Прогулка по зимнему Хельсинки

Mar 29, 2011 11:01

В позапозапрошлые выходные внезапно решил съездить в Финляндию на пару дней для борьбы с депрессией, мучающией меня в последние 5 месяцев, с постоянным стрессом, вызванным чередой непрекращающихся ежедневно досаждающих крупных и мелких неприятностей, с хронической усталостью из-за того, что не могу успеть закончить все дела по работе и по личным интересам, тогда как постоянно наваливаются новые и новые дела и трудности…

Хотелось погулять по заснеженным городским улицам и пригородам, пока снежная зима не закончилась и снег ещё не растаял, проверить, действительно ли финский снег такой белый, как нигде более… И просто хотелось подышать чистым свежим воздухом и отвлечься от опостылевшего окружения в одиночестве и безопасности… И ещё хотелось прокатиться на новом скоростном поезде Аллегро, курсирующем между Петербургом и Хельсинки с декабря прошлого года.

Поезд Аллегро мне в целом понравился. Это самое быстрое и удобное средство перемещения из центра Петербурга в центр Хельсинки и обратно: время в пути - 3.5 часа. Но и самое дорогое: билет 2-го класса стоит аж 84 евро. Обзору поездки на этом поезде потом посвящу отдельный пост.

Финляндия и Хельсинки, как обычно, меня очень порадовали. Чистота, уют и спокойствие. Финский снег по-настоящему по-фински ослепительно белый. Там, где на городских улицах снег уже начал таять, лужи - прозрачные. Там, где снег ещё не растаял, нет этой мерзкой питерской чёрной жижи из солёного снега, грязи, песка и хим.реагентов. Снег или собран в белые сугробы, или укатан и обильно посыпан гранитными камешками (размером примерно 0.5-1 см), по которым ходить так же удобно, как по асфальту и которые не раскисают от влаги в грязь, а остаются жёсткими и чистыми. Короче говоря, слово "белоснежный" в Финляндии имеет прямой смысл, а не как в моём родном болотном Петербурге.

Я, конечно, приукрашиваю и преувеличиваю, чистота там не идеальная (на самом деле воду из растопленного снега, собранного вдоль улиц с большим потоком автотранспорта, я бы пить не стал), но, тем не менее, это факт: если что-то и темнеет на фоне снега, это, скорее всего, не грязь, а непачкающаяся гранитная крошка. А погуляв 12 часов по городу и потом основательно натоптав в гостинице мокрыми ботинками, после высыхания пола я не увидел на полу никаких следов.

В этом посте несколько фотографий разных мест по маршруту моей прогулки (как бы обзор), а в будущем по некоторым этим районам подготовлю отдельные подробные фотопрогулки.

[ | ]
1. Поезд Аллегро, на котором я приехал в Хельсинки. Максимальная скорость - 220 км/ч. На самом деле быстрее 200 разгоняется редко и неохотно, но, тем не менее, время в пути составляет всего 3.5 часа.

2. Поскольку я ненавижу [большие скопления] людей и предпочитаю быть в одиночестве, купил билет в вагон, в котором не было других пассажиров, кроме меня. В обратном направлении, к сожалению, такой роскоши не получилось, обратный поезд был заполнен полностью.

3. Чёткого маршрута прогулки заранее составлено не было, поэтому сначала просто побродил по центральному железнодорожному вокзалу. Потом хочу подготовить отдельный пост о нём.

[ | ]
4. Площадь железнодорожного вокзала (Rautatientori). Здесь уже видно, как финны борятся с голольдом. Улица посыпается гранитной крошкой, которая, смерзаясь со льдом, образует твёрдое нескользкое покрытие.

5. Спустился в метро. На станции Rautatientori рассмотрел скульптурную группу, которой ранее не уделял внимание. Оказывается, она называется "человеческие лица в пятницу вечером".

6. А на станции Камппи появилось место для отдыха зайцев :-). В одном из следующих постов покажу его крупнее.

[ | ]
7. Деловой центр Камппи в центральной части города. Летом здесь простирается улица из полированного гранита, а зимой, как почти везде, она засыпана гранитной крошкой, а по краям высятся белые сугробы.

8. На некоторых улицах с большим потоком пешеходов (на фото - улица Александра в центре Хельсинки) тротуары подогреваются снизу, в результате они не только без снега, но и идеально сухие. О подогреве я бы не догадался, если бы не увидел прошлой осенью ремонт тротуара на этой улице. Там под плиткой проходят трубки с тёплой водой.

9. …

[ | ]
10. Эспланада. Удивительно, поэт Рунеберг сегодня без чайки на голове :-) (во время всех моих предыдущих фотопрогулок по этому месту у него на голове всегда сидела чайка). Слой снега здесь толст, но скамейки ещё не утопают в снегу. А вот в других парках видел такой уровень снега, из-под которого едва торчали верхушки спинок.

11. Сенатская площадь и главный кафедральный собор. Лестница расчищена и присыпана гранитом только по краям, а основная её часть скрывается под плотным снегом метровой глубины. Удивительно, что все ведут себя смирно и никто не катается с такой гигантской горки.

