14. Выход на сцену
(начало,
предыд.) Вернемся к одному из важных вопросов - соотношению врожденного психотипа и основной социальной роли. Понятно, что психотип во многом предопределяет социотип, так же как генотип проявляется в фенотипе. Если в психотипе доминируют функции, скажем, интуитивная и чувствующая, то вряд ли основным станет деятельный или даже духовенский социотип, то есть основная социальная роль Достигателя или Скептика. Однако в какой степени психологический «фенотип» определен психическими «генами», а насколько - социальной средой? Может ли один и тот же набор ведущих функций дать разные социотипы? И в какой момент эта дифференциация основной роли происходит?
Придется сразу оговориться, что данная постановка ключевого вопроса вообще не содержится в известных мне психологических трудах. Поэтому опираться придется на множество косвенных социально-психологических данных, обнаруженных при ответах на другие вопросы, в том числе весьма далекие от нашей темы. Непосредственные и опосредованные надежными источниками жизненные наблюдения тоже дают основания для философских оценок и обобщений.
Каким образом и когда врожденный психотип превращается в социальную роль? Жизненные наблюдения, как и анализ эмпирических научных данных психологов в моей работе «Ступени Подъема», подсказывают, что это происходит на четвертом году жизни. До этого момента врожденный установочный сценарий саморазвертывания личности последовательно формирует:
1) сначала цепочки моторных реакций для освоения локального материального мира - проявления деятельной функции;
2) эмоциональные реакции и навыки побуждающей обратной связи - проявления чувствующей функции;
3) различение «свой-чужой» и соответствующая «разметка» расширяющегося поля направленного внимания - проявления ощущающей функции;
4) не понятные для психологов-классиков, но заметные проявления интуитивной функции, обозначенные как «аутистическое мышление» и утверждение «самости».
В первые три года жизни социальная роль не может быть проявлена даже в самом предварительном виде, поскольку еще не созрели «приводные ремни» для социального общения и проявления - три направленных вовне коммуникативных ипостаси личности. Первая - деятельная и бессловесная ипостась проходит свой первый круг адаптации, созревания за пять циклов по четыре месяца (лунных по 29,5 дней), чуть больше полутора лет. Это не значит, что задатки трех других психологических функций не развиваются, но они встраиваются и работают строго внутри первого исполнительного или «моторного» контура.
Вторая - эмоциональная и словесная ипостась развивается параллельно, но в ином темпе - полный круг адаптации проходит за 21 год (пять циклов по четыре с небольшим года - 13 лунных месяцев). Хотя уже к трем годам созревает эта автономная и своевольная часть психики, порождая «кризис трехлетнего возраста» в отношениях с внешними эмоционально мотивирующими субъектами - родителями.
Кстати, в библейской символике первая ипостась названа «скотиной», потому как бессловесная, сугубо моторная и требует словесного эмоционального управления от второй ипостаси «жены». Антропология Ап.Павла обозначает первую ипостась психики как «плоть», а вторую как «душу» (она же - «внешний человек»). Здесь мы можем достаточно четко увидеть соответствие древних «корней» и эмпирических ветвей современной психологии. Аналитический обзор опытов Пиаже, их критики и опытов Выготского, других авторов в работе «Ступени Подъема» дает достаточно полную картину формирования двух автономных контуров (словесной и бессловесной ипостасей) личности. В том числе выявлено становление ипостаси «души» через интериоризацию внешнего эмоционального контроля (как «внешнего человека» внутри личности).
Конфликт (когнитивный диссонанс) между внешним родительским контролем и сформированным внутренним эмоционально-побуждающим субъектом приводит к середине четвертого года жизни к первому серьезному кризису развития. Врожденная потребность в проявлении автономной воли пробуждает фантазию и направляет весомую часть жизненной активности в параллельную игровую реальность. Примерно тогда же отмечается появление долговременной памяти о событиях в жизни ребенка. Начинает складываться вторая пара ипостасей личности.
Третья или третейская ипостась - «дух» (он же «внутренний человек», библейский «муж») отвечает за направленное внимание и страховую «разметку» (правила), без чего невозможно освоение двумя первыми ипостасями постоянно расширяемого пространства, в том числе своего особого игрового. Наконец, четвертая интуитивная ипостась - это, по сути, механизм доступа к образам и сюжетам коллективного бессознательного, то есть записям долговременной памяти, передаваемой буквально с молоком матери. При этом новые записи долговременной памяти, формируемой в ходе первых кризисных стрессов личности, основаны на тех же биохимических и биофизических механизмах.
