В огороде-бузина, а в Киеве - дядька

May 12, 2011 20:35

Помнится, поговаривали, что у Австрии есть колонии, проронил Швейк, - где-то на севере. Какая-то там Земля императора Франца-Иосифа (с)



Не перегрелась и не заболела. А таки действительно Габсбурги имеют самое прямое отношение если не к Киеву, то-к Украине. И впрямь мы все - родственники по линии мамонта. После ледникового периода образавалась вдруг ни с того, ни с сего на европейской территории страна. И не могу не поделиться мыслью - у кого-то на гербе три вороны и корона, а у кого-то ворона и три короны... к чему бы это?

Гали́ция (также Галичина́) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) - историческая область в Восточной Европе, расположенная на территории современных Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областей Украины, Подкарпатского и большей части Малопольського воеводств Польши




891-892 - моравский король Святополк I включил земли белых хорватов, живших в долинах рек Сан и Днестр, в состав Великой Моравии.
около 898 - вождь венгров (мадьяров) Арпад занял Галицию.
после 955 - чешский князь Болеслав I Грозный захватил Галичину.
981 - киевский князь Владимир Великий в войне с ляхами (чешский князь Болеслав II Благочестивый или польский князь Мешко I) захватил Червен и Перемышль, и включил их земли в состав Киевской Руси.
1018-1031 - Болеслав I Храбрый включил Червенские города в состав Польши.
1041-1042 - Ярослав Мудрый включил Червенские города в состав Киевской Руси.
1069-1080 - Болеслав II Смелый включил Червенские города в состав Польши.
1141 - сын Володаря Ростиславича Владимирко объединил Галицкую землю и перенес столицу в Галич, давший свое имя всему княжеству «Галицкое княжество».
1199 - Роман Мстиславич объединил земли Волынского и Галицкого княжеств в составе Галицко-Волынского княжества.
1215 - Коломан, принц Венгрии, сын Андраша II Арпада, князь галицкий c 1214 г., принял королевский титул короля Галиции и Владимерии (rex Galiciae et Lodomeriae), по 1221.

В 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, основав галицкий королевский дом. Потомки Даниила именовали себя rex Russiae или duces totius terrae Russiae, Galiciae et Lodomeriae («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской»). Еще его потомок Юрий II Болеслав в 1323-1325 годах в грамотах именуется князем Малой Руси, Dei gratia natus dux minoris Russiae.

В XIV веке Галичина стала объектом спора между Польшей, Венгрией и Литвой. В результате длительной войны за галицко-волынское наследство (1340 по 1392 год), земли Галицко-Волынского княжества были разделены - Польское королевство получило часть княжества с городами Галичем и Львовом, Подляшье, Люблин и южные земли Подолья, а также - часть Волыни с городами Белзом и Холмом, а Великое Княжество Литовское - Волынь с Владимиром и Луцком, Полесье и часть Подолья

Kороль Казимир III Великий включил Галичину в состав Польши в 1340-1349 гг. Потом король Людовик I Великий включил землю в состав Венгрии в 1372-1387 гг., но его дочь Ядвига, королева Польши, окончательно включила Галичину в состав Польши в 1387 г.

В 1434 года из земель Галицко-Волынского княжества король Владислав III Варненчик образовал Русское воеводство, административным центром которого стал город Львов.
Коренное (восточнославянское) население Галичины (Галиции), Буковины, Закарпатья называло себя «руськими» или «русинами».

И жили бы они себе, наверное, не тужили, но параллельно с ними, как это обычно и бывает в истории, расцветал махровыm, цветом уже могущественный род Габсбургов. О том, что пути маленькой провинциальной области и тяжелой империи пересекутся, планеты, конечно, знали. Да что с того? Ну а Галичанам , наверное, уже почти все равно было, кто ими владеет:красные, белые, черносотенцы, Петлюра, Махно или Габсбурги.

Вследствие первого раздела Польши в 1772 часть галицких земель (80000 кв. км) вошла в состав владений Габсбургов - (впоследствии Австро-Венгрия) - с названием Королевство Галиции и Лодомерии и Великое Герцогство Краковское. В 1786 к королевству присоединена Буковина, сделавшаяся австрийской с 1777 года. По третьему разделу Польши (1795) Австрии досталась северная часть Галиции до реки Буга, названная Западной Галицией, в отличие от прежде приобретенной Восточной Галиции.

