Колокола земли русской

Nov 08, 2013 14:36





Как отливают колокола? Мне сразу представляются черно-белые кадры из Андрея Рублёва, колкольный мастер Бориска, огромный колокол. Так буквально и рождаются из земли русской звонкие колокола. О колоколах на Руси впервые в летописях 988 года. Заимствовано это было у Западной Европы. Наряду с колоколами использовали била и клепала. Колокольный звон органично включился в православный обряд и получил широкое распространение. Русские мастера придумали новый способ звона - языковой, что отличалось от западноевропейской традиции. Стали появляться собственные заводы, которые отливали колокола. Славились московские колокола, были заводы в Воронеже, Костроме, Валдае. Отливали колокола и, что называется, на месте, как и показано в уже упомянутом фильме Тарковского.

Существуют колокольные заводы и сейчас. Работы и заказов много. Есть заводы, которые работают по старым технологиям, сюда не пришли компьютерные технологии, автоматизация и новации, колокола льются по опыту предков. В один из таких заводов в старинном русском городе Тутаеве мы и заглянем.



Минувшей субботой, благодаря экскурсии "Колокола Земли Русской" от Магазина Путешествий мне посчастливилось побывать на Ярославщине, в старинном городе Тутаеве. Побывать в Тутаеве я хотел очень давно и частично мне это удалось. Почему частично? Волга разделила город на две части. Когда-то это были два города - Романов и Борисоглебск, объединенные в итоге Александром I в целях экономии в управлении в единый Романов-Борисоглебск. При большевиках называться Романовым никак не получалось, по понятным причинам, хотя с династией Романовых это половина названия никак и не связана. Да и Борисоглебск уже был. В итоге нарекли город в честь безвестного красноармейца Тутаева, да так и живут по сей день. По сей же день живут с наследием экономичного Александра I - город хоть и один, но ближайший мост в Рыбинске, а переправа и паром сезонны, то есть в определенные месяцы, когда нет льда и навигации, город разделен пусть не берлинской стеной, но вполне себе своенравной Волгой.

Левая сторона, Романовская, считается более богатой на исторические памятники, но в то же время, многие путешественники сходятся во мнении, что это часть города более запущена. Именно на Романовской стороне, на окраине, на территории, которую раньше занимала "Сельхозтехника" стоит колокольный завод Николая Шувалова. Шувалов переехал с семьей в Тутаев в конце 80-х из Ижевска. В роду Шувалова были литейщики - дед, например, работал на знаменитом заводе Демидова. В Тутаеве Шуваловы поселились недалеко от Воскресенского собора, который в советские годы лишился голоса - на колокольне не осталось ни одного колокола. Настоятель, о. Николай Лихоманов благословил Николая шувалова и его братьев на литье колоколов для собора - поверил, наверное, в уральских мастеровых.

Ярославская земля вообще славна колокольными традициями. Двести лет здесь существовал знаменитый колокольный завод, принадлежавший Оловянишниковым (был сожжен большевиками). Работали колокололитейная мастерская Мартыновых, завод Чарышниковых. Пришедших после революции большевиков колокола интересовали лишь в одном аспекте... Долгие годы ремесло было забыто. Но в 90-х в Тутаеве все-таки начинает работать мастерская братьев Шуваловых, которая сегодня называется "Италмас".

Предприятие зарегистрировано официально в 1992 году. В то время в мастерской Шуваловых отливались малые колокола весом до двух пудов. В 1995 году предприятие расширилось, расположившись на территории литейного участка Тутаевского льнокомбината "Тульма". Здесь уже изготавливались колокола до 1 тонны. В 1998 году Н. Шувалов берет в аренду более просторные помещения на левом берегу Волги. Приспосабливает и полностью оборудует цех площадью 325 кв. м. Изготавливаются новые модели колоколов до 170 пудов (2,5 тонны) с перспективой изготовления колокола весом в 700 пудов (12 тонн).

