посёлок Черкасское Вольского района Саратовской области

Nov 18, 2010 20:55






Посёлок городского типа Черкасское Вольского района - самый север Саратовской области. Меньше 40 километров до границы с Пензенской области, вдвое меньше - до Ульяновской. У поселка солидный возраст - основан в 1700 году. Населения более трех тысяч. Население русские, татары, казахи, чеченцы. Что часто для Саратовской области есть староверы (кулугуры). До ближайшей станции Чернавка (Саратов - Сызрань) - 15 километров.
В посёлке неплохой асфальт, остались старые каменные дома и, конечно, самая главная достопримечательность, ради которой мы и предприняли поездку - храм Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был построен министром народного просвещения России графом С. С. Уваровым в 1827 г. Помимо главного придела в этом храме, выстроенном в безупречном стиле русского классицизма, были освящены два придела: северный - в память Вознесения Господня, южный во имя чудотворцев Космы и Дамиана. Храм был частично разрушен в советское времени, к настоящему времени в большей степени восстановлен, проводятся службы.

Историческая справка:
Приведу выдержки из очень интересной статьи Папиной Елены Юрьевны - учителя истории МОУ "Средняя общеобразовательная школа р/п Черкасское Вольского района Саратовской области"
Полный текст по ссылке - http://infoosy.narod.ru/ist/ist.htm

"Место, где сейчас расположен посёлок в 17-м столетии было незаселённым и называлось Диким полем. Впервые село стало заселяться при князе Черкасском, вице-канцлере императрицы Анны Иоанновны в 30-х годах XVIII века. От фамилии князя село и получило своё название. Здесь селились беглые крепостные, бежавшие из села Ворсмы Нижегородской губернии, которые бежали оттуда от крепостной неволи за лучшей долей. По указу о сыске и возврате беглых крестьян в наши места посылались карательные экспедиции с целью вернуть беглых крепостных прежним хозяевам. Все эти попытки закончились неудачей. Махнув на всё рукой, князь решил оставить всё как есть, закрепив эту местность за собой вместе с крестьянами. Здесь были выходцы из Нижегородской, Ярославской, Владимирской губерний, из нашей, Саратовской, из Сибири, из других мест. Происходил всё больший и больший наплыв людей, а вместе с ним приходили в наши края и разные вероисповедания. Так образовалось вольного характера, разнообразное по вере, обширное, многолюдное село Черкасское."

"В XIX веке село Черкасское перешло по наследству к графу С.С. Уварову. Наследственный путь нашего села к графу Уварову был следующим: после смерти князя Черкасского село отошло графу Шереметеву (того самого, который прославился своим крепостным театром), от него - графине Разумовской, а уж от неё к графу Уварову. Он стал четвёртым владельцем нашего села."

"Одно из самых знаменательных событий нашего села - это постройка храма. Он был возведён в 1827 году. О постройке храма существует красивая легенда, которую передают из уст в уста не одно поколение черкассцев, хотя никто точно не знает, правда это или быль. Вот что говорит Анна Семеновна Вачугова, старейший житель нашего села, бывший учитель истории: «Действительно, существует такая легенда. Когда началась война с Наполеоном в 1812 году, сын графа записался в народное ополчение. Между прочим, вместе с поэтом Жуковским. Все хотели выгнать неприятеля вон с русской земли. Граф тогда дал обет Богу: если сын вернётся живым и невредимым с войны, и Россия одержит победу, то он выстроит храм в селе Черкасском. Умели тогда держать слово! Как только сын вернулся, граф заложил храм»."

Как же складывалась дальнейшая судьба храма, особенно после Октябрьской революции? Именно в это время начинается то дикое время, которое историки назвали «строительством коммунизма». И коммунизм не построили, и духовность в людях убили! Но нашему храму повезло, он уцелел, хотя его тоже пытались уничтожить. Такова была участь многих храмов по всей стране. Вот что вспоминает Анна Семеновна Вачугова, бывший учитель истории:

«Было это году в 1925, я тогда ещё совсем молоденькой была. В РИКе (районный исполнительный комитет) было принято «историческое» решение: сломать церковь, а из её кирпича построить школу. Заложили под восточную сторону взрывчатку, рванули. И что вы думаете? Церковь даже не шелохнулась! Как стояла, так и стоит! Ещё раз попробовали, колонны рухнули с восточной стороны. Казалось вот-вот, и не станет нашей красавицы! Народу собралось - тьма! Все притихли, стоят, смотрят, чем дело закончится. Затем подогнали трактор (первый на селе - «фордзон»), зацепили с северной стороны. Дёргали, дёргали, - всё впустую! Стало ясно, что сломать церковь не сломаешь, а только изуродуешь. Ну и решили сделать в церкви склад. Хранили там зерно, овёс для колхозных и сельповских лошадей, - места-то много! Кресты, конечно, там были сбиты, а ребятишки там резвились, лазили по подземельям да на колокольню. А школу-то в 1935 году всё-таки построили, разобрав на кирпичи старый особняк графа Уварова, он находился на горе, там, где сейчас находится Черкасский лесхоз».

А вот ещё одно воспоминание о закрытии храма нашей землячки из архива Храма Знамения Пресвятой Богородицы Пелагеи Тимофеевны Засухиной:
«При закрытии храма с него были сброшены колокола. Я была маленькой девочкой. Когда происходило это событие, собралось всё село, нас с сестрой за ручку привела моя тётя. Я хорошо помню, как люди стояли на коленях и молились. С грохотом упал колокол, и народ заплакал».

