Танк Mk VIII "Cromwell" (A27M)

Sep 06, 2013 15:03

Мать танков, Великобритания, неоднозначно показала свою сухопутную броневую мощь во ВМВ. Все разработанные британскими инженерами экземпляры по боевым характеристикам уступали союзным и вражеским танкам. Командование разделяло танки по назначению - на пехотные, которые должны исполнять роль огневой поддержки пехотных частей на передовой, и крейсерские, предназначенные для самостоятельных маневренных действий на оперативном просторе. Первые танковые бои показали несостоятельность такой классификации, поэтому союзники отказались от неё, пустив в разработку универсальные танки (Т-34, "Шерман"). Но консервативная Британия продолжала выпускать "сухопутные крейсеры". В боевой ситуации эти машины показали себя не с лучшей стороны - слабая броня легко прошивалась мощными орудиями противника, а сложная комплектация затягивала ремонт повреждённой техники. Британские танкисты предпочитали надёжные американские танки отечественным. В конце 1941г. британские инженеры выдвинули новый проект крейсерского танка А27М. В следующем году начались первые испытания нового детища британского танкостроения - "Кромвеля".



В процессе многих испытаний "Кромвель" показал своё преимущество в сравнении с другими танками "Владычицы морей", но явно уступал американским собратьям. Работы по усовершенствованию нового "крейсерского танка" велись одновременно с его серийным производством мощностями фирм Leyland, Metro, BRCW, Flower.



Также ряды "Кромвелей" пополнили танки Centaur A27L с установленными на них двигателями Meteor фирмы Rolls Royce. Двигатель располагался в моторно-трансмиссионном отделении в корме танка, оно было отделено от боевого отделения, где размещался экипаж, 8-мм броневой перегородкой. Аналогичная перегородка отделяла боевое отделение от отделения управления. Корпус собирался из катаных броневых листов на каркасе с помощью заклёпок и болтов. В некоторых модификациях использовалась сварка. Башня состояла из внутренней сварной коробки и наружного слоя брони, крепившегося к ней болтами, таким образом обеспечивалось дополнительное бронирование. Удачный двигатель и ходовая делали танк быстрым и манёвренным.



Гонка вооружений вынудила сменить первоначальный вариант 6-фунтовой пушки на более мощную 75-мм длинной 36,5 калибров. Впервые на британских танках вертикальное наведение орудия осуществлялось с помощью подъёмного механизма винтового типа, а не с помощью плечевого упора. Новое орудие всё же уступало в мощности немецкому аналогу, но, не смотря на это, новая компоновка танка была утверждена. Помимо основного орудия крейсерский танк также был вооружён спаренным с орудием пулемётом, установленным в маске пушки, и курсовым пулемётом в отдельной маск-установке. Оба пулемёта Besa были калибра 7,92. Внутри также перевозился 7,7-мм пулемёт Bren для противопехотной и противовоздушной обороны. Но это ещё не весь арсенал британского "сухопутного крейсера". В специальной амбразуре в крыше башни устанавливался 2-дюймовый миномёт для стрельбы дымовыми (1 граната создавала завесу до 15-20 кв.м.) и осколочными гранатами.



Танки "Кромвель" начали поступать в войска с осени 1943г. аккурат к началу операции Overlord. В качестве разведывательных танков "Кромвелями" снабдили британские танковые подразделения, среди которых была 7-я танковая дивизия "Крысы пустыни", которая как раз прибыла из Италии в Британию. Командирские модификации танка были переданы штабным частям и командным составам.
Боевое крещение танков "Кромвель" состоялось в день "D" 6 июня 1944г. - в день высадки англо-американских войск на европейский континент.



Быстрые танки сразу атаковали немецкие позиции сосредоточенные на пляжах. Боевые единицы успешно действовали на открытой местности против пехоты и артиллерийских позиций противника. Но первые же бои с немецкими танками Учебной танковой дивизии в стиснутом пространстве улочек нормандских городов показали, что британские танки во многом уступают немецким. При столкновении "Кромвелей" с "Тиграми" из 101-го тяжёлого танкового батальона СС под командованием М.Витмана британские танки не смогли должным образом противостоять противнику. Большие потери среди боевых машин сорвали операцию по окружению немецкой Учебной танковой дивизии.



Тем не менее танки "Кромвель" принимали участие практически во всех операциях, проводившихся английскими войсками в северо-западной Европе до конца войны. "Кромвель" также использовался в польских и чехословацких частях, а 6 машин были переданы СССР.






Резюме. Крейсерский танк "Кромвель" стал первым танком Великобритании, который смог достойно показать себя на полях сражения. Такая боевая машина больше пригодилась бы британцам в начале войны, а не в её последнем акте, когда уже большинство танковых частей были укомплектованы "Шерманами". Скоростной, манёвренный, ощетинившийся всевозможным оружием, танк уступал мощностью главного орудия и недостаточной бронёй. Для успешного противостояния средним танкам противника всё же требовалось улучшить эти показатели...


* Михаил Барятинский ""Сухопутные крейсера" Черчилля"

танк, world_of_tanks, война, cromwell, pics, history, техника, книги, ВМВ

Previous post Next post
Up