Односводчатые станции глубокого заложения - мой самый любимый и самый нелюбимый тип станций метро.
Любимый - с точки зрения пассажира: грандиозный просторный зал станции с высоченным сводом, широкая платформа, хорошая видимость во все стороны, нет узких проходов как на пилонных станциях (и, соответственно, толкучки и замедления пассажиропотоков в ключевых местах). Особенно непередаваемы словами ощущения и впечатления от односводчатой станции, когда поздним вечером после выхода пассажиров остаёшься в таком громадном объёме совсем один (ну или почти один, когда в другой части платформы скучающе бродит дежурная по станции или полиционер).
Нелюбимый - с точки зрения фотографа. Односводчатые станции - самые трудные для фотосъёмки. На колонных и пилонных станциях можно успеть пофотографировать пустой центральный зал, пока пассажиры ждут прибытия поезда на платформах, и сфотографировать пустые платформы сразу после отправления поезда, когда вышедшие пассажиры идут к выходу по центральному залу. А на односводчатых станциях постоянно кто-нибудь пытается влезть в кадр и испортить композицию даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы на почти пустой станции.
Но, наконец, чудовищная работа по фотосьёмке и стиранию многочисленных людей в фотошопах :) закончена и теперь можно показать подборку фотографий всех станций этого типа в одном посте.
Первыми двумя станциями односводчатого типа в Ленинграде были
Площадь Мужества и
Политехническая. Обе станции были открыты 31 декабря 1975 года в составе участка Лесная - Академическая
1-й, Кировско-Выборгской линии, в этом году у них получается 40-летний юбилей. Экспериментальный проект был признан удачным и в последующие 24 года в Ленинградском-Петербургском метрополитене появилось полтора десятка станций такой конструкции на всех четырёх (теперь уже - пяти) линиях. Приглашаю посмотреть их всех в хронологическом порядке. И в заключение - две бонусные фотографии станций похожей конструкции в других городах.
К сожалению, в 2000-е годы строительство односводчатых станций глубокого заложения в Петербурге было прекращено, новые станции такого типа не проектируются, а уже спроектированные перед началом строительства были аврально перепроектированы в пилонные. Увидим ли мы в этой жизни новые односводчатые станции глубокого заложения - неизвестно.
[
← |
→]
1. Площадь Мужества. 1975.
[
← |
→]
2. Политехническая. 1975.
[
← |
→]
3. Обухово. 1981.
[
← |
→]
4. Чёрная речка. 1982.
[
← |
→]
5. Пионерская. 1982.
[
← |
→]
6. Удельная. 1982.
[
← |
→]
7. Новочеркасская. 1985.
[
← |
→]
8. Ладожская. 1985.
[
← |
→]
9. Проспект Большевиков. 1985.
[
← |
→]
10. Озерки. 1988.
[
← |
→]
11. Лиговский проспект. 1991.
[
← |
→]
12. Садовая. 1991.
[
← |
→]
13. Спортивная. 1997. Венец развития односводчатых станций - двухъярусная станция на 4 пути.
[
← |
→]
14. Чкаловская. 1997.
[
← |
→]
15. Старая Деревня. 1999.
[
← |
→]
16. Тимирязевская (Московский метрополитен). 1991.
[
← | →]
17. Динамо (Екатеринбургский метрополитен). 1994.