Корни и крона психологии (23)

Mar 06, 2019 15:53

23. Между «белым шумом» и «черным квадратом»
(начало, предыд.)
Еще раз, на всякий случай, сформулируем ключевое различие между деятельными и созерцательными (духовенскими) психотипами, диктуемое общей для всех психотипов внутренней потребностью в высвобождении тонкой психической энергии для развития. Во всех случаях актуальные образы «оперативной» памяти сравниваются с картой образов долговременной памяти. Скорее всего, кратковременная оперативная память в виде биохимических цепочек формируется и хранится в изолированной иммунным барьером части кровеносно-лимфатической системы мозга, а долговременная память ‑ в остальной части этой системы. Однако нам для вскрытия логики «черного ящика» психики физическая природа носителей памяти не важна, важно наличие двух уровней, обменивающихся не только информацией, но и тонкой энергией.

Ведущая деятельная ипостась получает такую энергию за счет быстрого поиска простых образов действия (распознавания простых ситуаций) в относительно небольшой «карте комбинаций». Компактность такой «карты» обеспечивает максимально быструю реакцию и активное продвижение деятельной личности в широком и однородном поле деятельности. Запасы тонкой психической энергии пополняются и высвобождаются для развития за счет постоянного повторения доступных комбинаций, то есть большого числа мелких порций энергии. Примером такого широкого по охвату, но узкого по вариантам действий образа действий является военная служба ‑ пришел, увидел, победил, ну или проиграл конкретный бой с противником.

Если ведущей является духовенская ипостась личности и созерцательная функция (ощущающая по Юнгу), то вместо широкого регулярного поля деятельности приходится иметь дело с не столь широким полем, состоящим из индивидуальных случаев. Каждая из ситуаций требует более длительного поиска и распознавания тех или иных участков более масштабной карты ситуаций. Хорошо понятным примером такой деятельности является работа земского врача с не очень широким кругом пациентов, но с очень большой картой возможных симптомов, диагнозов и вариантов лечения.

Специализированный врач тоже имеет ограниченный круг пациентов, а его часть общей карты дополняется деталями и вариантами. Как если бы общую топографическую карту дополнили картой одной из местностей более крупного масштаба. Соответственно, внешне работа представителя духовенской профессии выглядит не столь энергичной и быстрой, как у экспансивных деятельных типов - военных или, скажем, лесорубов. Хотя внутренняя работа для получения такой же дозы тонкой энергии не может быть меньше. Наоборот, поиск и распознавание сложной ситуации на крупномасштабной карте требует больше затрат тонкой энергии. Однако при этом совпадение сложного образа со сложным участком карты освобождает больше жизненно необходимой духовной энергии.

Разумеется, кроме крайних позиций на шкале «деятельный - созерцательный» есть и промежуточные типы деятельности и личностей, которые в Эннеаграмме и нашей таблице попадают в центральный девятый тип Посредника или близкие к нему подтипы деятельных и созерцательных типов. Например, фельдшер скорой помощи и тем более санитар на поле боя будут ближе к деятельным, а военный разведчик или оператор ПВО ‑ ближе к созерцательным типам.

Попробуем теперь так же вскрыть логику различий между чувствующими и интуитивными типами, то есть по второй шкале, формирующей нашу Эннеатаблицу. Для начала еще раз вернемся к сравнению трех духовенских типов ‑ помощника, скептика и индивидуалиста. Все три типа созерцательны и работают со сложными картами ситуаций. Однако индивидуалист, как Арамис, работает с актуальной картой политических связей, как и полевой военный разведчик (перфекционист типа Дж.Борна) с актуальной картой диспозиции противника. Сегодня эта карта актуальна, а завтра никому нужна, так что нужно постоянно обновлять за счет постоянной светской активности (рейдов по тылам). В этом смысле чувствующий (эмоциональный) тип похож на деятельного типа, который так же не имеет необходимости запоминать надолго и тем более передавать по наследству ученикам актуальную карту ‑ диспозицию. Намного важнее владеть таким же компактным набором (картой) ситуаций и комбинаций для работы с социальной средой, как деятельный тип имеет для работы с материальной средой и физическим противником.

Обладая долговременной памятью о типовых ситуациях и навыками комбинаций для работы в социальной среде, всегда можно составить актуальную карту связей, и никак иначе. Соответственно, постоянная социальная активность поощряется такой же дозой тонкой психической энергии при совпадении социального результата с ожидаемым. Такое совпадение также бывает не всегда, а в регулярной социальной среде в типичных для нее состояниях. Однако такие периоды регулярного поддержания социальной идентичности хотя и длятся несколько поколений, но не вечны. Рано или поздно наступает новая эпоха перемен, оборачивающаяся, как всегда, хорошо забытыми старыми уроками истории, а также других ставших актуальными древних знаний ‑ скажем, в части эпидемиологии. Вот тогда без глубинной интуиции не обойтись, как без актуальной социальной интуиции в обычные времена.

