Весенние песни (3)

Mar 24, 2017 17:00

3. «Ты казала у недилю: пидем разом…»

События на постсоветском пространстве в начале 2017 года находятся в опосредованной связи с глобальными раскладами. Субъективно элиты в Киеве или Минске весь прошлый год готовились к президентству Хиллари, заранее готовили позиции для нового раунда давления и торга с Москвой с позиции важнейших «форпостов», соответственно, Запада и Востока на линии усиления конфронтации. Между собой эти «форпосты» тоже готовились к продолжению и умножению теневых транзакций. Избрание Трампа смешало все карты и планы, а его сложное и даже сейчас не завершенное вхождение во власть только усугубило дезориентацию и фрустрацию всех восточноевропейских элит. Одним из последствий этой глобальной неразберихи стали феерические даже по киевским меркам пируэты с подскоками и отскоками, а также ускоренное приближение минских «элитариев» к состоянию киевских.

Нет смысла предполагать какие-то рациональные резоны в «резких» на публику акциях и при этом осторожных телодвижениях укроолигархов с «силовиками». В такие периоды всеобщей хаотизации верх берут глубинные инстинкты, унаследованные даже не от Хазарии, Малой Тартарии и Дикого Поля, а от древних кочевников - скифов с сарматами. Эти инстинкты нельзя даже назвать политическими, но просто кризисными. В целом они совпадают с инстинктами других торгашеских наций с пиратскими корнями. Торгашеские «элиты» по-разному, но одинаково предсказуемо ведут себя в спокойные и в кризисные периоды. Когда внешняя рамка для торговой сети стабильна, ее узлы заняты взаимной торговлей, привычно пытаясь друг друга обмануть, кинуть, переиграть, но все же в рамках неких правил игры. В кризисной ситуации срабатывает инстинкт «поиска жертвы». Каждый по отдельности и все вместе начинают прикидывать, кого бы из своих заклятых друзей и партнеров разодрать на части и сожрать, если общие доходы сжались и на всех не хватает.

Однако, еще более важная сторона общего хищного инстинкта - это не дать другим сожрать себя. Этот всепоглощающий страх тем выше, чем хуже дела идут у торгашей в целом. Все и каждый начинает бояться, прежде всего, тех из олигархов, кто выглядит более сильным. Сгустившийся страх заставляет всех игроков, ощущающих себя слабыми и уязвимыми (а в Киеве сейчас все такие), найти способ противостоять самому опасному и наименее подконтрольному.

Поэтому, кстати, в 2013 году все вместе, даже включая часть «донецких», объединились против Януковича. Если бы тот не был белорусом, то включил бы такой же базовый хохляцкий инстинкт самосохранения, пожертвовал бы кем-то из слабых союзников, возглавив всеобщий дерибан побежденного. Хотя если бы он был таким же, как остальные укроэлиты, то его бы другие игроки и внешние силы не подпустили бы к трону для поддержания баланса сил. Так что все закономерно, и жертвой для утоления хищных инстинктов элиты стал сам Янукович и его ближнее окружение. Однако все эти «пиратские» инстинкты Дикого Поля не учли, и не могли учесть важного момента, привнесенного на бывшую Украину государственническим инстинктом великороссов. В процессе пожирания вполне добросовестного президента, древнеукрские «пираты» инстинктивно разломали ненавидимое ими государство как таковое. А вместе с ним и индустриальную основу относительного богатства всей укроолигархии.

Точно такими же безумно хищными инстинктами обусловлены шатания и бред укроэлиты после неожиданного для них поражения Хиллари и избрания Трампа. Весь прошлый год готовились встречать хлебом, солью и горилкой Владычицу. Коалиция Ахметова-Пинчука успели даже вложить деньги в фонд Клинтонов, а противостоящая им коалиция Порошенко-Яценюка с переляку в ответ ухитрились активно поучаствовать в травле будущего хозяина Белого Дома, обвинив его в связях с Януковичем и Кремлем. Однако в целом угроза усиления неоконов в США и, соответственно, блока БПП-НФ в Киеве вела к инстинктивному объединению всех прочих укроэлитариев против них. Так что и увольнение Яценюка из премьеров, и фактический распад большинства в Раде к концу года были такими превентивными приготовлениями к последующему торгу.

