Летом этого года случилось мне впервые попасть на суверенную территорию сопредельной Финляндии. Будучи москвичом, да ещё и получившим паспорт гражданина несуществующего ныне СССР, от подготовки к поездке хорошего не ждал: немедленно вспомнил многочасовые очереди в посольство ФРГ, куда неоднократно выезжал ещё в 90-х годах прошлого столетия. Тогда получение визы в «капстрану» было сопряжено с гражданским подвигом: ранним утром, а то и с ночи надо было занять очередь, получить некий номерок на потную ладошку, постоянно отмечаться в неких мутных списках, толкаться, обсуждать нелепые слухи и внимательно следить за своими карманами.
Ничего подобного, конечно, больше нет. В визовом центре все процедуры по оформлению визы заняли каких-то пару часов. Часы ожидания даром не терял: читал красочный подрывной бесплатный журнал о Финляндии на русском языке. Из журнала удалось вынести многое: Финляндия обещала удивить лоном чистой природы, духом викингов и гармонией дизайна. С журнале довольно толково описывалось что и как в Финляндии надлежит делать, а чего не делать совсем. Например, очень строго был обрисован процесс поездки за рулём автомобиля: фар выключать нельзя, по мобильнику говорить нельзя, не пристёгиваться тоже нельзя. Мифы развеял первый же финский таксист, жизнерадостно болтавший в пути по телефону, а вместо ремня безопасности использовавший специально приготовленную «заглушку».
Не подкачал, кстати, и русский водитель маршрутного такси Хельсинки-Питер. Сразу же после возвращения на Родину, труженик, так сказать, руля, немедленно надавил на все доступные ему педали, лихо входил в закрытые повороты по встречной полосе и стремился заложить стрелку спидометра за отметку 120км\ч. На предложение уняться с недоумением поинтересовался «А вы спросили у остальных, может им надо в Питер пораньше?» Остальных, конечно, не спросил, думаю, они на меня не в обиде. Наши водители, в общем, оказались куда круче финских «тормозов», запросто и ногами вперёд доставят, лишь бы скорее. Но это я опережаю события.
Слышал, что питерские, например, в Хельсинки гоняют чуть ли не через день за бутылочкой-другой «Фейри» (небось, в Купчино реже заезжают!), но я не из таковских: к поездке отнёсся серьёзно: добыл подробную карту страны и почитал литературу. Отправляясь же в дорогу - приступил к волнениям: думал о том, как там встретят. Как финны относятся к русским? Надо ли действовать с особой осторожностью? С затаённым волнением пересёк государственную границу. Кажется, часа в 4 утра, сурового вида отечественная пограничница сменилась каким-то припанкованным финским хлопцем (натурально, с необычной причёской и вычурным пирсингом), лихо закатавшим мне в паспорт иностранный штемпель и пожелавшим чего-то на незнакомом языке.
Первым делом на территории Финляндии под водительством Баира Иринчеева -
karhu1977 пробрался в танковый музей, а вторым -
на стрельбище, где участники заезда всерьёз взялись за пулемёты и пожгли немало боевых патронов.
Своё первое утро в финском Гельсингфорсе начал с выхода на балкончик и осмотра прилегающей к обычному жилому дому дворовой территории. По территории неспешно гулял заяц. Именно гулял, не обращая особого внимания на окружающую обстановку. Немногочисленные прохожие-финны отвечали зайцу взаимностью, т.е. абсолютно его игнорировали. Попробовал представить себе живого, гуляющего по Москве зайца. И не смог.
Чисто внешне очень сильно бросилось в глаза отсутствие на улицах Хельсинки дорогих автомобилей. Выглядит как-то совсем ненормально по московским меркам. Всё больше малолитражки и какие-то неприметные седанчики. Ни тебе лимузинов, ни джипов. То есть они бывают, конечно, но в качестве исключения, а не правила. И людей на улицах мало. В метро тоже мало. В магазинах - опять мало. Где все - не понял.
Метро, кстати, от нашего отличается здорово. Всё куда ярче, цветистее и тише. И туалеты на станциях имеются. Но в финском метро заметно грязнее. Ну и тамошние малолетние дебилы нашим таки нос утёрли: в вагонах фломастерами целые секции исчириканы. В основном какой-то корявой бессмысслицей. По вагонам бродят финские студентки с огромными пластиковыми мешками - собирают пустые бутылки и банки. Прибыльное, говорят, дело.
По сравнению с Москвой, жратва и напитки в Финляндии дорогие. А всякие вещи - дешёвые. Об чём и щебетали всю дорогу от Хельсинки до Питера две питерские барышни, успешно разжившиеся какими-то брючками, кофтами и прочий галантереей.