Впрочем, до ситуаций, когда на первый план выходят сугубо интуитивные типы, мы еще дойдем, не спеша. А пока есть смысл подробнее разобрать самую обычную, усредненную ситуацию, где лучше всего работают скептики и посредники, в отличие от бурлящего мира светских интриг и актуальных флуктуаций, где нужны только актуальные карты во всех смыслах. Анатомический атлас, атлас лекарственных растений или карта болезней и симптомов ‑ это достаточно консервативное собрание подробностей, которое не сильно меняется от поколения к поколению. Однако от поколения к поколению может передаваться интуитивный навык восприятия и работы с такими сложными картами, без которого сложно даже окончить вуз ‑ не то, что развиваться и расти. Так что среднему (в самом хорошем смысле) специалисту нужны и навыки социального общения, чтобы ориентироваться и прояснить актуальность тех или иных разделов большой карты, и не помешают врожденные интуитивные способности при неизбежных неожиданностях. И та, и другая работа «вознаграждается» из наличных средних запасов духовной энергии.

Однако что значит «средние запасы»? На деле запасов информации и связанной тонкой энергии может быть более чем достаточно, поскольку долговременная память передается по наследству. Однако далеко не всегда личность имеет доступ к этой энергии и информации, в том числе и в силу определенной конфигурации ипостасей личности. Интуитивные психотипы потому так и называются, что в большей степени ориентированы на работу с глубинной наследуемой памятью поколений. Хотя опять же интуиция тоже бывает разной ‑ деятельной, светской, духовенской, когда для творческой ипостаси будет открыта та или иная часть наследуемой памяти: «карты» тех или иных навыков работы, в том числе чтения сложных карт, а то и сами сложные карты из памяти предков.

Во всяком случае, никто не отрицает, но и не объясняет те самые феномены, когда юные, не знавшие реальной жизни аутисты проявляют способности мудрецов. Жрецы в состоянии транса толкуют загадки и предсказывают судьбы, и так далее. Впрочем, нам для наших целей необязательно углубляться в исследование мистики. Достаточно и более приземленных феноменов, как наследуемые способности, например. Один студент будет долго и упорно зубрить анатомию, а другой даже не зубрит, а как будто вспоминает уже известное. Сложно представить иное объяснение, кроме передачи долговременной памяти детям и внукам. Хотя для проявления таких интуитивных знаний нужны еще два условия - интуитивный психотип и доступный запас тонкой энергии.

Чтобы «нырнуть» в глубины наследуемой памяти, нужно еще больше времени и духовной энергии, чем для работы с личной долговременной памятью. Накопить запас энергии и интуитивные навыки возможно в семье, если с детства работать с информацией, образами, совпадающими с глубинной наследуемой памятью. Напомню, что создатели Эннеаграммы одним из признаков сугубо интуитивного Мыслителя как раз и назвали увлечение с детства энциклопедическими сборниками.

Наверное, рекордсменом по глубине интуитивного «ныряния» к образам духовного Космоса следует признать нашего Михаила Афанасьевича Булгакова. Никак не меньше, чем их Карл Густав Юнг. Стоит ли напоминать, что оба происходили из потомственного духовенства, и выросли в семейной атмосфере религиозно-философских бесед. И одних только разговоров за семейным столом и даже чтения из семейной библиотеке мало для передачи всех глубинных образов. Иначе литературоведы и последователи давно бы разыскали все эти образы в известных изданиях и преданиях. Однако потому и признаны оба гениями, что сами нашли в глубинах интуиции новые образы и смыслы. Семейная традиция могла лишь помочь поддержать уже достигнутый предками уровень работы с тонкими энергиями и наследуемой памятью ‑ и образами, и навыками работы с ними.

Объединенные общей ролью Помощника «северо-восточные» психотипы бывают более интуитивными или более созерцательными. Если ведущая функция «восточная», созерцательная, такой Помощник ориентирован все же во внешний мир, а творческая интуитивная работа с выбором подходящей «карты» помогает ему помогать людям. Если же главный интерес интуитивного созерцателя обращен вглубь себя, на «небеса» своего духовного космоса, то наблюдается несколько другой религиозный феномен ‑ отрицания значимости или даже реальности внешнего мира. Этот феномен тоже вполне объясним генетически наследуемой памятью одновременно с традицией передачи духовных «карт» через обучение молодых жрецов. Совпадение глубинных образов наследуемой памяти с такими же сакральными образами икон и кумиров, образами ритуальных действий и духовных сюжетов гарантированно высвобождает тонкую энергию, окрашивает образы нуминозным «светом», видимым внутренним взором.

