Заголовок я выбрал, возможно, не самый удачный, ведь и Шамордино, и уж особенно Оптина Пустынь известны далеко за пределами и калужской земли, и России вообще. Но так уж случилось, что оба этих знаменитых монастыря располагаются именно в Калужской области и без того богатой на исторические и архитектурные памятники. Благодаря очередной (уже шестой для меня) экскурсии от магазина путешествий
Оптина пустынь - Шамордино , я закрыл еще несколько белых пятен в этих краях.
Монастырей я видел довольно много и на самом деле не ожидал увидеть чего-то такого, что сможет меня поразить. Та же Оптина Пустынь по фотографиям не впечатляла какими-то особенными архитектурными решениями, а Шамордино видиломь одним из многочисленных уже раннее виденных монастырей. Однако, как это нередко бывает (как в лучшую, так и в худшую стороны), в жизни все оказалось совсем иначе...
Я уже так привык к хорошо организованным экскурсиям, что даже позабыл, когда ездил куда-либо "дикарём". Садишься себе рано утром в автобус и сразу погружаешься в замечательные рассказы. Что примечательно, начинаются они сразу с отъезда от места сбора и пока едем по Москве, мы уже слушаем про неё, и по области... А я то думал, что хорошо знаю родной город и прилегающие области, ага... Не удивлюсь, если уже для навигаторов придумали, что-нибудь, что не только отображает интересные места по пути следования, но и озвучивает это, но с профессиональным, любящим свое дело экскурсоводом это сравнить тяжело. У меня даже утренняя дремота прошла. А сколько я по дороге узнал про Льва Николаевича... Вообще, таких направлений от Москвы не одно, где слово за слово и возникает фигура великого писателя. А я по дороге к Оптиной Пустыне вспоминал другого великого писателя - Достоевского, который вывел монастырь в своем последнем романе "Братья Карамазовы". Упоминает он о нем в главе о старцах, да и сам монастырь в описываемом Скотопригоньевске, послушником которого был, Алеша Карамазов, это как раз некоторый собирательный образ из Оптиной Пустыни и Никольского Косинского монастыря близ Старой Руссы. Возможно, кто-то из знаменитых оптинских старцев также был прототипом для старца Зосимы из романа. Оптина Пустынь знаменита на всю Россию уже довольно давно. Уже с конца 18-го века монастырь является представителем духовного возрождения.
Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Славилась да и славится своими старцами. Про само это явление очень хорошо описано опять же в Братьях Карамазовых.
После ознакомления с рядом источников в Оптиной Пустыне я ожидал увидеть столпотворения и суету. Видилось мне все это масштабов Троицко-Сергиевой Лавры, но на деле, несмотря даже на субботний день, народу здесь было сравнительно немного, не наблюдалось ни какой-то особенной суеты. Попрошаек много, это да, но это характерно для очень многих подобных мест и не только у нас в стране. Сам монастырь оказался довольно небольшим (хотя размеры подсобного хозяйства, например, впечатляют), но удивительно живописно расположенным. Он внезапно является на подъезде к Козельску, среди полей и реки. С архитектурной точки зрения он тоже ничем таким не поражает, но, как бы избито это не звучало для характеристики подобных мест, здесь ощущается сильная энергетика, да и едут сюда не за архитектурой и скорее всего не за историей.
Выглядит монастырь довольно современно. Внутри есть и современные постройки, да и старые все отреставрированны, ведь почти 80 лет советской власти в этих стенах чего только не располагалось - от дома отдыха и военного госпиталя, до концлагеря «Козельск-1», размещалось около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь и проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. Стены эти помнят не мало трагических судеб - на Пасху 1993 года здесь душевнобольным сатанистом были убиты три монаха монастыря - иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Но немало и светлых историй, связанных с Пустнью: чудесных исцелений, явлений, открытий. Не зря слава этих мест крепка и поныне. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран.
1. На парковке целый ряд автобусов из разных городов, много приезжает беларусов.
2.
3. Несмотря на то, что монастырь мужской, здесь повсюду гораздо больше женщин. Подозреваю, но не знаю, правда, цифр, что верующих женщин у нас больше.
4. Церковь Иллариона Великого (1874).
5. Источник возле скита Иоанна Предтечи
6. Скитские Врата с колокольней. В скиту хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.
7.
8.
9. Церковь Марии Египетской и Анны Праведной
10. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери - одна из современных (1988 год) построек на территории монастыря.
11.
12.
13. Если спуститься от монастыря к бодренькой Жиздре, то тут вообще никого, лишь пустой весенний монастырский сад.
14. Колокольня и самая старая постройка монастыря - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.
15.
16.
17.
18.
19. По дороге до Шамордино нас завезли в очень необычный как снаружи, так и внутри Спасопреображенский храм (1787) в селе Нижние Прыски. В 1924 г. храм закрыли. А здание местный колхоз использовал под склад зерна. В 1942 г. село заняли немцы. Они приказали жителям очистить храм от зерна и привехавшему с ними священнику разрешили проводить Богослужения. В 1943 г. советские войска освободили село и закрыли храм.
20. Храм построен в 1731 г. помещиком Н.В. Ртищевым.
21.
22.
23.
24.
25. В храме есть очень необычные иконы. Например, эта - Преображения Господня, созданная с активным использованием различных минералов.
Потом поехали в Шамордино и если честно, это была самая яркая часть поездки. Во-первых фантастической красоты виды (что, для Калужской области, вообще во многом справедливо, вспомнить тот же Боровск да и саму Калугу), во-вторых на территории очень красиво и ухожено, в третьих сам Собор Казанской иконы Божией Матери впечатляет размерами и убранством (все иконы внутри собора вышиты бисером - такого я не встречал нигде). Шамордино можно разглядывать на фотографиях, но они, честно, мало что передадут.
Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя пустынь Основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.
В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Б.Ш. Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.
26. У стен пустыни торговля с различными вкусностями, столь привычными для русского человека.
27.
28.
29.
30. Мастерские монастыря. Вообще монахини здесь невероятно приветливы. Очень светлое место.
31. Собор Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.
32. Водонапорная башня
33. Дом купца Перлова
34.
35.
36.
37. На верхних ярусах лестницы, ведущей к источникам, есть смотровая, с которой открываются захватывающие виды на реку Серёну и окрестности.
38.
39. Купель
40.
41. Казанский источник с часовней
42.
43.
44.
45.
46.
47.