«Хоть немного еще постою на краю…»
Можно уже, не спеша, подводить итоги года, начиная с обобщающего впечатления:
Несмотря на всеобщую тревожность и регулярные неприятности, в общем и целом ситуация не дает реального повода для политического и тем более военного алармизма. Единственное поле, где алармизм уместен, а потому тщательно затушевывается элитариями всех стран ‑ это финансовое «поле чудес», на котором нашими и не нашими «буратинами» прикопано и засолено немало сольдо. Однако именно по этой самой причине надвигающегося глобально-финансового «большого зверя Пицзецы» глобальные элитарии вынуждены петь хором, но шепотом и строго за кулисами: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке».
На политической сцене при этом вывешена плетка-семихвостка и разыгрываются брутальные сцены из пьесы «Тридцать три подзатыльника», чтобы держать публику и элитариев второго, публичного сорта в постоянном напряжении и устрожающей дисциплине. Это устрожение тем более актуально, что главным итогом истекающего года является практически полное исчерпание всех прежних не только однополярных, но и всех прежних инструментов власти глобальной финансовой элиты. Теперь любой вариант ‑ что ужесточение, что смягчение финансовой политики, что привязка, что отвязка других валют от доллара, что накачка фондовых пузырей, что наоборот ‑ не дает никакого эффекта в смысле усиления влияния финансовых элит в целом или даже их части. Не говоря уже об экономическом росте или технологическом развитии. Остается только рисовать красивую статистику, тем более что за ее соответствие реальности никто уже не спросит ‑ никому всерьез не до этого.
Нужно заметить, что признаки исчерпания нормальных финансовых инструментов были заметны намного раньше. Так что приходилось задействовать их в слегка, а потом и вообще ненормальных режимах «эпохи КуЕ». Так называемая «сланцевая революция» или «зеленая энергетика», ряд других «хайтечных хайпов» имеют все признаки финансовых пирамид, надуваемых при этом не то что при попустительстве, а при участии властей. Ну и напоследок, уже при Трампе одновременное снижение налогов и рост бюджетных расходов ‑ имеют смысл только для поддержания текущей политической стабильности как последняя припарка уже практически мертвому финансовому капитализму. Если бы старые механизмы финансовой власти сохранялись и далее, то так рисковать никто бы не стал.
Однако, если вместо прежних финансовых рычагов главным инструментом управления становится «плетка-семихвостка» финансового контроля, а для всеобщей острастки запускаются показательные процессы как с топ-менеджером китайской «Хуавэй» или саудовским крон-принцем, то кого волнуют какие-то там законы рынка. Главное, что все пропагандистские ресурсы бывшей либеральной, а ныне уже срочно право-популистской элиты на марше перестраиваются на хвалебные дифирамбы, как повезло Америке с Трампом, какая великолепная у них статистика, не то что у нас, голодранцев.
Действительно, кому нужны эти нефть, газ, уголь, зерно, металл, мирный атом, оружие, если нет красивой статистической картинки? Тем более что право продавать все эти товары всем подконтрольным Вашингтону или Лондону сателлитам, как и право покупать напрямую, а не через «реверс» или «роттердам» с дикой посреднической маржой контролеров ‑ нужно еще заслужить и защитить. Не было бы в конце списка большого выбора оружия вплоть до ядреного гиперзвука, не было бы большого смысла и в первых позициях ассортимента. А так мы еще посмотрим, кому из торговых партнеров одолжить, а кому только дать понюхать ракетно-ядерный «зонтик».
Одним из важных признаков перехода от финансовых к смешанным финансово-спецслужбистским технологиям глобальной власти стал в этом году выход политиков из клана Бушей на ключевые позиции в Вашингтоне ‑ сначала руководитель СНБ Болтон, потом судья Кавано, и наконец ‑ номинация нового генпрокурора. Новый директор ЦРУ тоже делала карьеру при Бушах и подвергается нападкам от клинтонитов, так что можно делать выводы о лояльности новой команде старых спецов в руководстве спецслужбами. С другой стороны, объективное исчерпание финансовых технологий и инструментов власти не обнуляет, но делает зависимыми банкстеров из двух главных центров власти - ФРС и лондонского Сити.
Есть и обратная зависимость, поскольку спецслужбисты не могут без содействия банкстеров перехватить контроль над экономикой, а только над степенью свободы элит. Любая попытка вместо спасения банкстеров отодвинуть их от власти может быть парирована провоцированием кризисов в любой точке мира. Как раз в Париже это и было продемонстрировано в ответ на попытку самостоятельного маневра Макрона в сторону европейского суверенитета. Так что между тремя головами финансовой элиты Запада: пиратами, менялами и финконтролем ‑ не только установлен политический баланс после ноябрьских выборов в США, но главное ‑ питаются они в три горла от одного тела глобализированной экономики. И пока еще эта экономика станет многополярной, далеко не сразу.
Таким образом, текущая ситуация на глобальном уровне ‑ это краткий момент затишья, когда старые механизмы уже не работают: Две ноги глобальной олигархии устали ходить под тяжестью накопленных долгов и переставших действовать стимуляторов. В то же время новые костыли финконтроля или даже некий «экзоскелет» только примеряют и обкатывают с обезболивающими пропаганды. Однако, как и с каким скрипом эти новые механизмы заработают в нужном объеме, пока еще никто не знает. Оттого и держались за старое до последнего края, да и при ведущей роли финконтроля не будут отказываться ни от военных угроз, ни от кредитного шантажа от МВФ ‑ пока долларовая система не распадется на автономные валютные зоны. А это произойдет далеко не сразу, даже если первые шаги к этому сделаны уже почти всеми крупными державами.
Продолжение будет