Палаццо дель Те, или Палаццо Те - загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в окрестностях Мантуи. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 годах по проекту Джулио Романо, после чего залы палаццо на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма.
Думаю, этой краткой исторической справки вполне достаточно, дополнительную информацию можно при желании найти где угодно, хоть бы и на
сайте музея (а мне не найти в себе стимула для пересказывания общедоступной информации своими словами).
Фото выше - это инсталляция 2013 года в зале Гигантов. Когда я вырасту, я напишу о музейных инсталляциях и современных способах... эээ... инсталляции:) посетителей в пространство музея. Но не сейчас.
Есть такое поверье, что, мол, в полной мере оценить произведение искусства можно только при личной встрече, никакие супер-фотографии и 3д проекции оригинала не заменят и заменить не могут.
Ну, что тут скажешь.
К сожалению, это правда.
Есть, конечно, нюансы. Например, справедливость этого утверждения сильно зависит от способа экспонирования. Иной раз дружелюбные музейщики так метко вешают застекленную работу под удачным углом от источника освещения, что тут уж любая фотография будет лучше, чем получившийся оптически-световой паззл. Или, к примеру, если вас совершенно случайно интересуют визуальные формулы танца, нет большой разницы между тем, исследовать их на примере цифровых копий или при работе с оригиналами. Но даже в таком случае работа с оригиналами, конечно, предпочтительней. Потому что потому.
Но вот в случае с монументальной живописью (и скульптурой) я даже не знаю, при каких условиях знакомство по фотографии может заменить личное. Мне повезло, я спустила кучу денег на поездки и музеи вместо того, чтобы купить машину и полувековой запас зубов у меня была возможность увидеть капеллу Скровеньи, и росписи замка д'Эстэ в Ферраре и их же виллы в Тиволи, и многое другое и в Италии и за ее пределами, и запастись собственными фотографиями на этот счет и множеством чужих... И - нет, оценить эту живопись и эту скульптуру можно только изнутри, своими глазами и своим собственным человеком, находящимся в пространстве, подразумеваемом как пространство для восприятия.
Пожалуй, это можно сравнить с пространственно-временными практиками в их соотнесении с их же изображением. Танец можно попытаться показать через серию фотографий? Можно. По фотографиям можно составить адекватное представление о танце? Нельзя. Танец развивается во времени и в трехмерном пространстве. Вот и монументальное искусство так же - его постижение развивается во времени и в трехмерном пространстве (как минимум через соотнесение себя с визуальной средой, которое оно образует).
Кстати, дискуссия о том, можно ли отнести архитектуру к пространственно-временным практикам, по крайней мере некоторое время точно велась. На этих самых основаниях.
Мда. Хотела ненапряжно показать картинок. Сорвалась:)
В общем, я не знаю, как передать ощущение грандиозности, которое обрушивается на посетителя Залы Гигантов. Попробуйте представить размер обычного человека в соотнесении с фресками... и поместить себя на его место. Никаких новомодных 3д технологий не нужно... А в начале 16 века, при условии, насколько визуальная среда и ожидания насыщенности от нее отличались от современных? По-моему, они все должны были просто падать на входе:)
Видео в данном случае лучше передает впечатление, мне кажется (но оно будет работать не во всех браузерах, осторожно).
Click to view
И знаете, что меня во всем этом тревожит?:)
1530-е гг.
Гальярда брезжит где-то на горизонте, а по этим вот залам еще бродят пусть мутирующей, но бассаданцей.
Да ну божимой, где бассаданца и где фрески Романо?? Как это вообще могло так получиться?
Я уж не говорю о рассуждениях о том, как круто новый итальянский стиль отображает статичную монументальность и тягу к симметрии современного ему искусства. ШТА??! Да тут такая симметрия, что впору таблетки от укачивания принимать!
В общем, что-то не так в консерватории. Жаль, одних ощущений недостаточно для формирования теоретической базы:)