Поздравляю всех любителей метро с очередным юбилеем: сегодня, 27 апреля 2016 года, исполнилось 25 лет с открытия Екатеринбургского метрополитена. Удивительна череда таких круглых и полукруглых дат, когда в течение года с мая по апрель юбилей отмечают аж 5 российских метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский и Екатеринбургский. Видимо, это как-то связано с тем, что в СССР планирование капитального строительства велось по пятилеткам.
С сегодняшней знаменательной даты
Екатеринбургский метрополитен представлен в моей фотогалерее «
Прогулки по метро». Там представлены фотографии всех екатеринбургских станций во всех ракурсах и с небольшими описаниями, а в этом посте будет краткий обзор всего Екатеринбургского метрополитена. Для этого поста по каждой станции были выбраны продольный и поперечный виды и что-нибудь интересное: украшение или памятник или факт.
Краткая справка о метро Екатеринбурга. Екатеринбургский метрополитен - последний метрополитен, открытый в СССР, шестой по дате открытия на территории России, единственный на территории Уральского региона. Строительство метро в Свердловске было начато в 1980 году, первые три станции были открыты для пассажиров 27 апреля 1991 года. Как и в Самаре, Свердловский метрополитен в год открытия не был доведён ни до железнодорожного вокзала, ни до центра города, он состоял лишь из трёх станций (от Проспекта Космонавтов до Машиностроителей), две из которых располагались под промышленной зоной, а третья - в жилом рабочем районе. Однако Екатеринбургскому метрополитену повезло больше, чем Самарскому: уже в следующем году была открыта станция у железнодорожного вокзала, а ещё через два года метро пришло в самый центра города. К 2012 году было завершено строительство первой линии метро, которая пересекает Екатеринбург с севера на юг и состоит из девяти станций. Хронологический порядок строительства почти совпадает с географическим: линия строилась с севера на юг, и только предпоследняя станция была открыта немного позже последней. В географическом порядке мы их и посмотрим.
Декоративное оформление станций метро Екатеринбурга наиболее интересно и разнообразно среди малых метрополитенов России. На это повлияло два факта: во-первых, это единственный из малых метрополитенов России, где есть станции глубокого заложения (5 из 9), что повлияло на разнообразие архитектурных типов станций; во-вторых, богатство отделки связано с возможностью применения местных уральских материалов - большого количества различных видов красочного камня, а также с местными традициями ковки и сталелитейного дела.
[
← |
→]
1. Проспект Космонавтов (1991-04-27) - типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с довольно красочным оформлением. Потолочные круглые ниши с яркими светильниками изображают дюзы космической ракеты.
[
← |
→]
2. Путевые стены «Проспекта Космонавтов» облицованы чёрным мрамором с белыми прожилками, что символизирует чёрное звёздное небо, и украшены флорентийскими мозаиками из различных сортов уральского мрамора, изображающими различные планеты Солнечной системы.
[
← |
→]
3. Вестибюли станции украшены горельефами, изображающими космонавтов.
[
← |
→]
4. Уралмаш (1991-04-27) - односводчатая станция мелкого заложения, названная в честь Уральского завода тяжёлого машиностроения «Уралмаш», начинающегося в квартале рядом со станцией. Кессоны на своде станции напоминают лопасти огромного винта.
[
← |
→]
5. Декор путевых стен станции Уралмаш изображает зубцы какого-то механизма.
[
← |
→]
6. Уралмаш - единственная станция Екатеринбургского метрополитена, один из выходов которой встроен в здание. Тем не менее, оба вестибюля станции - подземные, проход к вестибюлям осуществляется через подземный переход.
[
← |
→]
7. Машиностроителей (1991-04-27) - типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, названная в честь Машиностроительного завода имени Калинина (название не очень удачно, поскольку улица Машиностроителей проходит у станции Уралмаш).
[
← |
→]
8. Потолок оформлен рабочими Машиностроительного завода в индустриальном стиле светильниками в виде металлических труб с шарообразными плафонами.
[
← |
→]
9. Путевые стены станции Машиностроителей украшают шесть литых металлических барельефов посвящённых работе Машиностроительного завода. Это единственная станция, где в оформлении присутствует название РСФСР.
