Замыкая параллели - 2

Jun 06, 2012 14:59


Одну параллель, самую простую, мы успешно продлили. Уменьшительное повторение всей стадии Реставрации (1992-2012) в ее завершающей фазе после путинского «застоя», тандемной «перестроечки» и вакцинирующего ослабленного аналога ельцинской десоветизации теперь уже добралось до повторного и столь же ослабленного издания путинской стабилизации.

Но у нас на запасном пути заждались еще две очень интересные параллели - гегелевское повторение всей российской истории ХХ века в завершающей четверти ее Надлома, а также глобальные параллели нынешней «третьей мировой перезагрузки» с событиями предыдущей «второй мировой». Обе эти параллели достаточно сложны, хотя бы по причине далекой незавершенности всех процессов. Но все же рискну продолжить, как минимум, одну из этих параллелей, поскольку по-гегелевски фарсовое повторение революционных событий 1917 года очень даже возможно. Да собственно, оно уже и происходит.



Здесь придется раскрыть еще один творческий секрет. Дело в том, что еще пять лет назад у меня почти получилась большая теоретическая монография на эту тему повторения фаз исторических процессов. Лишь в самом конце пасьянс не сложился буквально в малых деталях. В этом случае, как на экзамене по высшей алгебре, нужно отложить задачу в сторону и решать другие - про «MMIX» и про «Код Майя», а теперь можно и вернуться, увидеть, где ошибся, и за пару месяцев завершить работу. Чем я сейчас и занимаюсь. Но уже сейчас могу поделиться результатами, и на этой основе выстроить параллели к текущему моменту в истории России.

В третье части книги описана модель развития в большой стадии Надлома, разделенной на четыре четверти (стадии) и двенадцать фаз, пять больших узлов и несколько поменьше. В качестве образца для сверки теории и фактов использованы параллели между событиями и движениями стадии Реставрации (1992-2012) и событиями большого исторического процесса Надлома российской истории, начавшегося с мятежного междуцарствия 1825 года. Первая, предварительная четверть Надлома российской истории охватывает события 1825-1917 годов, но не все, а связанные с формированием альтернативы «старому режиму» - надстроечному сообществу большой стадии Подъема российской истории. Три первые фаз Надлома протекают параллельно  в тени двух последних фаз Подъема.

Нас сейчас особенно заинтересуют аналогии между этими предварительными четвертями двух процессов, поскольку обе стадии завершаются развалом великих держав - Российской Империи и Советского Союза. Но из этого сходства рано делать вывод о том, что события 1991 года являются именно классическим гегелевским повторением событий 1917 года. Не так все просто. Скорее нужно обратить внимание на симметрию фаз Надлома относительно самой глубокой по напряжению и страданиям общества, но при этом переломной точки в начале Великой Отечественной войны 1941-45 годов. В рамках этой обратной симметрии фаз входа в глубокий Надлом и выхода из него 19-я фаза Надлома - Реставрация симметрична периоду Гражданской войны (14-й фазе). Я буду здесь использовать сквозную нумерацию стадий (фаз), привычную читателям «MMIX». Хотя в рамках большой стадии Надлома 19-я стадия является IX фазой.

Соответственно, завершение 14-й стадии гражданской войны в 1922 году воссозданием единой державы на основе Союзного договора обратно симметрично событиям 1991 года, когда отрицание Союзного договора развалило большое государство. Так же и завершение фазы 19-й Реставрации обратно симметрично началу 14-й фазы Гражданской войны, то есть на месте разрозненных национальных республик снова должен возникнуть единый надгосударственный организм, на этот раз, похоже, в лице Евразийского союза.

Пожалуй, этого хватит, чтобы обрисовать общий контекст, в котором проводятся наши параллели между развитием интеллигентских политических движений в поздней РИ и в позднем СССР. Пожалуй, стоит процитировать сокращенное описание этих параллелей, чтобы потом были более ясны такие же параллели к текущему моменту истории. Так что не обессудьте:

«11-я фаза со стороны «старого режима» - это движение «раскола и палингенеза», выявленное и описанное Арнольдом Тойнби. После жёсткого подавления демарша части элиты возрождается символика и формы политики давно минувших дней. Так, после проявления раскола в Политбюро на октябрьском 1987 года пленуме ЦК к лету 1988 года оппозиционные движения на окраинах переросли неформальные рамки (Карабах, Саюдис), и ЦК перестал быть единым политическим центром для страны. Пришлось изобретать хорошо забытые формы первых революционных лет - Съезды Советов.

