Итак, у нас уже есть наглядный пример параллелей между 11-тыми фазами всей российской истории и отдельно взятого периода Реставрации. Междуцарствие и мятеж декабристов 1825 года вообще является классическим образцом протекания кризиса в узле 10/11 «Пик Подъёма». Если только рассматривать его не через идеологическую призму «героического мифа», а как проявление противоречий и раскол в самой верхушке. Всё-таки лидеры декабристов до своей казни были мелковаты на фоне реальных грандов, вершащих политику - великих князей, Милорадовича, Аракчеева, Воронцова. Они были лишь пешками, винтиками в механизме очередного дворцового переворота с опорой на гвардию. Но на Пике Подъема имеет место полный окончательный раскол элиты, когда в процессе заговора заговорщики тоже раскалываются и предают друг друга. В силу этого уже преданные друг другом элитные заговорщики пытаются вовлечь в мятеж столичную публику, так что у страха элиты делаются «глаза велики», и следует неадекватная реакция со сплочением вокруг несносного «старого режима».
При переходе от 18-й «застойно-перестроечной» фазы к 19-й фазе Реставрации тоже был такой «Пик Подъема» и внутриэлитный раскол, проявившейся в мятежном демарше первого секретаря Московского горкома против секретариата ЦК. Понятно, что Ельцина на этот шаг сподвигли товарищи по ЦК, закулисно поддерживавшие, а потом публично осудившие. Но именно как жертва он стал флагом и лидером движения "демократов".
Теперь посмотрим внимательно на нынешнюю смену фаз, завершение Реставрации и уже начавшуюся предварительную четверть 20-й фазы «Культурной революции». Нет ли среди событий последних пяти-семи лет похожего на такой же раскол правящей олигархии и демарш одного из ее лидеров, завершившийся опалой? Разумеется, такой эпизод в недавней истории находится, и он все это время остается на слуху. Речь идет о олигархическом мятеже ЮКОСа против путинского режима в 2003 году. Так же как, и в 1987 году один из лидеров олигархического «политбюро» сначала выступил в качестве тарана в общих интересах олигархов, а потом, добившись своего, эти же «соратники» его же и сдали. Всегда выгоднее иметь дел с ослабленным и понятным «старым режимом», чем с непредсказуемым молодым и амбициозным политиком. А его имя «жертвы режима» гораздо лучше использовать в качестве флага для давления на этот самый режим.
Итак, начальный узел 11 фазы периода Культурной революции мы, похоже. При этом вместе с ней протекает предпоследняя 21-я фаза стадии Реставрации. Теперь нужно поискать аналоги других важных узлов этой фазы. Ее окончание должно быть связано с частичной реабилитацией и кооптацией во власть. Если не самих мятежников из ЮКОСа, то их симпатизантов из числа либералов, а также с двойным транзитом центра власти, как это было в ходе серии выборов 1989 и 1990 года. Тогда сформировался «тандем» Горабчева и Ельцина, теперь - Путина и Медведева, в котором на последнего возлагали свои надежды оппозиционеры.
Надлом российской истории, и каждая стадия Надлома, и каждая фаза внутри этих стадий также разделены узловыми событиями на четверти - предварительную, активную, конструктивную и завершающую. Поэтому нам следует найти и назвать такие узловые события для 11-й фазы во всех рассмотренных параллелях. Так узел «Дно Надлома» для 11-й фазы российской истории соответствует переломному моменту на фоне неудач в Крымской войне - смерти Николая I и началу «константиновской» реконструкции. В той же начальной фазе ельцинской Реставрации (и 21-й фазе брежневско-горбачевской стадии) таким узлом является транзит власти из ЦК КПСС в ВС СССР, избрание Горбачева главой Съезда, и все это на фоне ухода Польши, а значит и всей Восточной Европы из-под влияния Кремля. Аналогично, в 21-й фазе Реставрации (и 11-й фазе Культурной революции) на фоне «оранжевой революции» в Киеве путинский режим опирается на действующих губернаторов, продлевая их полномочия путем назначения, хотя по-видимости это выглядит реакцией и ужесточением.
Завершающая четверть 11-й фазы также начинается важным событием, для каждого из вышеназванных периодов соответственно: - манифест об освобождении 1861 года; такой же манифест из трех деклараций II союзного съезда в декабре 1989 года на фоне похорон Сахарова; - программное послание Путина на фоне похорон Ельцина в апреле 2007 года. И наконец, 11-я фаза заканчивается вместе с завершением транзита центра власти на новую, хотя и не слишком надежную опору, соответственно для каждого из трех периодов: - казнь царя-Освободителя в марте 1881 г. и скорее демонстративная, чем реальная консолидация расколотой элиты вокруг «национального лидера»; аналогично - отмена «6 статьи» и «избрание» Горбачева на пост президента СССР в марте 1990 г.; а в ныне завершающемся периоде - победа ЕР во главе с Путиным на «выборах» и объявление преемника - кандидата в президенты Медведева.