Для наших рассуждений даже не важно, каковы эти механизмы - но, по мнению многих авторитетов, как отец кибернетики Н.Винер или первый картограф генома человека Крейг Вентер, центральный управляющий контур развития личности находится не в ЦНС, а в крови и лимфе человека в виде некой «управляющей сети» из мобильных генетических элементов. Важно, что в ходе эволюции предельно маловероятно создание двух разных механизмов связи между внешними контурами коммуникации личности и двумя разными механизмами долговременной памяти - унаследованной коллективной и личной. К тому же унаследованная коллективная память о пережитых стрессах когда-то давно была чьей-то личной долговременной памятью.
Таким образом, именно рубеж развития личности на четвертом году жизни, когда появляется личная долговременная память означает начало автономной работы четвертой творческой ипостаси. Символически этот центральный контур личности можно назвать «вратами на небеса» коллективной памяти, где личность черпает образы и сюжеты для игровой активности, необходимой для дальнейшего развития и адаптации ко все более сложным социальным взаимодействиям. Однако при этом основная активность ребенка подчинена внешней родительской воле, так что свой автономный центр воли и «самости» находится лишь на первых ступенях своего Подъема.
Теперь мы можем более определенно привязать врожденный психотип личности именно к центральной творческой ипостаси как один из вариантов конфигурации её связей с тремя другими контурами управления (ипостасями). Например, для деятельного психотипа (проявленного в роли Достигателя, Энтузиаста, Перфекциониста) выход к содержаниям и психической энергии коллективных «небес» встроен непосредственно в центр первого, исполнительного контура. Поэтому накопленная «управляющей сетью» психическая энергия (она же «либидо», она же «пассионарность») наполняет, прежде всего, волевой центр бессловесной моторной ипостаси. Через эту прямую связь внутренний неосознаваемый волевой центр непосредственно формирует интуитивную карту и сюжет, сценарий деятельности. Другие ипостаси будут ведомыми, наполняться духовной энергией по мере необходимости для развития ведущей ипостаси.
Авторы Эннеаграммы, как и многие другие психологи, пытались объяснить ту или иную социальную роль личности первичным социальным общением ребенка в семье. Однако та или иная конфигурация первых социальных контактов личности с родителями, а также с бабушками как внешней третейской инстанцией - вполне может определяться врожденным психотипом. Наоборот, сложно представить, как деятельная или иная ипостась личности ребенка, с ранних стадий подпитываемая внутренней энергией и содержаниями через определенную конфигурацию психотипа, будет вдруг совсем иначе взаимодействовать с внешним родительским волевым центром. В этом случае тоже более активной будет деятельная или иная ведущая ипостась.
Одной из популярных психологических практик в наше время являются тренинги, направленные на работу с долговременной памятью вплоть до воспоминания о первом детском стрессе, с которым связано начало работы долговременной памяти. Прошедшие такой тренинг глубокой рефлексии тоже могут на фоне высвобождения внутренней энергии прийти к выводу, что именно в этот момент сложился психотип или определилась социальная роль вследствие именно такого первичного кризиса, стресса. Социальная роль действительно проявилась примерно в это время, но вот вопрос, что первично? Вариант, когда уже почти проявленная личность реагирует как на стресс именно на это, а не на другое социальное событие - не рассматривается?! Тем более что предыдущие стадии развития личности в долговременную память не записаны и рефлексии не поддаются, а только фантазийной реконструкции. Так что субъективное восприятие первичного стресса как возможной видимой причины формирования будущей основной социальной роли - не отменяет роли врожденного психотипа.
Таким образом, вектор направленности в пространстве социальных ролей, скорее всего, однозначно определяется врожденным психотипом. А вот амплитуда социальной роли, выраженность проявления психотипа может быть разной. На ранних стадиях детства будущая основная социальная роль проявляется только в играх, так что текущая основная роль - это Посредник между родителями с небольшим вектором влияния внутри этой роли. И только на подростковой стадии развития вектор может быть проявлен как более выраженная и активная основная роль. А может и на взрослых стадиях не проявиться сильнее, если по тем или иным причинам внутренняя духовная энергетика не выливается в социальные формы, во внешнюю активность. Тогда вектор психотипа будет проявлен как слабое влияние внутри сохраненной роли Посредника.
Продолжение следует