Я не раз писал про Гагаринский район Смоленской области. Когда-то, теперь уже даже, пожалуй, давно старший брат купил там дом в самой настоящей деревне. В тех краях довольно много заброшенных деревень или деревень с постоянным количеством жителей в несколько человек. Посему места там довольно глухие и от того красивые и спокойные. Встречаются и заброшенные усадьбы. Их не постигла участь самой известной и ухоженной усадьбы области Хмелиты. По ним чаще гуляют не люди, а ветер. Борщевики выше человеческого роста скрывают их плотной ядовитой стеной от людских глаз. Среди этого запустения многое еще, конечно, угадывается, но угадывается и вероятная судьба этих усадеб - быть окончательно порушенными. Хотя в этом я очень рад был бы ошибаться.
Несколько лет назад я рассказывал о красивой усадьбе Пречистое. Сегодня речь пойдёт об усадьбе Повалишиных в селе Васильевском, на левом берегу реки Сежа. Сегодня в Васильевском наберется не более полуста человек. До 1918 года село принадлежало дворянам Повалишиным. Повалишины - древний нетитулованный рязанский дворянский род. Восходит к XV веку, когда Семён Повалиша вместе с сыновьями был взят на службу к великому князю Ивану Фёдоровичу Рязанскому. Ими в 1770-х годах была сооружена церковь Благовещения в стиле барокко. В начале XIX века построен главный дом усадьбы, кухонный корпус, дом управляющего, амбар, хозяйственные постройки, разбит парк с прудами. Церковь до нашего времени не сохранилась, она была взорвана фашистами в 1943-м году, от неё осталось только колокольня - сильно потрепанная она возвышается над сельским кладбищем. Храм отличался стройностью силуэта и богатством художественного убранства и представлял собой четырехъярусное сооружение. Строил ее, без сомнения, выдающийся архитектор. Кто? Из-за общности декора церкви и Меншиковой башни в Москве приписывают авторство проекта ученику зодчего И. П. Запрудного.
Из статьи - "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область.
Москва, «Наука», 2001 г."
Усадьба Повалишиных один из усадебных комплексов эпохи классицизма, сохранивший большинство своих сооружений. Он четко разграничен на две зоны: парадную с усадебным домом и церковью посреди парка, расположенного по обеим сторонам пруда, и хозяйственную, вытянутую вдоль дороги, с рядом служебных строений. К нашему времени церковь и отдельные службы разобраны, а парк сильно зарос. На берегу пруда возвышается крупный дом - главное здание усадьбы. Напротив него, на противоположном высоком берегу, среди зелени парка вздымается стройная колокольня церкви Благовещения, высотная доминанта всего ансамбля.
Главный дом - оригинальная монументальная постройка дворцового типа в формах зрелого классицизма. Кирпичное и оштукатуренное двухэтажное здание с цоколем (подвальный этаж) и деталями декора из белого камня. Над основным прямоугольным в плане этажом воздвигнут невысокий крестообразный объем второго, завершенный по центру круглым бельведером с пологим куполом и шпилем. Торжественность внешнего облика подчеркивается дорическим портиком торцового западного фасада: четыре колонны из белого камня, с сильным сужением кверху, поставлены на подиум с лестницами по краям. Такие же портики, очевидно, украшали прежде северный и восточный фасады, ныне сохранившие лишь пилястры, которые ранее находились за колоннами. В настоящее время место восточного торцового портика занимает деревянная терраса 2-й пол. 19 в. Обращенный к пруду южный фасад имеет по оси слабый ризалит с арочными и круглыми нишами. Большие прямоугольные окна заключены в ленточные обрамления с ушами. Нарядный бельведер декорирован парными тосканскими полуколоннами между широких окон.
Внутри планировка обоих этажей симметрична относительно круглого зала в центре здания. К этому залу крестообразно примыкают четыре прямоугольных: большие - по продольной меньшие - по поперечной осям. В правом большом зале устроена лестница. Угловые части нижнего этажа занимают одинаковые аванзалы. В нижнем круглом зале с плоским потолком сохранились стоящие вдоль стен 8 деревянных колонн с лепными композитными капителями. Высокий круглый верхний зал, хорошо освещенный окнами бельведера, сохранил рельефные тяги над дверьми, под нишами внизу окон и у основания его купола.