12. Вышел на Рыночную площадь (Kauppatori) и внезапно заметил, что через 5 минут отправляется кораблик на Суоменлинну (на который распространяется действие имевшегося у меня трамвайного билета). Воспользовался такой удачей и сплавал на этот остров. Фото Финского залива снято в пути с кораблика.

[ | ]
13. На этом подъёме толщина слоёв укатанного снега, перемежающегося со слоями гранита, была около 40 сантиметров (было видно по срезу с краю, сделанному, вероятно, для стока воды).

14. Игра света и тени на сугробах в Суоменлинне.

15. Российские 1600-пудовые пушки на страже Гельсингфорса.

[ | ]
16. В этот раз вплотную к пушкам было не подобраться, можно было провалиться в снег по колено (на самом деле можно и по пояс, но когда начинаешь проваливаться, колени обычно подгибаются и садишься на жопу и дальше не проваливаешься:).

17. …

18. По возвращении с Суоменлинны поднялся к Успенскому православному собору, к которому ни разу не поднимался ни разу во время моих предыдущих многочисленных визитов в Хельсинки.

[ | ]
19. Православный вид на Северную набережную (Похьяисранта) со смотровой площадки собора. Туда я не пошёл, а направился погулять по полуострову Катаянокка, которому раньше не уделял должного внимания.

20. Старая часть Катаянокки…

21. … и новостройки в том же районе. На заднем плане виднеется кусочек здания министерства иностранных дел (ранее - казармы и конюшни). К нему тоже заглянул.

[ | ]
22. Кстати, девайс для распределения гранитной крошки по вёдрам.

23. Парк на Катаянокке недалеко от терминала Viking Line. Здесь тоже можно запросто провалиться по колено (сейчас задумался, может быть, надо было меньше есть?:).

24. Вечером немного погулял по мрачно-торжественному району Töölö. Я уже пытался подготовить фотопрогулку по нему прошлой осенью, но всё ещё не успел разобраться со старыми фотографиями.

[ | ]
25. Второй день начал с прогулки по району Камппи. Многие люди, бывавшие в Хельсинки, считают район Камппи ультра-современным из-за одноимённого современного делового центра с автобусным вокзалом, станцией метро и большим торговым комплексом. Но на самом деле этот район застроен преимущественно домами XIX века с редкими более современными вставками (вероятно, на местах домов, разрушенных во время II мировой войны).

26. Из-за плотной застройки и малого количества озеленения и небесных просветов ("зимой и летом одним цветом") я решил, что прогулке по этому району вполне подходит уделить чрезмерно пасмурно-туманное утро зимнего дня, а более хорошую погоду во время других прогулок оставить для более зелёных районов.

27. Парк старой церкви.

[ | ]
28. Не ожидал увидеть в центральной части Хельсинки сохранившиеся деревянные домики.

29. А вот это привлекшее меня здание около площади Хиэталахти, оказалось Политехническим институтом. Я, как старый политехник, не мог пройти мимо, не рассмотрев его.

30. Вышел к району Пунавуори и набережной залива Хиэталахти, которая украшена многочисленными блестящими шарами, которые показывал eijas три года назад. (Никак не могу забыть тот пост, зацепил он меня за душу.)

показывал eijas три года назад. (Никак не могу забыть тот пост, зацепил он меня за душу.) © Игорь Ванин, 2011" width="1080" height="720" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 3em;" />

[ | ]
31. 4 шарика и 4 моих отражения. :-)

32. Парк Синебрюхова. Тихое и спокойное место на возвышенности. А под землёй (точнее говоря, под гранитной скалой) проходит улица, спрятанная в тоннель (благо рельеф города позволяет) и совершенно не мешает уютной зоне отдыха.

33. В середине второго дня я поехал на северо-восток города посмотреть, как выглядит зима в финских новостройках (в районе Арабианранта). А вот так она выглядит! Ослепительная белизна! В фотоаппарате приходилось выкручивать экспокоррекцию в плюс аж на +1, иначе всё остальное получалось очень тёмным из-за одурманивания экспономерта ярким снегом. Обычно в пасмурную погоду молочно-белое пасмурное небо получается самым ярким местом фотографий, но здесь белое небо кажется серым на фоне снега.

[ | ]
34. Обычный двор современных жилых домов. Пешеходные дорожки и автомобильные проезды такие чистые, что даже почти не заметны на общем фоне белых сугробов.

35. Река Вантаа в районе Старого Хельсинки. Удивился, что эти пороги зимой не замерзают.

[ | →]
36. Полтора дня насыщенных прогулок пролетели незаметно, пора обратно на поезд домой. Хотелось погулять ещё несколько часов, но в расписании поездов Аллегро очень не хватает поздне-вечернего рейса (около 19 часов). Это обещают исправить этим летом, увеличив ежедневное количество рейсов с 2 до 4 в каждом направлении.

Предыдущая серия путешествий по Финляндии: Репортаж: 100-500 медведей на Сенатской площади в Хельсинки