC
А.М. Пятигорский говорит, что Атман не тождественен Брахману - http://www.svoboda.org/audio/Audio/395837.html

Reply

orientproject May 28 2013, 19:54:53 UTC
Коротко: тождественен качественно, но не тождественен количественно. Одна из версий.
Вообще же Упанишады тоже не монотонно говорят об этом, в них можно найти сотни оттенков, нюансов различий толкований.

Например, в книге "Брахман и история" С. Бурмистрова можно найти указания на трансформацию идеи о Брахмане как минимум в трех версиях. А он опирается в основном на веданту в изложении Дасгупты и Радхакришнана, то есть в других школах могут быть и еще какие-то версии.

Reply


Leave a comment

Up