Пришла невидимая смерть: PSP

Aug 26, 2014 01:30

8 июля 1799 г. у западного берега Ситхи на Аляске всего за два часа в мучениях умерло 115 местных охотников (кадьякцев и чугачей). Все отравившиеся ели мидий, собранные в проливе между островами Ситха и Чичагов. Эта массовая гибель сородичей так поразила оставшихся в живых туземцев, что они в панике покинули пролив, получивший название Пагубный. Еще около 20 охотников скончалось во время бегства. Русские промышленники пытались спасти людей, давая им в качестве рвотного порох, табак и нашатырь с мыльной пеной, но эти средства помогли немногим. Если бы тогда были бы СМИ, то нет сомнений, что первым заголовком было бы что-то вроде «Русские применили химическое оружие против коренных жителей Аляски». И едва ли кого-то смутило, что описание гибели людей было дано Александром Барановым - главой Российско-Американской торговой компании (лицом, представляющим Российскую Империю). Но что же привело к столь массовому отравлению 215 лет назад? То же, от чего 15 июня 1793 года отравилась 4 члена команды в экспедиции Дж. Ванкувера у берегов Британской Колумбии - все они съели на завтрак моллюсков. В 1973 г. в Петропавловске-Камчатского в результате употребления в пищу мидий отравилось 12 человек - двое детей умерло.

Сейчас нет сомнения, что во всех этих случаях имело место так называемое PSP (paralytic shellfish poisoning - паралитическое отравление моллюсками ), вызванного содержанием в моллюсках чудовищно сильным ядом - сакситоксином. Его и назвали так потому, что впервые выделили из двустворки Saxidomus giganteus с аппетитным английским названием «butter clam». Сакситоксин - это нейротоксин, блокирующий натриевые каналы в клетках, в том числе и нейронах, что приводит к параличу и остановке дыхания. Смерть далеко не мгновенная, смертельная доза для человека - 0.0000057 г /кг, что в 1000 раз больше, чем у зарина. Но откуда он берется во вполне съедобных моллюсках? Было отмечено, что ядовитыми мидии, гребешки, устрицы и прочие двустворки, а нередко рыбы, крабы и креветки становятся тогда, когда в море наблюдаются так называемые «красные приливы» . Во время подобных «приливов» вода в море окрашивается в красноватый, буроватый или зеленоватый цвета.




У побережья Владивостока это не такое и редкое явление, хотя вода никогда не окрашивается в столь насыщенный красный цвет. Кстати, Красное море получили свое название как раз из-за подобных «приливов». Изменения цвета (и прозрачности) воды связано с массовым развитием (= цветением) микроскопических одноклеточных водорослей - чаще всего это так называемые динофлагелляты (или динофитовые водоросли), внешний облик которых под большим увеличением поражает своей инопланетностью.




Далеко не все динофлагелляты могут вызывать «красные приливы», но еще меньшее число из них относятся к так называем токсическим микроводорослям, т.е. содержащим какой-то природный яд. Одни из самых «зловредных» являются водоросли из рода Alexandrium (на фото - это самая «крупная» форма, но ее реальные размеры не превышают 0,025 мм), причем степень токсичности зависит не только от вида, но может быть разной у разных популяций в пределах вида. Нет сомнений, что сакситоксин (как и почти все другие токсины водорослей) продуцируется бактериями, живущими в этих водорослях, но это, пожалуй, самая малоизученная тема. Нет сомнений, что моллюски становятся ядовитыми, фильтруя воду и переваривая токсичные водоросли. Сам моллюск при этом не погибает и после «красных приливов» достаточно быстро избавляется от токсинов. Отравление морепродуктами, содержащими токсины водорослей, не являются «экзотикой» - ежегодно регистрируются десятки тысяч таких случаев, но еще больше не регистрируется, потому что, как я покажу позже, некоторые токсины приводят к легким отравлениям по типу диареи, а другие, наоборот, столь сильны, что не сразу и поймешь, в чем причина очень впечатляющих расстройств…

водоросли, дальневосточное, одноклеточные

Previous post Next post
Up