Двор Пролетарки, Морозовский городок - для тверичей эти названия хорошо знакомы. В ходу общее Пролетарка, как наименование всего района. Комплекс жилых и промышленных зданий, построенных когда-то для для «Товарищества Тверской мануфактуры» известен в народе как Морозовский городок и известен хорошо, историями, былями и небылями. Возможно и сегодня не каждый решится без лишней необходимости появиться в здешних краях вечерком, поговаривают, что это и сегодня одно из самых криминальных мест в Твери. Не желая проводить паралелли со знаменитым произведением Данте, хочется все же заметить, что так называемый Морозовский городок (Двор Пролетарки) сильно меняется от оживленного проспекта Калинина через Тьмаку к железной дороге, становясь все мрачнее и удаленнее от "цивилизации", заканчиваясь, правда, вселяющим оптимизм красавцем Парижем - великолепным образцом модерна, некоторой доминантой всего уникального фабричного ансамбля, одного из лучших периода конца 19-го, начала 20-го веков.
Под катом вас ждет очень много (целая сотня) фотографий, зачастую тяжелых и беспросветных. А тем не менее, среди этого, не побоюсь этого определения, кошмара все мелькало название знаменитой картины Ярошенко «Всюду жизнь». Да и в этих тесных, мрачных, заплесневелых казармах с духом, который невозможно ни забыть, ни описать идёт жизнь, бегают и играют дети, все еще могут шутить, радоваться и во что-то верить взрослые.
Как и зачем я там оказался? Мне всегда очень хотелось посмотреть на этот великолепный ансамбль. Кстати, Морозовский городок можно считать одним из первых микрорайонов в России. Размах и сегодня кажется выдающимся ,а уж по стародавним временам... помимо жилья для рабочих, инженеров и служающих (понятно, разной степени комфортности) были устроены больница, театр, библиотека, бани, магазины, полицейское отделение, амбулатория, родильное отделение и даже обсерватория. Ах эти жуткие угнетатели бедного народа проклятые кулаки и узурпаторы Морозовы....то в баню загонють, то в обсерватории и библиотеки... Над планировкой квартала в разное время работали архитекторы А. Э. Эрихсон, К. В. Терский, В. Назаров, А. Федоров и др. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. Все это было обнесено стеной с двумя красивыми воротами, одни из них и сейчас можно наблюдать возле железной дороги. В общем свой внутренний микромир, город в городе. Пожалуй, отсюда можно было не выходить годами. Сохранялось это во многом и в советское время. Текстильная промышленность тогда была в расцвете и в Калинине можно было купить, например, местный трикотаж. Спросите сейчас где-нибудь про что-нибудь местное в этом роде... Проводить меня в прогулке по этому былому, во многом (хотя комплекс и нынче бесспорно впечатляет), великолепию согласились две Марины -
gavrik-m и
gavrik-m. И еще нам невероятно повезло, что провести экскурсию по этому своеобразному тверскому анклаву согласился местный старожил Нилыч. Это даже не фамильярность, потому что Владимир Нилович Петров, хоть и родился в 1941 году (здесь, на Пролетарке, где всю жизнь и живёт), но душою, телом и духом молод, я даже чувствовал себя старее его, если честно. Он частенько посещает спортзал, где легко разделывается с боксерской грушей и залезает в считанные секунды по канату к потолку. 73 года...вот таких людей выковывает суровая Пролетарка. И вместе с тем интереснейший рассказчик и невероятно доброжелательный человек. Нилыча здесь знают все и он ровно также знает всех. И мне кажется, предложи ему переехать куда угодно, в любой комфорт, а не прельстишь его этим. И дело даже не в озвучиваемом иногда в беседах синдроме Пролетарки, просто пророс человек корнями - не оторвать.
Начали мы нашу прогулку с домов возле проспекта Калинина. Зашли в несколько подъездов. Потом углубились за Тьмаку. По третьему Пролетарскому мосту. Их всего три с таким нехитрым наименованием в этих краях. Приток Волги здесь грязный и замученный, берега неприглядные. Но поскольку производство по берегам практически везде уже мертво, река по-тихоньку оживает и когда-нибудь, возможно, здесь будут красивые и ухоженные берега, лавочки и спортивные площадки.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Город по-тихоньку подступает к темному и мрачному миру Морозовского городка. Гламур вытесняет пролетариат. Большой ТРЦ «Рубин», под которым по сути осталась погребена фабрика - это такой вполне привычный для Москвы оазис потребления и значительный центр притяжения горожан. Когда-нибудь нынешних обитателей Морозовского городка расселят полностью, а в старинных зданиях сделают какой-нибудь моднейший лофт, плазу, стразу, ну и прочие аппартаменты. Но сегодня два мира еще существуют параллельно. За мостом через Тьмаку ряд бывшего: бывший завод текстильного машиностроения, бывшая шёлкоткацкая фабрика. В настоящем бывшее, а будущее я примерно обрисовал, мне кажется, я не сильно далек от истины.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Вот, например, в здании 1859 года торгово-выставочный центр "Морозовский". Но мы углубляемся дальше...
14.
15. Здесь когда-то стоял Ильич (памятник 1925 года).
16.
17.