Однако судьбоносным для города (Черновцы) выдался 1774 год, когда уже россияне уступили большую часть только что завоеванной Буковины Габсбургам. Как хвастался австрийский генерал своей императрице Марии Терезии, обошлось ему эта операция в одну золотую табакерку. Банальная взятка своему российскому визави и империя пополнилась еще одной провинцией.




Бедный, бедный герцог Карл фон Энценберг, назначенный в 1778 году главой военной администрации! Он думал, что приедет в столицу. А на самом деле оказался в самом обыкновенном селе, хотя и большом. К 1774 году здесь в деревянных домах жило около 290 семей, и было 3 деревянных же церкви.

Надо отдать должное мудрой правительнице, которая в ответ на стенания своего генерала тут же издала указ о строительстве нового города. Причем изначально все строения возводились из камня или кирпича. Вполне логично, что за образец была взята столица Австро-Венгрии. Вот с тех пор Черновцы и получили свое прозвище маленькая Вена.

В 1772 году по первому разделу Польши Галиция и «Лодомерия» (Северная часть Подолии) попадают под власть Австрии. Надо отдать должное Габсбургам: стремясь приструнить буйную польскую шляхту, они дали поначалу более свободно вздохнуть русскому простонародью и духовенству. Рядом правительственных распоряжений была значительно ограничена власть помещиков над крепостными и разграничены их права и обязанности, хотя помещики требовали, чтобы за ними по-прежнему осталось ничем не ограниченное право распоряжаться не только трудом и имуществом, но и жизнью своих крепостных, как это было при Польше. Не были удовлетворены императрицей Марией Терезией и требования католиков «на вечные времена запретить постройку схизматических церквей, а отступников от католической веры наказывать смертной казнью и конфискацией имущества».




Украина-страна конрастов (простите меня, украинцы). Была и остается. И такой клочок земли до сих пор смущает умы и будоражит нервы воюющих договаривающихся сторон. И неважно, о чем спорим (я дерусь - ну потому, что я дерусь(с)), кода дело доходит до этих мест, споры перерастают в драки. Что за заколдованное и очень странное место?

В результате, когда Австрийскую империю в 1848-1849 гг. стали сотрясать революционные вихри, в которые, разумеется, со всей своей страстностью включилась польская шляхта, русины Галиции встали на защиту престола «цисаря» Франца-Иосифа. Их верность на фоне всеобщего бунта так тронула императора, что он даже назвал их «тирольцами Востока» (население Тироля традиционно отличалось преданностью Габсбургам).




Однако позднее ситуация осложнилась. Представителями знати в Галиции были только поляки, поэтому империя преимущественно их назначала на государственные должности. При этом, как пишет историк Н.М. Пашаева в своей работе «Очерки истории Русского Движения в Галичине XIX-ХХ веков», «во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается русинское возрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского возрождения как возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки». В украинской историографии русинское возрождение получило название «москвофильского». Этот процесс встревожил и имперское правительство в Вене, и поляков в Галиции - как представителей власти, так и оппозиционных ей. Именно этими силами и была разработана и вызвана к жизни сама идея «украинской нации», отдельно, и даже враждебной русской (точнее, даже не русской, а «москальской»). Тогда же родилась и идея сделать из Галиции «Пьемонт украинства». Но, хотя имперское правительство и поляки потратили немало сил и средств на эти проекты, особого отклика в населении они не нашли. Как признавал один из «отцов украинства» (на полном серьезе именуемый в сегодняшней Украине «першим президентом» Михаил Грушевский), «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской «украине», а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами, и культурными силами».

Поляки, укринцы, русины, лемки - это только если наших перевхислить, кто активно лез в драку. Какая отдельно взятая провинция может похвастаться такой мультивоюющей историей?

Трудно не согласиться с известным политологом, что вклад Франца-Иосифа в создание Украины и особенно "украинства" трудно переценить! Как известно, восемнадцатилетний эрцгерцог стал императором на волне революционных событий, заставивших отречься от престола его дядю и отца. В борьбе против венгерских повстанцев приняли активное участие и русины - сказалась и традиционная вражда между народами-соседями, а также неразумная политика венгерских революционных властей по отношению к другим народам. Император за верную службу пожаловал галицкой дивизии сине-желтый флаг, который в 1918 г. стал национальным символом независимой Украины.