И тут вдруг - трампампам - грянул гром с ясного, казалось, небосклона американской политики. Все оказалось не так, как казалось, вот только понять новый расклад стало еще более сложно, если вообще возможно, благодаря истерике и дымовой завесе западных либеральных СМИ. То ли выиграл Трамп, то ли нет? Проголосуют за него выборщики или как? Доживет ли до инаугурации или его сразу после отымпичат? Даже если разбираться не с помощью фейковых СМИ, а призвать аналитиков - все равно непонятно: кто там у них в Вашингтоне на коне? Хиллари и неоконы вроде бы проиграли, но и противостоявшие им пролондонские силы не выиграли. Трамп вроде бы в поддержку Израиля и оборонных расходов, но при этом за диалог с Кремлем и против интервенций в Старом Свете. В общем, черт голову сломит, особенно если голова не шибко привычная думать, прежде чем следовать инстинктам.

В любом случае к Новому году выяснилось, что проамериканские укроэлитарии из западных регионов оказались самыми слабыми, из-за затянувшегося выяснения отношений в самих США. Противостоящая им коалиция Пинчука-Ахметова и примкнувших к ним - выглядела намного сильнее. Для восточно-украинских олигархов было бы просто глупо не воспользоваться даже не моментом, а периодом ослабления конкурентов, чтобы попытаться сформировать новую коалицию в Раде и потеснить западенцев в кабинетах исполнительной власти. Однако одной только «коалициады» в Раде для этого недостаточно. Нужно заручиться поддержкой такой же ситуативной коалиции «силовиков».

Укрогенералы тоже хотят кушать, как и депутаты, и тоже сбиваются для этого в стаи. Укроолигархи не могут не иметь тесных отношений с укрогенералами и наоборот, ибо активы и торговый транзит, а также внутренние финансовые транзакции требуют реальной охраны. В борьбе за право охранять активы и транзит состоит весь смысл существования «силовиков», а все остальные «рюшечки» вроде АТО и обстрелов городов - только для обоснования этой необходимости для укроолигархов. В свою очередь, среди укрогенералов тоже идет подковерный торг за хлебные места, требующий отчислений наверх и так далее. Коалиции «восточных» укроолигархов во главе с Ахметовым и не нужно было искать связей в СБУ, МВД, МОУ, все они и так прикормлены.

Но одно дело быть ВИП-заказчиком комплексных услуг охраны, а другое дело - претендовать на власть в государстве, в том числе и над генералами. Для этого нужно было договариваться по-другому и скреплять возможный политический союз клятвами на крови, желательно - общего врага. Общим врагом для укроолигархов и укрогенералов были и остаются немногие пророссийские политики и «силовики», прежде всего, в ДНР. Тем не менее, по условиям договоренностей вокруг Минска-2, когда пророссийское ополчение при поддержке «отпускников» не стало брать Мариуполь и идти дальше на Запад, политический контроль Кремля над ДНР был поделен. Ахметову и его давней клиентуре досталась обязанность поддерживать экономику и торговые связи Донбасса с Б/У и внешними рынками. Пророссийские ополченцы обеспечивали охрану, порядок и связи с российской экономикой.

Однако такой двойственный статус и ДНР, и его экономических кураторов в Киеве-Мариуполе был непреодолимым препятствием для возвышения коалиции Ахметова-Пинчука в Киеве. Требовалось доказать, особенно перед сменой власти в Вашингтоне, что «мы - свои, буржуинские». Отсюда проистекают причины убийства Моторолы (Арсена Павлова, 16.10.16+) как символа пророссийскости ДНР и донбасского ополчения. Для организации этого покушения было недостаточно проникновения ДРГ через линию разграничения. Нужна была опора не просто среди местных жителей, а среди двойных агентов, замкнутых и на СБУ или ГУР, и на проахметовских спецов МГБ ДНР.

Само по себе наличие таких спецов и замыкание на них заведомо двойной агентуры является следствием «минской» сделки по разделу власти в ДНР и необходимым условием для поддержания стабильности в предшествующий период. Разумеется, проахметовским спецам в МГБ ДНР не нужно было самим пачкать руки, но просто закрыть глаза и «упустить» активность «двойного» агента. При этом нужно понимать специфику Киева и укрогенералов. Ни один из них не стал бы отдавать приказ на операцию без согласия укроолигарха, чьи интересы затрагиваются. Хотя бы по той причине, что исполнители немедленно воспользовались бы возможностью продать информацию. Так зачем же самому упускать такой гешефт?

