«Этот день мы приближали, как могли...»

Mar 08, 2013 16:00

Традиционный весенний праздник, очевидно растерявший всякое политическое и идейное значение, - хороший повод для выражений искреннего соболезнования всем политологам, идеологам и прочим олухам, продолжающим что-то такое нести в массы. Не помогают ни спиритические взывания к духу Клары Цеткин, ни дежурные разоблачения «ушей Амана», замаскированных под лепестки тюльпанов или пельмени на праздничном столе.

А я вам больше скажу: теперь и в будние дни камлания записных политологов и идеологов - мимо кассы. Потому как есть лишь одно горе горше несбывшихся политических мечт, а именно: когда эти мечты сбываются. Да-да, это я про всемирную победу «освобожденного труда» и полную эмансипацию продвинутого человечества от признаков пола, семейного положения, социального происхождения, уровня образования и многих других устаревших понятий.

Все, финита, баста, шабаш! Не работают никакие прежние эмпирические, а тем более идеологические схемы на верхних уровнях. Частные случаи наши «олухи» могут еще объяснить из-за стереотипности поведения самих политиков, но и в этом случае речь идет о маргиналах, заднескамеечниках или лузерах. А вот разъяснить поведение высшего эшелона не могу или не смеют. Как не смеют сами политики признаться в своем незнании и мотивации сугубого сохранения у власти путем тотального сговора элит. Конечно, все они по поводу кризиса изображают вынужденный сюрпляс, балансирование на самых совершенных моделях гоночных великов и даже тандемов. Но когда полотно велодрома начинает ходить ходуном, тут уже «гонщикам» ничего не остается, как крепко ухватиться друг за друга и пытаться удержать баланс всем вместе.
Собственно, первые признаки полнейшей дезориентации общественного сознания, ранее направляемого и окормляемого «шестой колонной» либеральных олухов, случились прошлым летом. Случайно этот момент совпал с началом новой пятитысячелетней эпохи по майянскому сакральному календарю (не путать со светским).

Связанная с этой полной дезориентацией фрустрация среднего класса имела место осенью. Тонко ощущающие «пятой точкой» недоэлитарии всех стран мобилизовались в поддержку Обамы. Хотя и без того на этих выборах все было схвачено и предсказуемо. Именно потому, что все прежние правила и смыслы уже отставлены, а остался лишь один общий для глобальных элит смысл поддержания статус-кво.
Настороженные ожидания 21.12.12 тоже не обманули. Плод «многополярного» миропорядка постучал ножкой в «однополярную» утробу. Ни с чем идеологически и политическим несообразный закон даже получил имя убиенного младенца, как бы намекая на недолговечность новорожденного многоглавого «дракончика». Кстати, девять месяцев, точнее первый 260-дневный цолькин закончится 31 марта.

И вот после целой серии знамений, намекающих на бренность и уязвимость мира сего, приблизились «мартовские иды», когда мировая элита на девятом месяце предпочла «лечь на сохранение», обезопасив себя от малейших рисков, исходивших от чересчур влиятельных и самостоятельных политиков, а также системных рисков в ключевых странах. Этим и только этим сохранением статус-кво объясняются любые телодвижения в верхних эшелонах мировой элиты, и никакие иные мотивы, в том числе привычные идеологические и политические закономерности более не действуют.
Да, дамы и господа! Да, дорогие товарищи! Свершилось!

Политэкономическая ситуация, в которой сегодня оказались мировые элиты, а сними и все мы, не имеет прецедента не только в последние века, но и во всей известной нам истории. Ну, разве что на рубеже предыдущего пятитысячелетия в доисторическую эпоху энеолита какой-нибудь локальный Чатал-Гуюк переживал такой же кризис и точку бифуркации с переходом к первообщинному коммунизму и отказом от экспансии, как и от культурного развития. Но такого никогда не было в глобальном масштабе, с завершением экономической и культурной экспансии из-за достижения «краев света».