Первоначально Н.А. Шувалов пытался лить колокола по технологиям, применяемым на современных литейных производствах (литье в формовочную землю). Качество звучания первых колоколов мастера явно не удовлетворяло, колокола не отличались ни благозвучием, ни чистотой поверхности. Тогда Николай Александрович начал более подробно изучать старинный способ формовки - по кружальным лекалам, когда внутренний стержень колокола - болван - откручивается из глины по лекалу слой за слоем с полным высыханием каждого слоя. Глина тоже подходит не любая, Николай долго искал ее в разных местах, нашел ту, которая его устраивала полностью, и до сих пор пользуется только этой глиной одного из карьеров в Ярославской области. Фальшивый колокол в соответствии с выбранной технологией изготавливается подобным же образом из глины и песка по второму лекалу. Фальшивый колокол обмазывается тонкими слоями глины (до 20 слоев) с просушкой каждого. Полный цикл изготовления такой формы занимает на Тутаевском заводе до трех месяцев. Бронза содержит 18-20% олова. Колокола не обтачиваются. На внешней поверхности колокола отливаются надписи, рельефные изображения, орнаменты в соответствии с исторически сложившимися канонами российских производств.

Подобная технология дает возможность изготавливать отдельные колокола и полные наборы любого веса и звучания в пределах от 1 до 700 пудов!

В августе 1999 года во время международного фестиваля хоровой и колокольной музыки "Преображение" под руководством Николая Шувалова и силами его коллектива литейщиков была произведена принародная отливка колокола весом 10 пудов (160 кг), посвященного 2000-летию христианства. Литье происходило на северном дворе Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника (бывшего Спасо-Преображенского монастыря), привлекло огромное внимание всех присутствовавших зрителей и было высоко оценено коллегами-литейщиками из других городов России.

На сегодняшний день Тутаевские колокола звонят на колокольнях многих приходских и соборных храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Костромы, Суздаля, Брянска, Сочи, Краснодарского края, Украины, Казахстана.

http://kolokola.yaroslavl.ru/



1. Недалеко от входа на завод висит большой колокол, в которы можно звонить, сколько душе угодно. Редко, где дают позвонить в колокола и ведь каждому человеку так хочется это сделать.



2.



3. Наш проводник по заводу, художник. На заводе трудятся формовщики, литейщики, художники



4.



5.



6.



7.

В этом цеху создают "украшения" для колоколов. Кстати, изначально на Руси колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей. В цеху много самых разных заготовок. Изначально их создают из пластилина. Потом создается специальная форма, в которую заливают воск.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.

В этом цеху создают заготовки из глины. Удивительное дело - прикасаешься к ним, а они еще все теплые.



17.



18. Фактически это копии будущего колокола, которые в последствии уничтожаются.

image Click to view





19.



20.

После завода прогулка по городу.



21. Вознесенская (Леонтьевская) церковь построена стараниями купца Григория Сырейщикова с прихожанами.



22.



23.



24. Крестовоздвиженский собор - древнейший храм Романова. Его начали строить во времена Ивана Грозного. Строительство собора велось почти 100 лет. Столь длительный срок объясняется, тем что это был первый каменный храм в городе, да и средств не хватало. На столбах храма - изображения святых, в том числе князей Романа, Бориса и Глеба.



25. Внутри уникальные фрески. Мне сразу вспомнились соборы Московского Кремля.

Росписи второй половины XVII в. сохранились полностью и практически в первозданном виде. Их выполнил Гурий Никитин - крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Под его руководством был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия - росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле. К сожалению, часть росписи пострадала, когда храм стоял в запустении. ПОмощь храму нужна и сегодня.



26. Фрагмент фрески «Апокалипсис».



27. Настоятель храма отец Антоний - удивительный человек и замечательный рассказчик. Из тех людей, от которых исходит тепло.

image Click to view





28. Вид на правый берег и Собор Воскресения Христова.



29.Музей-гостиница «Усадьба дворян Зацепиных»



30. Ноябрьская Волга



31. Увы и на Верхневолжье та же проблема. Издалека долго, цветет река Волга.



32. Паром



33. Виадук



34. Пожарная часть № 26. Наполовину деревянная смотровая пожарная каланча города Тутаева была построена в начале 19 века. Тутаевская пожарная каланча попала в кадр в фильме Леонида Гайдая "12 стульев".



35. Ильич



36. Генрихович



37. Встречаются совсем не типичные ни для Центральной России, ни тем более для Тутаева постройки. Подозреваю, новодел.



38. И роскошные деревянные особняки.



39. Казанская Преображенская церковь (1758) и колокольня. Колокольня не случайн стоит отдельно и выше. Это еще и маяк.



40. Покровская церковь. В храме есть икона Богородицы "Прибавление ума".

Тутаев, Ярославская область

Previous post Next post
Up