Глубокие односводчатые станции Петербургского метрополитена и не только

Oct 06, 2015 04:20




Односводчатые станции глубокого заложения - мой самый любимый и самый нелюбимый тип станций метро.

Любимый - с точки зрения пассажира: грандиозный просторный зал станции с высоченным сводом, широкая платформа, хорошая видимость во все стороны, нет узких проходов как на пилонных станциях (и, соответственно, толкучки и замедления пассажиропотоков в ключевых местах). Особенно непередаваемы словами ощущения и впечатления от односводчатой станции, когда поздним вечером после выхода пассажиров остаёшься в таком громадном объёме совсем один (ну или почти один, когда в другой части платформы скучающе бродит дежурная по станции или полиционер).

Нелюбимый - с точки зрения фотографа. Односводчатые станции - самые трудные для фотосъёмки. На колонных и пилонных станциях можно успеть пофотографировать пустой центральный зал, пока пассажиры ждут прибытия поезда на платформах, и сфотографировать пустые платформы сразу после отправления поезда, когда вышедшие пассажиры идут к выходу по центральному залу. А на односводчатых станциях постоянно кто-нибудь пытается влезть в кадр и испортить композицию даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы на почти пустой станции.

Но, наконец, чудовищная работа по фотосьёмке и стиранию многочисленных людей в фотошопах :) закончена и теперь можно показать подборку фотографий всех станций этого типа в одном посте.

Первыми двумя станциями односводчатого типа в Ленинграде были Площадь Мужества и Политехническая. Обе станции были открыты 31 декабря 1975 года в составе участка Лесная - Академическая 1-й, Кировско-Выборгской линии, в этом году у них получается 40-летний юбилей. Экспериментальный проект был признан удачным и в последующие 24 года в Ленинградском-Петербургском метрополитене появилось полтора десятка станций такой конструкции на всех четырёх (теперь уже - пяти) линиях. Приглашаю посмотреть их всех в хронологическом порядке. И в заключение - две бонусные фотографии станций похожей конструкции в других городах.

К сожалению, в 2000-е годы строительство односводчатых станций глубокого заложения в Петербурге было прекращено, новые станции такого типа не проектируются, а уже спроектированные перед началом строительства были аврально перепроектированы в пилонные. Увидим ли мы в этой жизни новые односводчатые станции глубокого заложения - неизвестно.


[ | ]
1. Площадь Мужества. 1975.



[ | ]
2. Политехническая. 1975.



[ | ]
3. Обухово. 1981.



[ | ]
4. Чёрная речка. 1982.



[ | ]
5. Пионерская. 1982.



[ | ]
6. Удельная. 1982.



[ | ]
7. Новочеркасская. 1985.



[ | ]
8. Ладожская. 1985.



[ | ]
9. Проспект Большевиков. 1985.



[ | ]
10. Озерки. 1988.



[ | ]
11. Лиговский проспект. 1991.



[ | ]
12. Садовая. 1991.



[ | ]
13. Спортивная. 1997. Венец развития односводчатых станций - двухъярусная станция на 4 пути.



[ | ]
14. Чкаловская. 1997.



[ | ]
15. Старая Деревня. 1999.



[ | ]
16. Тимирязевская (Московский метрополитен). 1991.



[ | →]
17. Динамо (Екатеринбургский метрополитен). 1994.


2009, 5d2.16-35, 5d3.16-35, 2014, Петербургский метрополитен, 2015, метро, фото, 2010

Previous post Next post
Up