Кагура

Oct 03, 2007 16:44

дословно  этот термин можно перевести, как "божественная музыка" или "утеха богов".
Первые упоминания в источниках датируются IX веком (ритуальные танцы были проведены на церемонии объявления нового девиза правления в 859 году). Однако время их возникновения - куда более ранее, некоторые ученые считают, что танцы-кагура появились в Японии еще до проникновения буддизма в VI веке - в период формирования государства Ямато.

Кагура берут свое начало в японской мифологии. Благодаря танцу и песням богини Аме-но Удзуме жители неба смогли выманить Аматэрасу из небесного грота. Аме-но Удзуме украсила голову ветвями деревьев, в одной руке она держала шест с бубенчиками, в другой - пучок молодых листьев бамбука с привязанными полосками ткани, которым размахивала над собой. Именно эта сцена из мифа стала основой для первых представлений-кагура.
Потому ритуальные танцы "кагура" - "забавы богов" - древняя синтоистская традиция.
Исполнялись эти ритуальные танцы с единственной целью - развлечь и умилостивить синтоистские божества, чье расположение способно принести людям здоровье и благосостояние, хороший урожай и удачу на охоте, вобщем счастье. Ритуал в определенной степени носил и очистительный (от скверны) характер. Подобные действа организовывали, как правило, на освященной земле - в границах того или иного синтоистского храма - во время синтоистских праздников (мацури) и церемоний в святилищах,  или в императорском дворце, причем иногда принародно, а чаще единственными зрителями представления оказывались сами боги.
Действо почиталось священным, поэтому площадку для танцев (если все происходило вне храма) следовало хорошенько подготовить. Перед началом представления жрецы проводили ритуал «очищения» площадки, она опоясывалась священной веревкой-сименава, а иногда даже возводили небольшой алтарь.
Официально кагура проводились в крупных святилищах Исэ, Идзумо и в императорском дворце, а были еще народные, которые устраивали в небольших поселениях.
В IХ - Х веках, по сведениям хроник, кагура длились семь или даже десять дней. В ХI веке представления проходили в течение трех вечеров.
С 1075 года по приказу императора Сиракава кагура устраивали в императорском дворце ежегодно в декабре. Как прямой потомок богов император лично участвовал в церемонии открытия. Он осматривал зал, в котором должно было проходить представление, и давал свое высокое согласие на начало церемонии.
Кагура проводили в зале синтоистского святилища или в специально отведенной для этого комнате императорского дворца. Примерно с конца XII века для представлений стали строить помосты вне зданий. Затем над помостом возвели и крышу, как над сценой театра Но. В этом виде помост для кагура дошел до наших дней.
С момента возникновения кагура появилось множество танцев, сюжетом которых был не только миф о сокрытии в гроте, но и миф о сотворении японских островов и другие эпизоды из жизни Богов. К началу ХХ века при святилище в Исэ составили традиционный классический список из 37 танцев. Часть из них была посвящена ритуальным предметам: священному дереву сакаки, синтоистским бубенцам, мечу, луку для стрельбы, тканям и т.д. Другая часть танцев рассказывала о персонажах мифов: Идзанами и Идзанаги, Сусаноо, Аме-но Удзуме и других богах. Только в Исэ и императорском дворце исполняли полный список танцев. Движения всех танцев были просты, неторопливы и символичны.
Народные кагура существовали во многих районах страны, в них отражалась самобытность местных традиций. Такие представления назывались неофициальными и не вносились в общий перечень.
Классические танцы кагура всегда исполняли девушки, служившие в святилищах. В большинстве хроник говорилось, что всего принимало участие в представлении восемь девушек. В крупных святилищах сохранилась именно эта традиция.
В деревенских представлениях постепенно стали участвовать и мужчины-служители, исполнявшие танцы об изгнании злых духов, о сражении Сусаноо с драконом.
Вообще исполнять танцы кагура было позволено только синтоистским жрецам. Лишь в 1867 году это ограничение было снято, и доступ к этому искусству получили простые люди, местные жители.
С древности священнослужители танцевали в обычных храмовых одеяниях, и особых костюмов для кагура не было. Лучшего выбора представить было невозможно - божественные танцы исполняли в священной одежде, изготовленной по строгим канонам. В ранних японских хрониках встречалось выражение "божественная несшитая одежда". Это отнюдь не означало, что для ее производства не использовали иглу и нитки. Ткань для таких одеяний не разрезали по горизонтали, ее сшивали только по вертикальным линиям. Полотнища материи оставались цельными, что символизировало первозданную нетронутость и чистоту. Синтоисты верили, что такая одежда, связывает человека с богами и охраняет его душу от злых духов. Ткань для шитья (по крайней мере, для нижнего слоя одеяний) тоже использовали особую - из волокон пуэрарии. Иероглиф, которым записывали название этого растения, нередко заменял само слово "ткань".   

словарь, Костюм, Синто

Previous post Next post
Up