Гигаку

Oct 03, 2007 18:32

в дословном переводе - «искусная музыка». Сугубо религиозная и храмовая. Просуществовала не очень долго.
Гигаку - своеобразный танец, возникший в Индии. Первоначально это был древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем - только перед изображением Будды.

В нем средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски - Го), а оттуда в Корею. В VI веке вместе с распространением буддизма эта танцевальная школа появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку - «музыка Го», а затем гигаку, т. е. «искусная (виртуозная) музыка». В VII - VIII веках существовало более распространенное наименование гогаку - «курэ-но гаку», либо «курэ-но утамаи», т. е. «музыка страны Курэ» (так японцы называли царство У).

Известный японский искусствовед Нома Сэйроку в специальной монографии, посвященноой японским театральным маскам, утверждает, что уже в VI веке маски всех главных персонажей гигаку были завезены в Японию с материка. Он считает, что иммигрировавшие в середине VI века в Японию члены царского рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски. Первое упоминание театра гигаку относится к 612 году. В 22-м разделе «Нихонги» говорится: «...Муж из Пэкче по имени Мимаси прибыл (в 612 году) в Японию. Он сказал, что за время пребывания в Го (У - Южный Китай) постиг там их искусство музыки и танца. Мимаси был поселён в Сакураи, куда были собраны юноши, чтобы научиться у него этому искусству. С тех пор его ученики Ману-но Обито и Сэйбун-но Аябито, перенявшие искусство у Мимаси, без труда передавали его своим ученикам».
С собой Мимаси привез все необходимое для исполнения гигаку - маски, костюмы и музыкальные инструменты.
Ревнитель буддийской религии принц Сётоку (574-622), в то время регент при императрице Суйко, пригласил артиста пожить в стране, чтобы обучить японских мальчиков новому искусству, как о том и записано в Нихонги.  Во дворце рода Сакурай в Нара была создана школа гигаку, откуда танцоров рассылали по всем буддийским храмам Японии.
Представления гигаку стали в VII - VIII веках непременной частью буддийских храмовых праздников и очень популярным придворным развлечением.
Достоверных сведений об этом сценическом жанре не сохранилось. Как вполне логично считают некоторые исследователи - это были специальные ритуальные танцы, как и кагура в Японии.
Единственное, что из тех ритуалов смогло пробиться сквозь толщу времени - это маски, вырезанные из камфорного дерева. Полный комплект для одного представления состоял из 14 масок - головы львов, птиц, лики демонов, героев. Их характерная особенность состояла в том, что они покрывали всю голову, с ушами, в отличие от более поздних масок театра Но, скрывавших только лицо. Почти полторы сотни масок гигаку хранятся в сокровищнице Сёсоин в Наре.
Можно полагать, что представления гигаку чаще всего организовывались в период новогодних праздников.
Иногда все ограничивалось «танцем льва» - выступлением танцора в львиной маске. Позднее этот популярный танец был включен в репертуар театра Но и в несколько видоизмененной версии - в программы театра Кабуки.
В древних рукописях сохранилась и примитивная нотная запись, по которой с известной натяжкой можно составить представление о звучавших в то время мелодиях. Однако о характере исполнявшихся под эту музыку танцев остается лишь гадать.

словарь, Буддизм в Японии

Previous post Next post
Up