Внимательный читатель уже заметил некоторое противоречие - а почему в таком случае Ходорковский, эта «жертва режима» и «знамя модернизации», до сих пор сидит? Если его лозунги, «левый поворот» и «правительство парламентского большинства», включены в предвыборный арсенал и уже даже утилизированы «тандемом». Может быть все дело в том, что смена стадий от Реставрации к культурной революции сейчас - не самый масштабный и значимый политический процесс? И есть более важные и весомые трансформации на постсоветском пространстве и в глобальном масштабе?
И на самом деле, что-то такое в воздухе витает и даже наблюдается. Вот и сейчас, правительство Медведева вроде бы либеральное, из симпатизантов МБХ или нейтральных молодых технократов, но смотрится как будто политически невесомое. А напряженные силовые линии политики проходят через отношения Кремля с Минском, Киевом и Астаной, а также с западными и восточными глобальными контрагентами, но по поводу евразийских дел. А раз так, то и в теоретической модели, если она адекватна, должно найтись соответствие и объяснение этой видимой политической иерархии процессов.
Здесь придется еще немного углубиться в теорию и пояснить, что не только каждой фазе и стадии, но и каждой четверти Надлома российской или какой иной истории тоже соответствует некоторый центральный политический процесс соответствующего уровня и масштаба. Так, Надлом российской истории делится на четверти: 1-я - с 1825 по 1917 годы (11-13 стадии). 2-я - с 1918 по 1941 (14-16 стадии), 3-я - с 1941 по 2012 год (17-19 стадии), а 4-я только вот-вот вступит в свои права. Соответственно, 19-я стадия реставрации - это еще и завершающая четверть 3-й четверти Надлома.
И еще один момент мы как-то упустили в рассуждениях. Ведь все это стадии большой истории в рамках Большой России, евразийской цивилизации, а не в рамках одной, пусть и самой большой РФ. Просто так уж совпало, что именно в 19-й стадии центральным политическим процессом для всего СНГ (и даже для Балтии) было учреждение и «ввод в эксплуатацию» обновленной Федерации как ядра для «обновленного Союза». Но все задачи этой стадии выполнены, поэтому на следующей 20-й стадии такое сопряжение политического центра СНГ с политическим центром РФ вовсе не обязательно, скорее наоборот. И не случайно, уже с середины 11-й фазы, в 2004 году «оранжевые» события в отношениях Москвы и Киева начали преобладать во внимании СМИ и общества над внутрироссийскими событиями, включая судьбу «жертв ЮКОСа». С этого времени и чем дальше, тем больше, завершение модернизации государства РФ становится все менее политизированным, все более рутинным делом, подчиненным интересам экономики и внешней политики. Именно поэтому во главе «внутренней» альтернативы «путинскому режиму» оказались не политики, а либеральные законники, а сама эта альтернатива в значительной мере деполитизировалась, и всячески избегает этой самой политической ангажированности на деле. Хотя на словах приходится следовать всем изгибам соответствующих революционных фаз.
Так что для более полной и адекватной картины нам придется отыскать эту самую 11-ю фазу не только для 20-й стадии, но и для всей 4-й четверти Надлома. Согласно ашей модели Пик Подъема следующей волны развития случается посередине завершающей четверти предыдущей волны того же уровня. Следовательно, для центрального политического процесса всех будущих 20, 21 и 22 стадий Надлома этот начальный узел должен был случиться в переломный момент стадии Реставрации. Такое «Дно Надлома» имело место в октябре 1993 года, когда в столице РФ и всея СНГ случился вооруженный мятеж наподобие «восстания декабристов». И уж это узловое событие совершенно точно было напряженнее, горячее и масштабнее, чем какой-нибудь октябрьский пленум или «дело ЮКОСа». Если вспомнить о других событиях того же уровня и той же фазы, то таким же «Пиком Подъема» и началом предварительной четверти для 2-й стадии Надлома было декабрьское восстание 1905 года в Москве, а для 3-й стадии - убийство Кирова в декабре 1934 г.
После октября 1993 года часть активных участников событий из числа «гвардии» смогла укрыться от преследований в рядах воюющей армии на Кавказе, как это было и после 1825 года. Но все равно репрессивная длань режима кого-то из них достала в 1998-м, как начальника разведки ВДВ Поповских. Героической для армии и позорной для власти Крымской войне соответствует «первая чеченская», а на ее фоне происходит такой же транзит верховной власти, нашедшей опору в «семибанкирщине» на паях с региональными «баронами». «Освобождение крестьян» без земли было следствием такого же политико-экономического дефолта, как и в 1998 году. И соответственно, устранение общими усилиями всей элиты «реформатора» Ельцина и продиктованная страхом перед полным развалом консолидация вокруг Путина - достаточно точный аналог событий 1881 года - завершение 11-й фазы.
Вот теперь проведенные аналогии можно считать достаточно полными, хотя здесь еще есть над чем поразмыслить с точки зрения анализа движений и альтернатив в масштабах всего бывшего и будущего Союза.
Продолжение следует.