Итак, к концу января сложилась ситуация неопределенности с коалициадой и в Раде, где большинства у БПП-НФ не осталось, и с «силовиками», явно наладившими далеко идущее взаимодействие с Ахметовым и Ко. Назревала ситуация, когда жертвой для общего дерибана будут назначены если не вся, то часть прежней коалиции. Да и сам полугетьман при политическом наступлении «восточных» терял чрезвычайные оборонные полномочия в пользу энергетической чрезвычайщины от правительства. (Это так и так случилось при карманном премьере по итогам «блокады».) Потенциальным проигравшим - Порошенко, Турчинову, яценюковцам - ничего не оставалось как сплотиться и провести политическую «разведку боем» в Берлине.

Попытка Порошенко найти нового патрона в лице Меркель, благословленной Обамой в лидеры глобалистов, могла дать хотя бы временную финансовую опору, не говоря уже о свеже отмытой и ближе подвешенной «морковке» безвиза. Хотя главное значение для полугетьмана имела именно проверка реального политического расклада в момент сразу после инаугурации Трампа. Смогут или нет «восточные» укроолигархи, тот же Ахметов по своим лондонским или вашингтонским каналам обеспечить реакцию новой администрации, хотя бы негромкий сигнал повременить с таким визитом или как-то еще затянуть переориентацию на Берлин? Если бы лондонские боссы «донецких» олигархов имели должное влияние на Трампа, они обязаны были такой сигнал подать и передать в адрес «киевских». Однако, как мы помним, в этот период сами «лондонские» затихли и делали вид, что не знают, в каком состоянии британская королева.

Вместо сигнала через Вашингтон был использован другой способ сорвать переговоры в Берлине - обострение на линии противостояния именно в том месте под Авдеевкой, где заведомо стояли проахметовские части ВСУ или МВД. Характерно, что организаторы этой провокации немедленно были обстреляны «своей» артиллерией, которая в этом секторе подчинена «киевским» и служит гарантом лояльности Ахметова. Следом в порядке последнего предупреждения были нанесены артиллерийские удары по опорам ЛЭП в нейтральной зоне, обесточившие Авдеевский коксохим, а заодно активы Фирташа в Горловке. Переговоры в Берлине сорвались, но главное было сделано - для всей неизбывно флюгерной укроэлиты стало ясно, что за Ахметова в данный момент заступиться некому - ни в Вашингтоне, ни в Москве. И поэтому нет смысла вокруг него объединяться, чтобы добивать, рвать на куски и пожирать остатки политических и бизнес-активов того же Бени или Яценюка. Не потому что тех жалко, а потому что страшно, когда нет гарантий успеха. Это ведь тоже один из приемов «укроэлит» - втянуть более слабых в разборки, чтобы потом подставить и самих сделать жертвой.

Зато западенских аутсайдеров, которым грозило первыми пойти на корм, не нужно было долго упрашивать на участие в контригре по блокаде транзита перевозок между предприятиями ахметовской бизнес-империи. Тем самым стартовал неформальный тендер за право взимания дани с «донецких», раз уж задружившие с ними укрогенералы сделали ошибочную ставку. Похоже, со стороны ахметовских была сделана еще одна попытка закрепить позиции и вовлечь «силовиков» на своей стороне - убийство 8 февраля Гиви. Или же ахметовские не рискнули в сложной ситуации баланса сил предотвратить эту акцию, а может быть даже сами укрогенералы в попытке откреститься от связей решили на этот раз действовать без предупреждения. Но в любом случае, это была демонстрация, во-первых, систематического характера угрозы безопасности ДНР и неспособности Ахметова выполнять свою часть договоренностей. После чего из ЛНР в Донецк был переведен спецназ «имени Прилепина».

Последовало полное отделение ДНР от Б/У, включая режим государственной границы и прекращения грузового транзита напрямую. Это уже в значительной степени сделало бессмысленной, а потому и не сильно опасной для организаторов, эпопею с демонстративной блокадой Донбасса с другой стороны. Дальнейшее существование бизнес-империи Ахметова теперь зависит не от укрогенералов и полевых командиров в зоне АТО, а от транзита через Россию и от переговоров по прямой линии Кремль-Банковая. Хотя платить налоги теперь придется на обеих сторонах, а не только в Киеве.

В общем, укроолигархи в который раз наступили на те же самые грабли, что и Мазепа в свое время. Сначала в попытке перехватить власти сами разрушили свое государство, подаренное и сохраненное Москвой. Теперь вот пытались ради куска власти в Киеве при западных патронах разрушить новую государственность Донбасса, опять таки выстроенную «москалями». И с точно таким же результатом.