По просьбе цесаря Франца-Иосифа для подавления венгерского восстания на помощь Австрии в 1848 г. пришла стотысячная русская армия под командованием фельдмаршала Ивана Паскевича.

Появление в Галиции и Закарпатье русской армии, говорившей на совершенно понятном почти местном языке, было с восторгом воспринято галицкими и закарпатскими русинами и стало толчком для начала возрождения русской культуры. Кроме того, русины увидели в русской армии своих освободителей от мадьярского гнета. А это инициировало и стремление к политическому сближению с Россией, что становилось опасным для единства Австро-Венгрии.

Масла в огонь подлил и русский император, предложивший обменять русские Галицию и Буковину на равную по площади часть польской территории. На волне революционных реформ русины также требовали для себя больших прав и получили четкий ответ от графа Фpанца Стадиона, австрийского губернатора Галиции: «Вы можете рассчитывать на поддержку правительства только в том случае, если захотите быть самостоятельным народом и откажетесь от национального единства с народом вне государства, именно в России, то есть если захотите быть рутенами, не русскими. Вам не повредит, если примете новое название для того, чтобы отличаться от русских, живущих за пределами Австрии».

Как видим, термина "украинцы" еще никто не знал, и становиться ими галицийским русинам (они же - русские) никто не предлагал. До его появления должно было пройти сорок с лишним лет упорной работы австрийских властей, пришедшихся как раз на годы правления Франца-Иосифа.

В 1859-м в Вене на немецком языке появилась брошюра чешского филолога Йожефа Иречека "Uber den Vorschlag das Rutenische mit lateinischen Schriftzeichen zu schreiben" ("О предложении русинам писать латинскими буквами"), отпечатанная в правительственной типографии. На титульной странице красовались слова: «По поручению императорско-королевского министерства культов и просвещения».

Иречек предельно ясно изложил цель реформы правописания: «Пока русины пишут и печатают кириллицей, у них будет проявляться склонность к церковнославянщине и тем самым к российщине. Церковнославянское и русское влияние настолько велики, что грозят совсем вытеснить местный язык и местную литературу».

Но размах народных выступлений против реформы несказанно поразил власти. События 1859 г. вошли в историю Галиции как "азбучная война". Население Галиции протестует против нового названия жителей и нового правописания: собираются стихийные собрания, появляются статьи в печати, сочиняются петиции и отправляются депутации. Протест принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники.

Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились "объединители" - так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией.

Испуганная австрийская власть отступает - слишком свежи еще воспоминания о венгерском восстании. Однако от затеи с выращиванием "украинской нации" не отказывается.

Столкнувшись с непризнанием латинского алфавита, австрийские власти и их пособники обратили внимание на наличие еще одной украинской грамматики. В 1860 г. писатель и деятель просвещения российской Малороссии Пантелеймон Кулиш придумал упрощенный алфавит, дабы облегчить ликвидацию неграмотности в Украине. Именно "кулишовку" и превратили в Галиции в украинскую письменность, которую мы знаем и сегодня. Сам П. А. Кулиш, узнав об этом, с гневом писал в Галицию: «Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галиции "кулишивкой", было изобретено мною в то время, когда все в России были заняты распространением грамотности в простом народе. С целью облегчить науку грамоты для людей, которым некогда долго учиться, я придумал упрощенное правописание. Но теперь из него делают политическое знамя… Видя это знамя в неприятельских руках, я первым по нему ударю и отрекусь от своего правописания во имя русского единства».Однако на протест Кулиша внимания не обратили.

Дабы еще больше "кулишивка" отличалась от русской письменности, в 1892 г. в Галиции было введено фонетическое написание слов, вместо этимологического. Напомним, что фонетическое написание означает, что буквы пишутся так, как слышатся. Если фонетику ввести в русский язык, то "окающие" и "акающие" говоры превратятся в отдельные системы письменности.