18. Настоящее Пролетарки. Здешний мальчишка в здешнем же бассейне выиграл на соревнованиях по плаванию. Вообще и дети, и взрослые, встреченные нами, были очень открыты и доброжелательны. Речь о субботнем утре. Не знаю, насколько благостно в этих краях вечерком.
19. Рабочий клуб Морозовского городка
20. Марина
marina-shandar. Вообще удобно ходить с двумя Маринами. То и дело загадываешь желания.
21. Один из старейших спортивных залов в России.
Бывший народный театр
22. Построен в 1898-1900-х гг. Возведен по проекту архитектора В.К. Терского
23.
24. Представляет из себя двухэтажное здание, состоящее из нескольких частей, в которых в свое время располагались чайная и фойе театра, зрительный зал, сценическая коробка.
25. Сегодня здесь спортивный клуб
26. Наш проводник Нилыч
Click to view
27.
28. Марина
gavrik-m После посещения спортивного клуба мы вышли к дому (казарме, так они здесь называются) с обсерваторией. Дом выселен и разграбляется. Например, уже умыкнули один пролёт чугунной лестницы. Дом известен тем, что здесь прошло детство Круга и именно из "его подъезда" и срезали лестницу.
"Пролетарские дворы детства
Общежитием давно стали,
там по меркам нынешним тесно,
Но мы жили там так всех знали..."
Михаил Круг. Морозовский Городок.
Есть у Морозовского городка и другие знаменитые бывшие жители. Здесь провели детство народные артисты СССР Владимир Зельдин и Татьяна Устинова.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
По-большому счету настоящая Пролетарка открывается внутри, в душных и мрачных казармах. Я не знал изначально, что мы будем заходить внутрь. Да что там заходить...пропадать, теряться, забывать счет времени. Этот тяжелый микромир сильно погружал в себя и, признаться, я и сейчас помню многое из того, что мы тогда видели. Если бы я знал, что мы будем ходить внутри, я бы несколько иначе подготовился к поездке, особенно учитывая, сколько там детишек. Стоит ли заходить туда из праздности, не знаю. Развлечения вы там не найдете, если вам только не доставляет удовольствие чужое бедственное положение. А к пришлым людям с камерами, фотоаппаратами, вопросами и, случается, обещаниями, здесь привыкли. Реагируют на них, пожалуй что, никак. И ахи-вздохни "ну надо же ,как вам тут тяжело" тут вряд ли кого-то тронут. Проходили не раз. Эти люди терпят бедствие, но не со вчера или прошлой недели, а иные и десятилетиями. Много переселенцев из начала 90-х, когда под ногами в некоторых "братских" республиках земля горела. На удивление мы не сталкивались здесь с люмпенами, хотя мне сложно предположить, что их здесь нет. Большинство встреченных людей были очень доброжелательны. Владимир Нилович - не официальная комиссия и никуда нас специально не заводил, просто показывал свои родные края во всех их проявлениях, все, как есть.
36.
37.
38.
39.
За исключением ряда домов у проспекта Калинина и Парижа, Морозовский городок сплошь коммунальный, здесь нет, разумеется, никаких домофонов, чужаки появляются редко и заметны как инопланетяне. Казармы. Но нет в этих казармах армейского распорядка и единообразия. Есть закрывающиеся на ключ туалеты, общие умывальники, короба для стиральных машин опять же с замками, душные кухни, где как привет из прошлого остались печи, которыми, правда, уже давным давно никто не пользуется. Счета на коммуналку в этом коммунальном ужасе, между тем, доходят до неприличного.
40.
41.
42.
43.
В казармах огромное количество детей. Не будем умничать ,отчего так. Остаётся фактом. И даже в этих бытовых ужасах женщины умудряются создавать уютные уголки для подрастающего поколения, как могут. Надо понимать, что сегодня это не город в городе, устроенный при Морозове и остававшийся таковым в советское время. Ни обсерваторий, ни театров, ни школ, ни садов, ни медицины. Эти люди не отрезаны от остального города глухими проселочными дорогами и десятками километров, но все-таки они некоторым образом "отрезаны" от остального города.
44.
45.
46. Умывальник
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Click to view
53.
54.
55.
56.
57.
В одном из затопленных подвалов мне привидилась натурально комната из "Пикника на обочине" Стругацких. И здесь как никогда хотелось воскликнуть словами Шухарта: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный". Счастья для обитателей этих невеселых мест.
Click to view
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70. Это потолок на одной из общих кухонь. От казармы к казарме, от кухни к кухне, от уборной к уборной, состояние, конечно, различается. Где-то получше, где-то похуже... Насколько вообще в этих местах уместно "получше".
71.
72. Эти женщины в халатах, быт которых так труден и поглощает столько времени, и есть символ нынешней Пролетарке.
73.
74.
75.
76.
77. Кто-то среди всего этого умудряется создать небольшой островок благополучия.
78.
79. Одно из самых тяжелых впечатлений. Маленькая девочка с мамой в тумане стирки.
80. и чуть дальше лестница в этом же подъезде.
81.
82.
83.
84. Париж - красавец, жемчужина комлпекса. Фактически это обычный жилой дом с отдельными квартирами, обустроенным подъездами и домофоном.
85.
86. После увиденного в казармах, это и правда Париж.
87.
88.
89.
90. Владимир Нилович Петров, вам огромное спасибо за экскурсию или даже точнее за погружение в этот мир.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98. Пролетарка деревянная
99.
100.
101.