Этот год выдался на редкость урожайным на юбилеи российских метрополитенов. В мае отметил 80-летие Московский метрополитен, в середине ноября мы отпраздновали 60-летие Петербургского метрополитена, но не прошло и недели, как внезапно случилось 30-летие Нижегородского метрополитена. По этому поводу от меня поздравление всем нижегородцам и любителям метро, а также небольшой подарок в виде подборки фотографий.
Краткая историческая справка о метро Нижнего Новгорода. Нижегородский метрополитен - третий по дате открытия метрополитен России (после Москвы и Ленинграда). Строительство было начато в 1977 году, первые станции были открыты 20 ноября 1985 года. Метро в Горьком планировалось по типовой советской схеме - три линии, пересекающиеся “треугольником” в центральной части города, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки. Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Нижнему Новгороду повезло несколько больше, чем, например, Самаре: здесь метро дотянулось хотя бы до железнодорожного вокзала, а также было начато строительство второй линии.
Только в 2012 году, с открытием метромоста и станции Горьковская, метро дошло до центра города. В настоящее время состоит из 14 станций на двух линиях, которые фактически работают как одна линия с развилкой: поезда прибывают с Автозаводской линии на станцию Московская, откуда отправляются поочерёдно либо на центральную станцию Горьковская, либо на Сормовскую линию.
Больше тридцати фотографий в одной записи почти никто смотреть не будет, а станций аж 14, поэтому я отобрал по 1-2-3 фотографии каждой станции и выстроил их в хронологическом порядке (а не в географическом). А если кто заинтересовался и желает подробностей, приглашаю в
нижегородский раздел на сайте «Прогулки по метро», там фотографий в несколько раз больше и каждая станция снабжена небольшим описанием.
[
← |
→]
1. Московская (1985-11-20) - уникальная станция среди российских метрополитенов. Это колонная станция, в одном зале которой располагаются четыре пути. Московская формально считается пересадочной станцией с Автозаводской линии на Сормовскую, реально же здесь вилочное движение.
[
← |
→]
2. Художественное оформление станции посвящено Москве. Стена станции - это стена Московского кремля, например.
[
← |
→]
3. Чкаловская (1985-11-20). Станция названа в честь лётчика Валерия Павловича Чкалова, родиной которого является Нижегородская губерния, а улица Чкалова начинается недалеко от станции. Окрашенная в голубой цвет верхняя часть свода изображает голубое небо, а полосы ярких светильников на нём символизирует реверсивный след самолёта.
[
← |
→]
4. В каждом советском городе обязательно должна была быть станция, связанная с именем В. И. Ленина, и Горький - Нижний Новгород не был исключением. Станция Ленинская (1985-11-20) находится в начале проспекта Ленина и начинает большую серию станций (вплоть до конца линии), располагающихся вдоль этого проспекта.
[
← |
→]
5. Светильники и кессоны свода и путевой стены на Ленинской представляются мне огромной челюстью и зубами, взгляд изнутри. :-)
[
← |
→]
6. Заречная (1985-11-20).
[
← |
→]
7. Путевые стены Заречной облицованы плиткой цвета морской волны необычной формы, изображающей волны (на этих волнах быстро оседает пыль, и станция постоянно выглядит не очень чистой).
[
← |
→]
8. Заречная, вид поперёк. На самом деле на станциях намного темнее, чем может показаться по этим фотографиям (многие фотографии сняты со светочувствительностью 3200 ед. ISO и диафрагмой f/4 или f/2.8).
[
← |
→]
9. Двигатель Революции (1985-11-20) - станция с очень колоритным названием. В остальном же это непримечательная типовая колонная станция.
[
← |
→]
10. На станции очень темно, посадочные платформы подсвечены только редкими тусклыми лампами аварийного освещения.
[
← |
→]
11. Пролетарская завершает первую очередь Нижегородского метрополитена, открытую в 1985 году.
[
← |
→]
12. Художественное оформление Пролетарской аскетично. Путевые стены и колонны облицованы светлым мрамором с узкими вертикальными вставками других цветов.
[
← |
→]
13. Станция Автозаводская продолжила Автозаводскую линию спустя два года - 1987-08-08.
[
← |
→]
14. По первоначальному проекту Автозаводскую планировалось назвать Северной по расположенной рядом с ней Северной проходной Горьковского автомобильного завода. Однако вовремя одумались, поскольку на момент открытия эта станция была одной из самых южных.
[
← |
→]
15. Верхняя часть путевых стен оформлена фризом из многочисленных панно, изображающих историю Горьковского автомобильного завода.
[
← |
→]
16. Комсомольская (1987-08-08) также располагается у Горьковского автомобильного завода.
[
← |
→]
17. Балки между колоннами слегка закруглены, что отличает Комосомольскую от большинства станций, построенных по этому же типовому проекту.
[
← |
→]
18. Станция Кировская (1989-11-15) открыта к четырёхлетию Горьковского метрополитена.
[
← |
→]
19. На Кировской очень темно, посадочные платформы совсем не освещаются.
[
← |
→]
20. Станция Парк Культуры (1989-11-15) завершает Автозаводскую линию на юго-западе Нижнего Новгорода.
[
← |
→]
21. Станция освещается массивными люстрами, установленными вдоль оси свода. Изначально использовалось оранжевое натриевое освещение, а в 2012 году часть ламп была заменена на условно-белые и общий свет стал более нейтральным.
[
← |
→]
22. Станция Канавинская (1993-12-20) начала вторую, Сормовскую линию.
[
← |
→]
23. Цветовое оформление Канавинской сомнительно: свод станции выкрашен краской ядовито-жёлтого цвета с широкими поперечными коричневыми полосами; в кессонах свода размещены ртутные лампы, спектр которых также далёк от белого.
[
← |
→]
24. Бурнаковская (1993-12-20).
[
← |
→]
25. Строительство станции пришлось на начало тяжёлых 1990-х годов, поэтому оформление Бурнаковской сократили: путевые стены выполнены из бетона, окрашенного в коричневый цвет.
[
← |
→]
26. После 9-летнего перерыва за Бурнаковской открылась станция Буревестник (2002-09-09).
[
← |
→]
27. Буревестник - единственная в Нижегородском метрополитене станция с боковыми платформами и единственная станция метро, где для входа на неё нужно подняться наверх.
[
← |
→]
28. После 10-летнего перерыва 2012-11-04 была открыта Горьковская - первая и пока единственная станция Нижегородского метрополитена, расположенная в центральной части города на правом берегу Оки.
[
← |
→]
29. Путевые стены Горьковской украшены флорентийскими мозаичными панно с изображениями наиболее значимых и известных мест и объектов Нижнего Новгорода.
[
← | →]
30. Спасибо за внимание!