По заказу из комментов к
предыдущему посту о метро Стокгольма посвящаю отдельную серию станции метро Universitetet.
Станция Universitetet (что переводится как Университет, как ни странно:) находится на ветке Т14 Красной линии, идущей на север. Она была открыта 12.01.1975 в составе второй очереди ветки (первая очередь этой ветки с первыми пещерными станциями была открыта двумя годами ранее). Станция находится рядом с Университетом Стокгольма, от которого она получила своё название.
Станция Universitetet - это станция одного из типовых проектов пещерного типа, являющаяся одной из самых интересно оформленных с художественной точки зрения.
Чтобы было понятнее, какие ракурсы изображены на фотографиях, опишу на словах, как устроены типичные станции пещерного типа. Обычно станция имеет два выхода на поверхность - в торцах. На некоторых станциях с не очень большим пассажиропотоком бывают исключения, один торец не задействуется выходом. Эскалаторы не обязательно расположены по оси станции, большая ширина станции позволяет разместить их под любым углом. От эскалаторов пассажиры попадают в распределительный зал, выходящий на обе посадочные платформы; третьего центрального зала обычно не бывает. С противоположной стороны - аналогично. А посередине станции боковые залы с платформами соединяются между собой широким и высоким проходом. На некоторых станциях из этой перемычки отходят эскалаторы перехода на другую линию или дополнительного выхода в город (или иногда - единственного). Кроме непривычно большой ширины, эти станции ещё и намного длиннее, чем в Москве и Петербурге, они рассчитаны на приём 10-вагонных составов.
Оформление станции, как говорят, посвящено университету и истории различных наук. На самом деле оформление станции ещё более загадочно и абстрактно. Станцию украшают 12 кафельных панно, на которых изображено не пойми что, а на обоих почти-двухсотметровых путевых стенах изображён какой-то текст мелкими буквами без пробелов, знаков препинания и диакритических знаков. К сожалению, в прошлом году я ещё не прозрел, что нужно подробно фотографировать КАЖДЫЙ элемент оформления во всех подробностях, поэтому у меня оказались сфотографированы не все панно и не во всех подробностях. Это хороший повод вернуться в Стокгольм и погулять по метро ещё раз.
[
← |
→]
1. Вход на станцию Universitetet - в южном торце станции. Вид распределительного зала. Слева - путь на юг, в сторону центра города, справа - на север, в сторону Mörby Centrum.
[
← |
→]
2. Эскалаторы крупным планом. Видно, что они установлены не по оси станции (у этой станции вообще нет оси), а под некоторым заметным углом.
[
← |
→]
3. Tåg 1 - первый путь - на север, в сторону Mörby Centrum.
[
← |
→]
4. Второй путь - на юг, в сторону центра Стокгольма.
[
← |
→]
5. Он же, в другой части платформы.
[
← |
→]
6. Одно из 12 декоративных кафельных панно.
[
← |
→]
7. Элементы декорации крупным планом.
[
← |
→]
8. На путевых стенах изображён какой-то текст мелкими буквами без пробелов, знаков препинания и диакритических знаков. Что бы это могло значить?!
[
← |
→]
9. Много.
[
← |
→]
10. Ещё одно декоративное панно.
[
← |
→]
11. Элемент изображения крупным планом. Это что-то из биологии и анатомии?
[
← |
→]
12. Для страдающих клаустрофобией на всех подземных станциях метро Стокгольма изображён компас, указывающий стороны света.
[
← |
→]
13. Ещё одно декоративное панно.
[
← |
→]
14. Элемент оформления крупным планом. Это, наверное, об истории естествознания, мнение об устройстве мира в древние времена.
[
← |
→]
15. …
[
← |
→]
16. Неизбежный элемент любой станции - шведское НИП информационный уголок со схемами, картами и прочей информацией, со скамейками и мусорниками.
[
← |
→]
17. Схема кампуса университета? Или я что-то не понял? :-)
[
← |
→]
18. …
[
← |
→]
19. В северном торце станции обычного выхода нет, есть только двери аварийного выхода, оформленные так необычно ярко. За ними, говорят, простая лестница наверх.
[
← |
→]
20. Аварийный выход крупным планом.
[
← | →]
21. Табличка с информацией о станции и её архитекторе. Кто знает шведский язык, помогите с переводом, пожалуйста.