Apr 05, 2019 14:03
Вчера на лекции случилось следующее. Я неспешно рассказывал о видах и потом перешел к тому, как описывается новый вид. Для каждого студента предусмотрено задание: нужно составить описание вымышленного нового вида из существующего рода, по всем правилам описания - выделением голотипа, морфологическим описанием, сравнением и даже генетическим анализом. Для последнего нужно было отредактировать сиквенс из GenBank. В общем, я все это рассказывают, показываю работы студентов прошлого года, с ошибками. Студенты вроде слушают. Когда они узнают, что нужно применить фотошоп (дать изображение нового вида), то один начинает возмущаться: «А я не умею!». «Это проблема!» - отвечаю я. «Что, я должен слушать два часа уроки работы в фотошопе?!!! О, блин!!!». «Ваш будущий работодатель это оценит». Я уже закончил, до звонка буквально 5 минут. И тут один студент спрашивает: «То, что вы рассказали, можно найти в интернете?». Я: «Нет». Шум в аудитории: «Вам нужно срочно записать свои лекции и выложить в ютуб!». И студенты просят все повторить, чтобы записать видео на гаджеты. До них дошло… На предыдущих лекциях я им детально разжевывал принципы зоологической и ботанической номенклатуры и показывал, как нужно правильно писать названия видов и т.д. - с примерами, с разбором ошибок. Через неделю они пишут контрольную и пишут ужасно. Повторяю - разбор ошибок на лекции и потом контрольная на семинаре - и опять пишут плохо. Казалось бы, можно сделать выводы - ни фига! При том, что эта группа - не сборище идиотов.
***
Стал ходить на «Квиз» - ради приятной компании. Конечно, у молодых ребят скорость мысли намного быстрее, чем у меня, я за ними явно не поспеваю. В разделе «Кино и музыка» чувствую себя полным идиотом, не знающим ни современные сериалы, и современных певцов. Иногда покажут какой-то танец и я радостно отгадывают "мазурку" или "пасадобль" (к слову, пасадобль из 20 с лишнем команд отгадало только 4). Если тема раунда "насекомые" - не стоит спешить радоваться: вопросы могут быть о фильме "Человек-муравей" или какое насекомое раздавили в фильме "И грянул гром". Пару дней назад показали фотографию чижа - нужно было угадать, что за птица: казалось бы, вот он мой "звездный час", но там давалось 4 варианта ответов, из которых чиж был самым очевидным. В тематических играх, посвященным 90-м, поколение, рожденное в конце 80-х и самом начале 90-х, очень хорошо отгадывает сериалы, забытую рекламу, архаичные компьютерные игры. Вроде бы все логично: это их детство. Отметил одну общую особенность: практически у всех, кто вышел из поколения ЕГЭ, историческое время спрессовано в тонкую прослойку между далеким прошлым и настоящим-90ми. Если в вопросе говорится «герой произведения 1868 года», то в качестве ответов могут быть и Онегин, и Чацкий, и Буратино, и даже Воланд.
***
Моя коллега начала вести семинарские занятия по сравнительной анатомии. Я иногда хожу на эти занятия, чтобы потом поделиться с ней впечатлением. Ей было очень непросто перейти из режима описания в режим сравнения. Но и она начала ходить на мои лекции. Вчера я перепутал гипостом иксодового клеща с хелицерами (в презентации был неудачный рисунок, на котором хелицер не было видно) - она меня поправила (будучи спецом по клещам). При студентах, и мне было даже немного неловко, но я все это обернул в позитивное русло, показав студентам, что зоология столь объемная дисциплина, что в разных нюансах путаются даже преподаватели. В целом, я думаю, что это хорошо. Сам я предпочитаю сказать преподавателю о его ошибках после лекции, даже если они очень серьезные.
прошлое,
образование,
люди,
зоология