Колокольня построена из кирпича и оштукатурена. Оригинальное четырехъярусное сооружение в стиле, переходном от барокко к классицизму, благодаря изяществу и нарядному убранству с белокаменными деталями родственно произведениям А. Ринальди. Сравнительно невысокий нижний четверик, прорезанный с трех сторон широкими арками, несет два поставленных друг на друга и вытянутых вверх восьмерика с вогнутыми диагональными гранями и арочными проемами по странам света. Полукружия изогнутых карнизов над проемами верхнего восьмерика служат переходом к круглому ярусу с высоким деревянным шпилем на восьмигранном основании. Нижний ярус колокольни с рустованными устоями прежде украшали парные колонны. Восьмерики, завершенные антаблементами с дентикулами, имеют на вогнутых углах две (на нижнем) или три (на верхнем) пилястры. Над проемами двух нижних ярусов расположены круглые ниши в обрамлениях, а в верхнем -круглые проемы с огибающими их карнизами. Все ярусы перекрыты сомкнутыми сводами.
Оригинальным памятником запоздалого барокко была церковь, при которой возвели эту колокольню. Изяществу высокой колокольни с острым шпилем противостояла внушительная ярусная композиция храма с контрастным убыванием объемов кверху. На двусветном четверике, имевшем на флангах фасадов сдвоенные узкие пилястры, высился широкий восьмерик с вогнутыми диагональными гранями. Каждую такую грань почти без просветов заполнял ряд из шести пилястр. По странам света грани завершались небольшими полукружиями. На своде этого восьмерика был поставлен приземистый восьмеричок, также с вогнутыми диагональными гранями и полукружиями по странам света. Если на четверике и на основных гранях широкого восьмерика поверхность стен была гладкой (прямоугольные окна не имели обрамлений), то по периметру меньшего восьмеричка почти непрерывно шли очень короткие пилястры - с капителью в треть высоты ствола. Меньший восьмеричок служил основанием восьмигранному постаменту главки с устремленным вверх острием.
Среди служебных построек внимание прежде всего привлекают два небольших одноэтажных здания у дороги - дом управляющего и дом батраков. Кирпичные и оштукатуренные, они имеют в плане прямоугольник и по пять окон на главном фасаде. Скромный декор классицизма состоит из простых карнизов и пилястр между окнами главного фасада (дом управляющего) или из руста на углах (дом батраков).
Такой же скромный облик в духе классицизма имеют каретная и хлебный амбар - одноэтажные постройки, также кирпичные и оштукатуренные. Их сильно вытянутые прямоугольные объемы (особенно у амбара) расчленены по фасаду пилястрами и завершены простым карнизом. Внутри каретная имеет традиционную планировку с сенями в центре и одинаковыми квадратными помещениями по бокам, восходящую к постройкам древней Руси. Амбар состоит из ряда отдельных помещений без окон, но с собственными выходами наружу.
Парк, сформировавшийся к сер. 19 в., состоит из регулярной и ландшафтной частей. Первоначальная планировка почти не читается из-за большой запущенности парка и позднейших сооружений на его территории. Регулярные посадки липы группируются в восточной части комплекса, прилегающей к главному дому. Западнее находился ландшафтный парк, где был выкопан овальный пруд с островком посредине, а в северо-западном углу имения насыпан курган, в прошлом увенчанный беседкой.
По южному краю парка усадьба ограничена рвом и валом, по восточному проходит подъездная дорога с односторонней обсадкой березами. Дендрологическую основу парка составляют липы, ели, дубы и осины.
1.
2.
3.
4. Слава у колокольни
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. В советское время в усадьбе располагалась туберкулезная больница.
16.
17.
18. Это комната в подвале чем-то напомнила комнаты из Сталкера.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27. Похожие детали можно наблюдать в Пречистом
28. Угадываются ворота