Разговоры про повальное (во всех, кстати, смыслах) финское пьянство не очень-то подтвердились. А один жизненный случай даже несколько пошатнул мою веру в эти рассказы. На обратном пути из Хельсинки в Питер в автобусе кончилась водка. Так вот финский водитель Микко лично предложил выдать нуждавшимся свой собственный шкалик «горькой». Даром.
За всеми этими бытовыми наблюдениями чуть было не запамятовали: Гельсингфорсу (как столице) в этом году исполняется ровно 200 лет. 8 апреля 1812 г. Александр I объявил Хельсинки столицей Великого княжества Финляндского. Отметить эту славную дату удалось, совершив очень интересную комбинированную мореходно-пешеходную прогулку в компании Баира. Целью осмотра стала морская крепость Суоменлинна - самая известная достопримечательность Хельсинки. Осмотреть её всю целиком не успели, придётся, видно, ещё раз мчать в Финляндию «с лейкой и блокнотом».
Лично мне подобные места для прогулок с камерой исключительно милы и любезны. Тут тебе и история с географией, и пейзажи, и скалы с приливом, а при случае можно искупаться или залезть хоть внутрь пушки. Ну и интрига была: спроектированная шведами, построенная финнами на французские деньги русская крепость!
Небольшие кораблики за умеренные суммы в евро перевозят всех желающих к причалу старой морской крепости. Крепость сначала была шведской, потом русской, а теперь стала финской. В девичестве названная Свеаборгом ныне именуется Суомелинной. Оба названия в ходу. Если двух покажется мало, можно применить слово Виапори - тоже поймут про то речь.
Крепость, конечно же, принадлежит к наиболее значимым достопримечательностям финской столицы, про которую туристы говорят мало хорошего. Мол, скучно в этих ваших Хельсинках. Мне лично скучно не было, а было, наоборот, остро интересно наблюдать за жизнью у соседей. В частности, морская прогулка становится увлекательной сразу же после посадки на борт кораблика. Примерно за полчаса пути можно всласть налюбоваться портом и проходящими мимо судами всех калибров и цветов, присмотреться к финским военным кораблям, прикинуть как живётся неведомо кому на совсем крохотных островках и, немного покачавшись на волне, причалить к живописному острову с крепостными валами.
Как и во всех нормальных демократических странах, гости столицы настойчиво предлагали пожертвовать им копейку малую. Пока отчаливали от пирса, гражданка в красных кедах окучила человек 10. Не менее интересны на вышеприведённом документальном кадры пиктограммы, нанесённые на билетный киоск: велосипеды, самокаты, ролики, скейтборды, собаки и кормление птиц (читай - чаек) вне закона.
А вот и сама чайка, регулярно допускавшая оскорбительные выходки в отношении отдыхающих. Я сначала не придал большого значения многочисленным предупреждениям «с чайками надо быть осторожным, при них ничего не есть и не пить, иначе они нападут и постараются что-нибудь выхватить из рук», а потом присмотрелся и понял - с чайками в Финляндии ситуация сложилась непростая.
Выяснилось такое: финны и гости финской столицы Хельсинки очень страдают от регулярных грабительских действий пернатых бандитов. Стоит показаться на приморском бульваре, например, с мороженым в руке, наслаждаясь свинцовой тяжестью волн - всё. Со всех сторон слетаются чайки и, отчаянно бакланя, стремятся у тебя всё отобрать. В процессе отбора могут ещё и обильно нагадить. Ну и травму нанести.
Потому над киосками и прочими палаточками, торгующими снэками, приделаны специальные козырьки, а над площадью у причала натурально натянуты сети и кругом развешаны таблички, предписывающие птиц не кормить и, видимо, не злить. Мелкие и довольно длинные металлические шипы натыканы на самых неожиданных поверхностях, куда по мнению финнов, птицы могли бы присесть для отдыха и погадки. На шипы особенно не усядешься. Тем и спасаются. Пассивное какое-то отношение. Попробовал представить себе такую ситуацию в Москве и не смог. Да враз бы наглых чаек повывели, заодно с собаками и воронами. Видно, нордический меланхолизм всему виной.
Чайки не щадят никого, даже монархам на головы гадят без зазрения. Чего ж говорить о простых гражданах, особенно из стран, к Евросоюзу не принадлежащих?
В летнее время до Свеаборга или Соуменлинны можно добраться на небольших пароходиках. Наверное, их можно обозначить как «речные трамвайчики». Регулярные рейсы (раз или два в час) совершаются от причалов возле Кауппатори (Торговой площади) до причалов Тюкистёлахти (Артиллерийской бухты) и Кунинкаанпортти (Королевских ворот). Билет в пределах 5 евро. Вход на территорию крепости бесплатный, а плата за посещение музеев составляет от 2 до 5 евро.