11-я фаза со стороны «альтернативы» - это создание героического мифа оппозиции и самоопределение политического класса по отношению к нему - движение умеренно оппозиционной интеллигенции, порождающее будущий политический класс. Начальный период - это «торможение» перед поворотом, потому что внутри старого центра на уровне комиссий идет подготовка к политическим реформам. Из аналогов в российской истории можно вспомнить правление Николая I, при котором видимое торжество реакции сочеталось с работой комиссий по освобождению крестьян и других реформ. После Крымской войны отношение общества к идеям обновления меняется, идёт активная подготовка манифеста об освобождении крестьян и назревших реформ. В марте1861 года Александр II пожелал быть «царём всех подданных», не только дворян.

Так же и на 19-й партконференции происходит условное возвращение Ельцина в политику для противовеса реакционерам, а центр реформ перемещается из ЦК в президиум ВС СССР. Его председатель и генсек Горбачёв хочет стать лидером не только партийной «номенклатуры», но всех «сословий». Это стремление в середине XI фазы проявляется в архаичных формах «выборов от курий» - «общественных организаций» в рамках Съезда народных депутатов. С избранием генсека Горбачёва председателем Верхов­ного Совета в мае 1989 года прежний центр обновляет деко­рации, но по существу не меняется, для него продолжается XI фаза «палингенеза». Теперь «перестройка» вышла за пре­делы центра, в союзные республики и российские регионы, а во внешней политике - в «палингенез» для стран Варшавского Договора в формах «народной демократии».

Аналогично после 1861 года в Российской империи на­чалась земская реформа. Во внешней политике единство расколотого политического класса должны были скрепить идея освобождения православных народов от «османского ига», а также «возвращение Царьграда» под руку православного императора. Однако именно стояние славной русской армии под стенами Константинополя выявило слабость и анахроничность царской власти.

Альтернативный центр по-прежнему остается в тене­вом подчинении основному «центру реформ» в качестве его инструмента, его лидеры оппозиции кооптируются в политическую элиту, хотя и с оговорками. Так, по итогам выборов 1989 и 1990 года и советские «разночинцы» сформировали альтернативную иерархию движений и фракций в Советах всех уровней. В аналогичной фазе развития ветвь обратной связи в политическом классе царской России унаследовала формы «гвардейских мятежей» в неразвитой, «инфантильной» политической системе.

Достаточно вероятной является версия о том, что временный «успех» антисистем­ных радикалов, завершивший 11-ю фазу, был плодом дворцовых интриг между «охранителями» и «либералами». Ни в царское, ни в советское время эта вер­сия не могла быть учтена и изучена, а следовало бы  Точно так же вряд ли стоит удивляться тому, что в мас­совости и организованности неформального движения «клу­бов избирателей» 1989-90 годов существенную роль сыграли мобилизованные по указанию из ЦК комсомольские активисты и агенты спецслужб. Здесь желание одних держать ситуацию под контролем смыкается с желанием других использовать диктуемую Западом политическую моду для собственных интриг.

Движущей силой перемен в XI фазе является противоборство течений в расколотом политическом центре и лишь в конце фазы мобилизуется общественность. 1 марта 1881 года бомба «на­родовольцев» убивает Александра II, что вызывает фазовый переход, как в прежнем, так и в новом центре. Чуть менее драматичны события марта 1990 года, поскольку недовольство находит выход в протестном голосовании на выборах. На этом XI фаза «палингенеза» завершается, поскольку даже авторам становится ясна архаичная утопичность идеи возрождения «вертикали Советов».

Требуется срочная реорганизация института главы го­сударства в духе «демократии» или «народности». Однако и генсек Горбачев, ставший в одночасье «президентом СССР», и император-немец Александр III, сменивший имидж «а ля рюс», не пошли дальше смены декораций и ограниченных компромиссов при сохранении основы режима».

Конец сокращенной цитаты. С вашего позволения я в следующий раз сразу начну с выявления такой же 11-й фазы для процессов, завершающих ельцинско-путинскую фазу Реставрации. А потом продолжу цитирование и разбор следующих фаз.

Продолжение следует.

Previous post Next post
Up