Сколько копьев и жизней сломано в идеологических спорах, религиозных и революционных войнах из-за ссудного процента. И где он сейчас. Нет, конечно, в локальных масштабах ограниченных рынков капитализм еще возможен, как и при нем были локальные зоны феодальных, рабовладельческих и даже людоедских укладов. Но в самом центре глобального миропорядка базовая кредитная ставка давно уже равна нулю, а де факто отрицательная. И при этом банкирам нет нужды кредитовать или инвестировать в реальный сектор, разве что в плановом порядке по указке государства. А раз так, то и дополняющий либеральную финансовую олигархию, парный к ней милитаристский способ властвования перестал работать. Зачем рисковать, идти каждый раз ва банк, когда можно точно также получить плановое задание для ВПК в порядке сохранения рабочих мест и минимально необходимых оборонных функций.

Вместе с фактической отменой ссудного процента и милитаристского противовеса, то есть и империализма, и финкапа происходят и другие вынужденные изменения, чаемые поколениями борцов за свободу и эмансипацию. Скажем, при Обаме сбываются мечты о четырехчасовом рабочем дне или неполной рабочей неделе, оставляющей трудящимся не только социальный прожиточный минимум, но и кучу свободного времени для творчества. При этом равно свободны от трудового рабства и мужчины, и женщины, и особенно молодежь. Разве не об этом мечтали Клара Цеткин и Роза Люксембург? И разве Всемирный Госплан под эгидой Большой Двадцатки - не воплощение грёз Троцкого? А масскультура и совриск - не исполнение теорий Грамши? Другое дело, что самим элитариям, особенно западным, вынужденным перейти к плановой де факто парадигме, все это кажется временным компромиссом. Это они пока не осознали одной из главных эмпирических закономерностей планового хозяйства - «Нет ничего более постоянного, чем временное!»

В подтверждение вышесказанного замечу, что многие громкие события последних месяцев в рамках прежней милитаристско-финкаповской модели не объяснимы, и вообще никак не объяснимы традиционной политологией. А между тем они очевидны и ясны с позиций сохранения глобального статус-кво в верхней точке динамического равновесия, на вершине пирамиды, одновременно наддуваемого и спускамого финансового пузыря. В этих условиях нужна всеобщая плановая и финансовая дисциплина, чтобы ни один из субъектов коллективного глобального сюрпляса не имел возможности нарушить баланс.

Отсюда эта непрерывная череда политических самооскоплений. Или власть имущие добровольно окружают себя системой сдержек и противовесов, завязанных на глобальных игроков. Путин во время выборов всячески избегает создания широкой опоры и сильного альянса. Затем в обмен на признание выборов сдает все ключевые позиции импотентам из правительства Медведева, а Медведев в обмен на место премьера сам и с большим усердием разрушает малейшие шансы претендовать на выигрыш президентских выборов. Иначе он превратился бы в центр сборки слишком опасного для глобальных балансов либерального движения. Более того, он сам оценил свою премьерскую подпись в миллиарды рублей каждую. Поэтому зачистка его окружения от недостаточно системных и амбициозных союзников вроде Билаловых и Магомедовых - это не Путин, это - Обама и вообще Двадцатка.

Даже престарелый Бенедикт XVI - носитель слишком сильного символического ресурса, одним неосторожным словом способный подорвать усилия по плановой хаотизации лимитрофных зон между цивилизации. Поэтому еще не факт, что нового папу выберут до Пасхи 31 марта. Ведь планка в две трети голосов конклава - слишком велика в смысле авторитета, а нужен наоборот - очевидно компромиссный и слабый папа, ни шагу не делающий без подсказки, да еще вынужденный считаться с запасным папой Бенедиктом.

То же самое и всеобщий друг Уго. Слишком популярен, речист, непредсказуем. Да, конечно, и он не смог бы феерически взлететь в «последние герои» демократическим путем, если бы сам не был узлом сдержек и противовесом Бушу-младшему при неявной поддержке Лондона и демократов. Так что его условная поддержка Обаме была вполне логичным возвращением политических долгов. Свою роль в помощь Обаме сыграла и затяжная болезнь Уго. Или кто-то думает, что прямые обвинения в адрес американцев в «заражении раком» Чавес со страниц «Женьминь жибао» - это против Обамы? Нет, это для Обамы, чтобы латиносы вдруг не перешли на сторону техасских ковбоев.