В процессе краткого морского путешествия к крепостным островам прошли через густо забитую всеразличными судами акваторию.
Прямо на скалах микроскопических островков выстроены большие и малые домики. Не очень понятно, доступны ли там достижения цивилизации в лице водопровода и электричества, но в целом провести выходные на скалах, любуясь проходящими мимо судами было бы, наверное, очень здорово. Желательно, конечно, в тёплую и безветренную погоду.
Скромная финская дача. Мечта бывшего боцмана-аутиста.
Ну а вот и цель непродолжительного путешествия морем - Суоменлинна. Сам остров отлично подготовлен к приёму туристов: везде установлены навигационные таблички, дорожки обозначены чётко и внятно, при желании, на свой страх и риск залезть можно вообще всюду, а если куда категорически нельзя - там стоят дополнительные таблички, в том числе и на русском языке.
Кроме больших и малых артиллерийских орудий разных эпох, военного музея, доступной для туристов подводной лодки, сухого дока, могилы основателя крепости и прочих чудес, на острове расположилась вполне современная тюрьма, по соседству с которой проживают обычным порядком обычные финские граждане. Гостей, конечно, предупреждают, чтобы излишне не галдели и развешанного для просушки на верёвках белья не брали. Но в целом, конечно, необычно: считай, в музее живёт тысяча обычных финнов, заключённые тюрьмы прибирают территорию, а вокруг них шастают туристы со всего мира.
Крепость с более чем 250 летней историей расположена на нескольких островах хельсинского рейда, точнее на «Волчьих шхерах» (Wargskären - так называли острова). Пять из островов: Кустаанмиекка, Сусисаари, Пикку Мустасаари, Лянси-Сустасаари и Исо Мустасаари, соединены между собой мостами или косами, а три острова - Лонна, Сярккя и Порместаринлуодот обособлены.
Полный размер:
2500x800 Строительство крепости было начато в 1748 году, когда Финляндия была частью шведской державы. Крепость была названа Свеаборгом, по-фински - Виапори. Безлюдные острова превратились в огромный гарнизон, где жителей было больше, нежели в самом Хельсинки. Предназначением Свеаборга было сдержать русские войска от вторжения на территорию Финляндии, которая входила в те времена в состав Шведского королевства. Укрепление Варгских шхер было поручено генералу Августину Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга. В 1748-1758 годах был сооружён теперешний Густавссверд; все работы закончены в 1770 году и обошлись в 25 млн риксдалеров. Во время постройки крепости Швеция находилась в союзе с Францией, которая всеми силами старалась ограничить влияние России в Европе. Постройка этих укреплений отвечала стратегическим интересам Франции. Августин Эренсверд, строивший крепость, учился искусству фортификации во Франции, а по преданию, на постройку крепости Францией было выдано «девять бочек французского золота».
К началу войны 1808-1809 гг. первоначальный проект крепости так и не был завершен - отсутствовала защита тыла, со стороны материка. Крепость слыла Северным Гибралтаром и считалась недоступной с моря, но оказалась почти беззащитной со стороны материка, а особенно во время ледостоя! Ее осада продолжалась всю зиму 1808 г., причем количество осажденных периодически даже превышало количество противника. В течение всей блокады, как отмечает в «Общей истории Финляндии» Тауно Куоса (Jokamiehen Suomen historia. WSOY, Porvoo 1952, стр. 977), штатским жителям города, т.е. членам семей служащих крепости, разрешалось посещать крепость! В результате русской пропаганды, перемирия и переговоров парламентариев крепость в мае 1808 г. сдалась фактически без сражений: тысячи пленных, тысячи артиллерийских орудий, сотни военных судов и тонны запасов стали трофеями русских войск. В следующем, 1809 году Финляндия стала частью Российской империи в качестве Великого княжества согласно условиям Фридрихсгамского мира. Русское правительство обязалось сохранять действовавшие в Финляндии законы и сейм, а Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название.
В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота. Летом 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу начал интенсивную бомбардировку. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными - штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.
Полный размер:
14890x900 После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия. В начале 20 века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. В крепости располагались Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды. Действовал православный собор.
В 1906 году в крепости произошло крупное восстание. Желающие подробнее узнать о восстании, могут
посмотреть совместный советско-финский художественный фильм, посвящённый этому событию.
Название Суоменлинна (финск. Suomenlinna) было введено в обиход после получения независимости Финляндией, 12 мая 1918 года Регент Финляндской республики Свинхуфвуд с одобрения сената переименовал «Свеаборг» в «Суоменлинну», что переводится как «Финская крепость». В 1918 году в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. До 1972 года управление островами оставалось в ведение Оборонительных Сил Финляндии, после чего управление перешло к попечительному совету Суоменлинны. На острове Пикку-Мустасаари до сих пор расположена Военно-Морская школа. В настоящее время Суоменлинна в качестве жилого района входит в состав города Хельсинки.