Наверное, все знакомы с топографическими картами и их главным отличием от отображаемой ими реальности. Повседневная реальность ‑ она пыльная или дождливая, деревья и дороги кривоваты и выщерблены, а вот их образы на карте ‑ всегда идеально ровны и тонко вычерчены. А тут еще при передаче карты ученикам сразу двумя путями - эти идеальные образы еще и подсвечены легким наркотиком интуитивного узнавания. Тут поневоле признаешь главной и наиболее значимой именно эту виртуальную реальность интуитивных «небес». Другой вопрос, что для наблюдения именно такой сверхреальности идеального мира нужно вырасти строго внутри духовной традиции. Так что и бывают такие феномены в самых древних религиозных традициях, утративших уже связь с социальной реальностью. Впрочем, наверняка, в храмах религий или наук, не утративших такой внешней связи, тоже встречаются потомственные жрецы, полагающие остальной мир малозначимым и лишенным нуминозного света.

Не знаю, правильно ли называть такой «северо-восточный» подтип Помощником, хотя у него бывает фанатичное желание помочь профанам найти истинный путь. Конкретным и ярким историческим примером такого подтипа может служить Казимир Малевич с его «ЧК» и художественной артелью «Вербовка», предвосхитившими образ реальной ЧК. Все прочие «супрематические» образы тоже могут служить иллюстрацией к психологии творческой секты, поклоняющейся абстрактным идеальным образам. Химически чистый образец гордыни творческого авангарда тоже отражает историческую реальность своего мизантропического времени. У всякого искусства имеется и оборотная сторона, разрушительная «черная магия» искусства. Исцеляющая «белая магия» основана на любви к грешной земле и несовершенному человеку ‑ создателю и носителю идеалов.

Можно заметить, что для «восточных» психотипов шкала «север ‑ юг» коррелирует со шкалой долговечности поддерживаемых ими «карт» ‑ от вечности до сиюминутности. Посмотрим, нет ли такого же соответствия для «западных» психотипов - энтузиаста, достигателя и перфекциониста. Все деятельные типы ориентированы не на сложные карты, а на реальное поле деятельности. Компактные карты стандартных комбинаций ‑ тоже важны, но работа с ними минимизирована. Средний по шкале «север - юг» тип (достигатель) и в этом случае востребован в регулярных условиях ‑ не слишком сложных, но и не слишком простых, чтобы заменить специалиста с его навыками, а также средне зависимых от актуальных светских веяний среди начальства.

«Юго-западный» тип, Перфекционист, как и Индивидуалист, вынужден намного больше времени уделять отношениям со светскими кругами начальства и окружения. Нужно быть в курсе актуальной повестки дня и текущих целей, чтобы в случае неудачи не оказаться крайним. Эта озабоченность заставляет перфекционистов больше работать с деталями, внешним видом, иметь заделы на важных направлениях и так далее. Поэтому набор комбинаций является смешанным ‑ для работы и в материальном, и в социальном поле, а во-вторых более гибким и обновляемым, экономичным. Перфекционист уклонится от боя там, где Достигатель рвется в драку, зато получит удовольствие не от самой драки, а от комбинации уклонения и коварного удара в спину. Впрочем, это тоже зависит от подтипа, более близкого к Боссу, как, например, близкая к кардиналу Миледи.

Совсем другое дело ‑ интуитивная, а не светская мотивация «северо-западного» типа Энтузиаста, вечно подчиненного идеальным целям, а не сиюминутным настроениям авторитетного светского круга. В чем-то эти два подтипа похожи, поскольку им нужно выбирать или придумывать новые работающие комбинации. Однако у Энтузиаста для этого есть целая вечность, и сама работа над инструментами достижения цели, испытания приносит больше удовольствия, чем попытка реального продвижения к цели. Таким образом, различие по шкале «север - юг» (интуиция против амбиций) для «западных» деятельных типов коррелирует с долговечностью и масштабностью целей работы. Для перфекционистов важно быть впереди при любой конъюнктуре наверху. Для достигателей не столь важна среднесрочная цель, сколько сам процесс продвижения. Энтузиастам для движения к идеальной цели неважно даже, сколько понадобится поколений, главное ‑ уже сейчас готовиться и начать движение.

Наконец, для центральных между «западом» и «востоком» типов (Мыслитель, Посредник, Босс) важно не само по себе движение и освоение, неважно реальной земли или карты, а свое место в этом движении. Мыслитель подключен к вечности, чтобы иметь в любой момент интуитивный ответ на любой вопрос, а к реальности, чтобы было, кому этот вопрос задать. Босс тоже зеркально подключен своими амбициями к светскому кругу, чтобы быть всегда наверху, но для этого ему и нужны подчиненные в движении. Между этими двумя полюсами находит свое место Посредник, одинаково удобный для общения двум слабо совместимым между собой высшим инстанциям.

Продолжение следует

психология, Булгаков, эннеаграмма, мыслитель, философия

Previous post Next post
Up