Собственно, в силу названой первопричины сохранения глобального статус-кво единственными значимыми событиями в отечественной политической жизни являются телодвижения вокруг суверенных фондов и контроля над крупными финансовыми потоками и транзакциями. Еще вчера миллиарды, «сэкономленные» разными Билаловыми и прочими «придвороковичными» олигархами, были законной данью России кавказским кланам. Но сегодня вдруг неподконтрольность полукриминальных анклавов на Кавказе становится общей проблемой глобальных элит. Поэтому следует политическая зачистка Махачкалы и выдавливание тамошних миллиардеров в оффшоры, под контроль британских друзей Медведева.

Проект агентства по управлению стратегическими резервами с явным контролем зарубежного, западного эмиссара - полностью укладывается в общую конструкцию. Создание «мегарегулятора» на базе Центробанка тоже. Но вот беда - на страже финансовых потоков всегда стояли не только «центробанкиры», но и чекисты, и прочие правоохранители. Неожиданно громкое признание Игнатьева о «сомнительных утечках» в пятьдесят миллиардов баксах, из которых половину организовала некая мафия - это «стук» наверх, для Двадцатки, Обамы и Бернанки. Мол, мы тут изо всех сил стараемся, но есть силы и посильнее. Наверняка «стук» поначалу был закулисный, а потом уже оттуда попросили озвучить вслух. Так что внезапное предложение Бастрыкина срочно наделить Росфиннадзор оперативно-разыскными функциями - это упреждающий ответ на назревший вопрос. Собственно, уже поэтому стандартно негативная реакция либеральной общественности на инициативу из СКР - это признак полной неадекватности столичной околополитической тусовки. Интересно, сколько они еще будут так нервно дергаться?

Таких событий, фактически подтверждающих окончательное наступление всерьез и надолго невиданной геополитической эпохи - очень много. Это и продолжение «арабской весны» в странах победившей революции, и перевод сирийской войны в сугубо хроническую форму поддержания бандитских анклавов, из которых можно атаковать любой режим на Ближнем Востоке. Тоже система сдержек для Катара, саудитов и прочих обладателей ресурсов, влияющих на глобальный баланс.

В связи с долгожданным исчерпанием капиталистической модели развития и переходу к де факто плановой модели в США и новому «СЭВу» в рамках Двадцатки, у нас остается лишь один главный вопрос. А были ли в таком случае оправданы обильные жертвы, принесенные Россией, всем советским народом на алтарь истории. Ведь так и так пределы экспансии капитализма были ограничены и были бы, возможно, достигнуты намного раньше. Ведь СССР своей плановой политикой, а потом Китай, Индия, даже Япония и Корея, использовавшие сталинские методы, воссоздавали и накапливали ресурсы для мировой системы капитализма.

Никто не спорит, что ссудный процент и милитаризм резко ускоряют экспансию и темпы развития, особенно технологического. Поэтому соревнование двух систем давало не только относительную свободу для догоняющего развития по сталинской плановой модели стран третьего мира. Оно стимулировало ускоренную технологическую гонку вплоть до всеобщей информатизации и интернетизации как основы планового хозяйства.

Но самое главное, что сталинский СССР предотвратил перспективу ядерной войны. Эти технологии так и так появились в ведущих странах, возможно, сначала в Германии, колониальные аппетиты которой некому было бы сдержать. И тогда шутка Уго Чавеса о капиталистах на Марсе, уничтоживших планету, вполне могла быть былью.

Впрочем, у истории свои законы, пусть и не до конца познанные. Некоторые из таких эмпирических закономерностей были вычислена на кончике пера историком Арнольдом Тойнби. Это развитие через Подъем и Надлом, а также особая роль «творческого меньшинства», вырабатывающего ответ на вызовы времени. Для России противоречия капитализма не могли не привести к кризису раньше других стран, просто в силу неблагоприятных географических условий. Зато опыт планового хозяйства, как и политический «опыт - сын ошибок трудных» политического развития уже востребован, и будет востребован во всем мире. А мы, быть можем, под прикрытием задач поддержания глобального статус-кво и по старой творческой привычке начнем сочинять какие-нибудь совсем новые формы экономического и социального развития. Это очень даже вероятно, поскольку нам придется, во-первых, дуть на воду, обжегшись в советский период, а во-вторых, не наращивать видимую экономическую и военную мощь сверх меры, а значит форсировать интеллектуальное развитие, не особо афишируя это перед соседями.

анализ, прогноз, кризис, политика

Previous post Next post
Up