Крепость со всех сторон окружена морем. И скалами. На скалах нередко встречаются «петроглифы», в том числе и относительно свежие. Несколько надписей, относящихся к середине девятнадцатого века, осмотрел лично. Гораздо чаще встречаются высеченные в камне надписи, датированные авторами началом ХХ века. Но есть и совсем современные, прошлогодние. Отдыхающие у моря не ленятся, работают по камню на радость исследователям будущих поколений.
«Свеаборг» - название крепости, которая более ста лет была местом базы для российского флота и являлась оборонительным сооружением на северном берегу Финского залива. За это время в ней отслужили десятки тысяч солдат, отработали тысячи каторжников, здесь жили сотни офицеров и их семей, десятки маркитантов и ремесленников; в Свеаборге находились в заточении семь декабристов, многим известно Свеаборгское восстание солдат и матросов 1906 года; в так называемом «Синем доме» в 1811 году родился и провел детские годы Белинский, а после окончания военно-инженерного училища в Свеаборг на полтора года был командирован старший брат Ф.М. Достоевского - М.М. Достоевский, впоследствии сам литератор, занимавшийся издательским делом. Может быть, кто-то даже читал описания крепости Свеаборг в записках русских литераторов Фаддея Булгарина и А.П. Милюкова, посетивших Финляндию в 1830-х и 1850-х годах, или в книге И. В. Егорова «От монархии к Октябрю. Воспоминания». Из деятелей советского периода со Свеаборгом связаны, безусловно, биографии академика-языковеда В. А. Гордлевского, теоретиков артиллерийской подготовки и аэроразведки В. Д. Грендаля и Д. Д. Грендаля.
Совершенно обычная картина, не вызвавшая у немногочисленных окружающих туристов особых эмоций.
В таком, например, доме проживают «островные» финны Суоменлинны.
Летом в крепости очень тихо и вообще здорово. Осенью и зимой, говорят, всё впечатление портит ледяной ветер, но тут сказать ничего не могу - зимой в Финляндии не бывал.
Орудия, там и сям установленные по крепостным островам - русские. С Обуховского сталелитейного и Пермского сталепушечного заводов.
В крепости постоянно проводятся разного рода культурные мероприятия, от парусной регаты до концерта какой-нибудь джазовой музыки. Для желающих работает Летний театр на острове Сусисаари (Волчьем) в бастионе Хювя Оматунто - «Чистая совесть». Интересно происхождение названия бастиона: однажды «главный строитель» Свеаборга был обвинён в финансовой нечистоплотности, мол, бюджет на строительство итогам строительства не соответствует. В ответ на такие заявления взял и построил этот самый бастион и назвал его «Чистая совесть». Кроме бастиона с приметным названием культурная жизнь кипит и в помещении бывшей пекарни Tenalji von Fersen, в которой раньше для всей крепости выпекалось 10 000 кг хлеба ежедневно. Пекарни не видел.
Зато посетил военный музей. Музей изнутри совсем тёмный, только часть экспонатов скупо подсвечены, так что снимать картинки внутри малоперспективное занятие.
Один из экспонатов, привлёкших моё внимание - трофейная советская счетверённая зенитная установка. Финны использовали наши «максимы», несколько модифицировав оные: кожухи, служившие для залива воды, охлаждавшей раскалённый ствол, были перфорированы. И пулемёты с водяным охлаждением превратились в пулемёты с воздушным. Что это даёт и к чему было сделано -
обсуждалось экспертами здесь.
Всякий желающий может присесть за компьютер и почерпнуть из специально установленных программ довольно подробные сведения о военной истории Финляндии и её вооружённых силах.
После музея отправились на крепостные стены, выходящие на пролив с мужественным названием «Меч короля Густава». Ближе к вечеру через довольно узкий пролив проходят громадные морские пассажирские паромы. Выглядит это чрезвычайно величественно, я бы даже сказал - торжественно.
Вот мимо нас пронеслись гидроциклисты, спешившие на встречу с очередным паромом.
На обратном пути обратил внимание на стоянку очень похожих друг на друга велосипедов. Может, служебные какие-нибудь? А потом внимательно осмотрел финское устройство из трёх щёток. Зимой, наверное, очень удобно обувь от снега очищать.
С борта кораблика снова любовался окружающими видами и встречными судами.
Увидев явно военные корабли - не удержался и маленько нашпионал, засняв их все без разбору. Если есть эксперты, способные классифицировать корабли финских ВМС - вэлкам. Интересно почитать что там у них к стенке пришвартовалось.
Панорама Хельсинки. Полный размер:
7410x810