С другой стороны, понять «донецких» укроолигархов можно. Россия пошла с ними на компромисс не от хорошей жизни, а потому что нужно было решать очень сложные задачи глобального уровня - и военно-политические на Ближнем Востоке, и финансово-политические на постсоветском пространстве. Пролондонские силы потому и смогли продавить компромисс на Донбассе, что была угроза отключения российских банков от международных платежных систем и системы SWIFT. Сегодня эта угроза ликвидирована так же, как и военно-политические угрозы от разгромленной «партии войны» в Вашингтоне. Так что все равно укроолигархам пришлось бы смириться с усилением позиций Кремля и пойти на новые условия экономического взаимодействия при полном политическом контроле пророссийских сил в ДНР (в Луганске он и так всегда был). С учетом влияния пролондонских сил в самой Москве вряд ли новые условия были бы такими уж жесткими, но лояльность в выполнении прежних соглашений зачлась бы. Однако для «укроэлиты» невыносима сама мысль о том, что другие укроолигархи увидят в этом новом компромиссе понижение политического статуса. Лучше уж замутить интригу ради повышения статуса в Киеве и «достойно» проиграть. Такие вот понятия о «достоинстве» у всех «древних укров».

В итоге политические разборки между укроолигархами почти дословно повторили известный анекдот о ковбоях: «Эй, Билл, а слабо за сто баксов съесть вон ту кучку бычьего дерьма? - За сто? Легко!... М-м-м… Давай их сюда, Джо. Ура! - Э-э-э… Как же так… Постой, Билл! А спорим, я тоже за сто баксов съем вон ту кучку? - Ну, давай… - М-м-м… Давай обратно! Ура! - (едут молча полчаса) - Послушай, Джо. А тебе не кажется, что мы с тобой за бесплатно оба наелись дерьма?..»

После взаимного ослабления и укроолигархов, и правительства Порошенко, лишившегося большой доли налоговых доходов - как обычно, на некоторое время опять выросло значение «силовиков». Дальнейшие публичные разборки по поводу «блокады» между подконтрольными СБУ группировками «нациков» и подразделениями МВД - это уже арьергардные бои союзников укроолигархов за право контроля остатков транзита. Но самое главное инстинктивное желание доказать свою идейную правоту, чтобы не оказаться в роли крайнего, самого слабого, что означало бы стать жертвой для всех прочих. Порошенко и его генералов из ВСУ это тоже касается, потому они, как могли, поддерживали обе стороны противостояния, пока те не выдохлись, взаимно ослабив друг друга. И только после этого сам Порошенко подвел черту, поддержав и тех, и других - узаконив «блокаду» и поручив ее осуществление ее вроде бы противникам. Хотя теперь основной транзит пойдет через другие границы, где его ждут другие «силовики».

Что касается «блокады» российских банков, то и здесь речь идет всего лишь о перераспределении влияния между властными группировками. Поменяются менеджеры, лояльные ослабевшим укроолигархам, на других - и все вернется на круги своя. Хотя, возможно, банки в дальнейшем и поменяют номинального владельца.

В целом же ситуация в этом «черноморском» секторе постсоветского пространства очень похожа на то завершение разграничения между московским и западным блоками, которые последовало за Берлинским и Карибским кризисами. Нужно было политически размежеваться и убедиться в невозможности силовых подвижек статус-кво, прежде чем переходить к переговорам об условиях мирного сотрудничества двух систем.

Важно отметить, что анализируемая часть постсоветской элиты не сумела сама, как единое целое вписаться в глобальный поворот. Ее занесло, закружило, развезло, вырвало на себя, бросило в прострацию и расплющило, так что мощный импульс глобальных изменений сыграл в минус, на дальнейший распад. В отсутствие какой-либо реакции прежнего глобального центра на призывы, позывы и позы Киева, единственным центром, на деле структурирующим и направляющим политический процесс, является Кремль. Вернее, все политические субъекты Б/У вынуждены так или иначе учитывать усиление политического влияния Москвы на Донецк, а также факт неформальной координации администраций Путина и Трампа. Пусть даже в режиме одностороннего учета Москвой объективных интересов национальной элиты США и молчаливого согласия Белого Дома с такой постановкой вопроса. Попытки как-то противиться этому новому положению вещей, плевать против ветра глобальных перемен - не могли не привести укроэлиты к закономерному результату общего снижения и статуса, и экономического потенциала. Дальнейшая игра на понижение тоже неизбежна, так что лучше было бы и вовсе не пытаться отыгрываться и блефовать без единого козыря на руках.

Продолжение следует

анализ, США, кризис, политика, Украина, ПП, Киев

Previous post Next post
Up