Пришла невидимая смерть: самый-самый

Sep 14, 2014 14:26

Разнообразие водорослевых токсинов велико - я написал лишь о трех из них, а есть еще бревитоксины, гимнодимины, пектенотоксины и т.д. Но токсины одной группы стоят особняком - на их фоне меркнет совершенно все, что могли придумать классики детективного жанра.

Жарким летом 2005 года среди жителей Генуе разразилась эпидемия какого-то странного респираторного заболевания, сопровождающегося болью в горле, ринитом, кашлем, раздражением кожи и т.д. Общим у всех заболевших было одно: все эти симптомы возникли у них во время прогулки у моря. В это время в Европе все еще царила угроза террористической атаки рицином, и именно её заподозрили в первую очередь. Но, как оказалось, рицин выглядит жалким на фоне того токсина, который вызвал эти отравления.
Сразу уточню: тогда официально никто не умер. Достоверно не умер, потому что если кто и умер после прогулки или купания в море, то найти в его крови какой-либо яд 10 лет назад не смогла бы ни одна лаборатория в мире. 5% тех, кто в это время купался в окрестностях Генуе, получили дерматиты (СМИ затрубили о том, что это иприт начал просачиваться из затонувших боеприпасов). Ученые обратили внимание, что в это время в Лигурийском море наблюдалось цветение одной неприметной одноклеточной водоросли из группы динофлагеллят - Ostreopsis ovata.




Полагают, что эта водоросль впервые попала в Средиземное море в 70-80-х года прошлого века, а в начале нашего века начала давать вспышки численности (т.е. «цветение»). В 1995 г. группа под руководством японского ученого Yasumoto выделила из Ostreopsis siamensis вещество из группы палитоксинов. Палитоксин впервые был выделен в 1971 г. из мягких кораллов рода Palythoa (в русской версии Википедии они ошибочно названы Polithoa) из группы зоантарий и является самым сильным природным ядом небелковой природы: он в 60 раз сильнее сакситоксина (о нем я писал ранее http://olnud.livejournal.com/176539.html) и в 85 тысяч раз сильнее цианистого калия. Токсин, выделенный из водоросли Ostreopsis, был очень близок к палитоксину, но немного другой. Этот новый токсин позже назвали оватоксином (от видового названия Ostreopsis ovata), причем оказалось, что это не один токсин, а группа очень близких веществ. Механизм действия у них тот же, что и у палитоксина: блокировка Na,K-АТФ-азами клеток, причем не только у позвоночных, но и у беспозвоночных и даже некоторых водорослей. Отмечено, что во время цветения Ostreopsis наблюдается гибель моллюсков и планктонных водорослей. Яд столь нов для научного сообщества, что я не нашел статьи о нем в Wikipedia. Более того - пока нет цифр ПДК для оватоксинов. Но почему же столь сильный яд не привел к многочисленным смертям? Да потому, что люди вдыхали его в виде аэрозоля в ничтожных количествах - хлебни они морской воды и им бы никто не помог. Врачи, кстати, подозревают, что смерть некоторых астматиков в 2005 и 2006 годах после морских прогулок могла быть связана именно с оватоксинами, но доказать это практически невозможно, ибо смертельная доза для человека ничтожна мала. В морепродуктах оватоксины, по-видимому, встречаться не должны, но все же их обнаружили в морских ежах и в морских карасях. И еще одна новость: недавно Ostreopsis был найден в окрестностях Владивостока и сейчас выясняется степень его токсичности.

водоросли, дальневосточное, люди

Previous post Next post
Up