[
← |
→]
10. Уральская (1992-12-22) - пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Это привокзальная станция, главные “ворота” Екатеринбургского метрополитена для приезжих.
[
← |
→]
11. Станция Уральская освещена декоративными потолочными люстрами и настенными светильниками из кованого металла.
[
← |
→]
12. Путевые стены Уральской облицованы нижне-тагильским мрамором красно-коричневого цвета, пилоны - бежевым мрамором «Коелга».
[
← |
→]
13. Монумент около входа на Уральскую. На этом месте (рядом с подземным переходом) 28 августа 1980 г началось строительство первого на Урале метрополитена 28.08.2000г.
[
← |
→]
14. Или здесь (в 200 метрах южнее, на улице Героев России) начато 28.08.80 строительство Свердловского метрополитена.
[
← |
→]
15. Динамо (1994-12-22) - односводчатая станция глубокого заложения, очень похожая на ленинградские односводчатые станции, но несколько отличающаяся конструкционно - обратного свода здесь нет.
[
← |
→]
16. Динамо - станция с самым низким пассажиропотоком.
[
← |
→]
17. По оси станции Динамо внутри колец из скамеек установлено пять светильников, изображающих олимпийские факелы, а глухом торце - копия скульптуры «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона.
[
← |
→]
18. Площадь 1905 года (1994-12-22) - самая центральная станция метро Екатеринбурга, оформленная в торжественном классическом стиле. В будущем она должна стать пересадочной на вторую линию, которая будет пересекать город с запада на восток.
[
← |
→]
19. Колонны, облицованные коричневым полированным гранитом, объединены попарно, образуя поталы в форме букв «П».
[
← |
→]
20. Тип станции «Площадь 1905 года» - колонная трёхсводчатая глубокого заложения.
[
← |
→]
21. Путевые стены «Площади 1905 года» отделаны желтовато-бежевым мрамором и украшены восемью абстрактными флорентийскими мозаиками на тему революционных событий 1905 года, изображения на которых угадываются лишь в общих чертах. Эта похожа на силуэт крейсера Аврора, например.
[
← |
→]
22. Геологическая (2002-12-30) - односводчатая станция глубокого заложения. Пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем - технические службы. В будущем Геологическая должна стать пересадочной станцией на перспективную третью линию.
[
← |
→]
23. Тема художественного оформления Геологической - богатство уральских недр. Как и положено недрам подземелий, получилось довольно мрачно и темно.
[
← |
→]
24. Путевые стены Геологической облицованы серым мрамором и чёрным лабрадоритам и украшены флорентийскими мозаиками из натурального уральского камня, изображающими разрез земной коры в недрах Уральского хребта.
[
← |
→]
25. Чкаловская (2012-07-28). Конструкционно это типовая глубокая односводчатая станция, но пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем - технические службы. Перекрытие между ярусами поддерживает ряд колонн по оси платформы, поэтому с точки зрения несведущего человека эта станция совсем не похожа на односводчатую.
[
← |
→]
26. Тема художественного оформления станции - перелёт В. П. Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году.
[
← |
→]
27. Путевые стены украшены портретами участников экспедиции (командир экипажа - Валерий Чкалов, второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков) и репродукциями прессы 1937 года о перелёте над северным полюсом.
[
← |
→]
28. На стене в торце станции установлены часы, показывающие время в городах, через которые пролегал маршрут Чкалова через северный полюс: Москва, Архангельск, Ванкувер, Сан-Франциско.
[
← |
→]
29. Ботаническая (2011-11-28) - колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, последняя станция первой линии Екатеринбургского метрополитена (продление линии далее в южном направлении не планируется).
[
← |
→]
30. Художественное оформление станции неразрывно связано с её ботаническим названием: станция оформлена изображениями пчелиных сот (видимо, если соты не являются животными, значит, это ботаника).
[
← |
→]
31. Соты здесь повсюду: и в отделке потолка, и в гравировке на полированных металлических колоннах, и под буквами названия станции, которое несколько раз повторяется на путевых стенах, облицованных бежевой керамогранитной плиткой.
[
← | →]
32. Спасибо за внимание!