Нужно сказать, что жители села никогда не теряли надежды, что храм возродиться. Во время Великой Отечественной войны, как нам известно, И.В. Сталин пошёл на значительные уступки церкви. По городам и сёлам стали открываться закрытые храмы. На 20 августа 1944 года на территории области было всего четыре действующих храма: в Саратове, Вольске, Петровске и Ртищеве. В 1945 году была открыта церковь в Пугачёве, в 1946 году в Балашове, Ершове, Аркадаке. Уже в послевоенный период, в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР разрешил открытие ещё четырёх сельских приходов.1 Не теряли надежды и черкасские прихожане. В журнале «Саратовские епархиальные ведомости» (№2, 2007г.) читаем документы Саратовского епархиального архива Ф. 1Оп. 1 Ед. хр. 2:

...Необходимо отметить, что власти никак не отреагировали на просьбу крестьян. Видимо, всерьез считали религию «опиумом для народа». Даже не верится, что были времена, когда церковь находилась под запретом, когда нельзя было прийти свободно в церковь и успокоить душу, пообщаться со священником, причаститься, поставить свечку перед иконой.

Долгое время церковь пустовала, представляя собой удручающее зрелище. Как складское помещение церковь служила долго, вплоть до 1961 года, когда расформировали Черкасский район. Её облюбовали грачи да вороны.

Новая жизнь у храма началась, когда в Черкасское из Вольска приехал отец Александр (Каляев). Он очень много сделал для восстановления храма. Своими силами вместе с прихожанами он в 1992 году поменял старые, сгнившие железные купола на новые, оцинкованные. «Конечно, без ложной скромности скажу, работа была сделана огромная, - вспоминает отец Александр. Было снято старое железо с куполов, заменено новым, цинковым. Заказаны и поставлены кресты на купола. По домам собирали иконы, конечно, многие из них не академической работы, но есть и довольно старинные, академической работы. Сразу начали вести службы, совершать таинства венчать, отпевать. Раньше это делалось тайком, в соседней области, в селе Илюшкино. Большую помощь тогда оказало местное население, администрация посёлка. В мае 1994 года, церковь подверглась ограблению, были украдены практически все иконы, представлявшие хоть какую-то ценность. Видно, что работали «специалисты». Но с помощью нашей черкасской милиции все иконы были найдены и возвращены в храм. Большое спасибо за это ребятам. Кстати, ворами оказались местные, мы даже боялись самосуда прихожан».

История храма имеет своё продолжение и в XXI веке. Выпускник нашей школы Зорин Владимир, который с детских лет ходил в храм и помогал вести службы, в 2001 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а в 2006 успешно её закончил. Сейчас он находится на службе у епископа Саратовского и Вольского Лонгина, скоро получит сан священника и свой приход.

Но, конечно, храм требует профессиональной отделки, нужно восстанавливать росписи на стенах, приводить в надлежащий вид внутреннее убранство храма. Многие иконы не представляют большой ценностью, они являются либо литографией, либо «бумажной росписью». Отец Димитрий сетует, что храму крайне необходимо хотя бы подобрать иконы с двунадесятыми праздниками над царскими вратами, но не из чего. При реставрации церкви «Утоли моя печали» в Саратове многие иконы раздавались по сельским приходам. Стараниями нашего земляка-семинариста Зорина Владимира эти иконы были привезены в наш храм. Этим и довольствуемся, ведь не было бы и этого. Кто знает, может быть, сильные мира сего вспомнят о том, что храм в селе Черкасском должен жить полноценной жизнью.

Наш храм существует уже почти двести лет. Из них 110 лет в нём проводились и проводятся службы, совершаются таинства, люди обращаются к Богу, прося о помощи и благодати, или благодарят за милость Божию. У храма интересная и драматичная судьба. Он много видел на своём веку: и расцвет, и запустенье, и возрождение. Недаром говорят, что есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. По-моему, сейчас пришло время собирать камни. Я не собираюсь быть священником, я хочу быть врачом, но знаю, что всю свою жизнь я буду глубоко верующим человеком, что Бог всегда будет в моей душе и в душах моих детей. Пришло время, когда нужно избавить людей от скверны, лжи, запустения, злобы, надо заполнить душевный вакуум в душах Божиим Словом. Тогда и души очистятся, и страна возродится, ведь на грязных помыслах нельзя построить ничего чистого и светлого. Помогай нам в этом Бог!

Помимо замечательного храма в селе еще осталась дореволюционнная застройка, по которой приятно прогуляться, правда, недалеко) В целом, село произвело приятное впечатление, хотя хватает и заброшенных зданий. Рядом с храмом развалины кинотеатра, который был выстроен в честь полёта Терешковой. Сами жители не против были бы стать селом, а не рабочим посёлком - и налоги поменьше и чуть что в Вольск ехать не надо.

Заехали в магазин и тут перед ним - дрифт с ручником. Обычно так чеченцы ездят и на тебе смотрю - номер 95, вымпел с флагом и президентом. Неожиданно для Саратовской глубинки, а потом глянул - в посёлке диаспора. Рядом есть поселок Ерыкла - полностью чеченский.



1.



2. В Черкасском всё идёт по плану. Как это трогательно - серп и молот...



3. ... и звезда



4. Храм Знамения Пресвятой Богородицы



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14. Тут Ильич повернулся ко мне спиной и ушёл на второй этаж. Но я все равно считаю его уловом в свою эфемерную коллекцию Лениных.



15.



16.



17.



18.



19.



20. Паренёк в красной майке в итоге и повёз всю эту команду.



21.



22.



23. Ручей сам не видно, а вот табличку видно издалека.



24. Взгляд на уже показанное ранее Белогорное и его замечательный храм



25. Монумент в Белогорном

Саратовская область, Черкасское, Вольский район

Previous post Next post
Up