Нечто подобное и внедрили австрийские власти Галиции. Началось изобретение новых слов, создаваемых по одному критерию - лишь бы звучало не так, как по-русски.
Но ведь австрийскую власть интересовало не удобство и целесообразность фонетического правописания, а именно разрушение языковой связи с Россией. Фонетическая реформа украинского правописания преследовала исключительно политические цели.
В 1893 г. австрийский парламент официально утвердил фонетическое письмо для "украинского языка".




"...В восьмидесятых годах 19-го века мой дедушка Генрих Куденов вследствие одной любовной аферы был выслан своим крутым отцом из Парижа в черновицкий университет, как можно дальше от светских искушений. Этот недавно основанный университет был самым восточным университетом в монархии, а Буковина, как и Галиция, была тогда для людей из центра империи своего рода австрийской Сибирью. Но для меня, после двух поколений и многих катастроф, эти места означают совершенно противоположное: австрийскую Аркадию, родину целого поколения любимых писателей, от Йозефа Рота до Пауля Целана, страстно любимую, так как она на протяжении многих лет советского господства была практически недоступна для Запада. Когда мне сказали, езжай с нами в Галицию и Буковину, я знала, что совершу, собственно, два путешествия. С одной стороны путешествие в Украину, одну из беднейших и несвободных стран Восточной Европы, с другой стороны - путешествие в историю литературы, туда где словами Целана «люди и книги жили».

Восточная Европа является регионом миграции народов. Вряд ли где-нибудь это проявляется так отчетливо, как здесь, в Буковине и Галиции. Исчезли евреи, немцы, поляки. Остались украинцы, которых в австрийские времена называли рутенами. В те времена они составляли крестьянское большинство в селах, в городах же, в основном, представляли нижний слой.Сейчас они хозяева в доме, кажется, несколько неожиданно для них самих. В Черновцах люди на протяжении жизни одного поколения пережили четыре различных гражданства: австрийское, румынское, советское и украинское. Старая женщина проходит мимо, видит нас, австрийцев, и показывает пальцем на небо, то ли иронически, то ли жалуясь. «Якби ми знову під Австрією були!» - говорит она. Это мы понимаем даже на украинском.

Перед 1940 годом треть населения Черновцов, около 43 тысяч человек, составляли евреи. Они принадлежали к различным политическим движениям, все страстно читали газеты и мечтали хотя бы один раз в жизни с роскошного черновицкого вокзала съездить прямым поездом в Вену (сегодня это невозможно). Невероятно большое количество их было писателями, профессионалами или любителями. Они писали на немецком и на идиш. И был даже скандал. В Еврейском Доме намеревались провести конгресс писателей, пишущих на идиш, с участием знаменитых имен, как Шалом Аш. Однако большинство ассимилированной черновицкой еврейской общины сказало конгрессу: нет! Их языком был не идиш, их языком был немецкий язык!

Конец пришел в 1941 году, когда в город вошли немцы, и на берегу Прута эсэсовские айнзатцкоммандос расстреляли 685 еврейских граждан Черновцов. Потом немцы передали город своим союзникам - румынам, которые постепенно депортировали все еврейское население в районы по другую сторону Днестра, в Транснистрию. В Транснистрии не было лагерей уничтожения, но не было также еды, воды, лекарств. Не было ничего. Большинство депортированных погибло от голода и эпидемий.

Черновицкий писатель Иосиф Бург - один из немногих уцелевших. Ему 91 год, живой человек маленького роста, который говорит о себе: Моя жизнь состоит из чудес. Действительно, он прошел всю Россию, он работал в угольной шахте в Сибири, учителем на Волге, в колхозе на Кавказе. Его семья погибла. Сейчас он последний еврейский писатель в Черновцах и принадлежит к городским достопримечательностям. Ситуация подутрагическая, полукомическая, в чем этот человек полностью отдает себе отчет. Иосиф Бург показывает нам ордена из Германии и Австрии. Йорг Хайдер, лидер австрийских ультраправых, очень стремился сфотографироваться с ним. Последний еврейский писатель в бывшем Писательграде издает журнал «Черновицер Блэттер» на идиш, с еврейскими буквами. Журнал существует на субсидии. Мы знаем, Иосиф Бург - его единственный читатель.

Черновицкие евреи были в своем большинстве ассимилированы, но в ближнем селе Садагора лежала святыня благочестивых хасидов из местечек, Двор раввина -чудотворца Израиля Фридмана. Мой дедушка, в то время любознательный студент черновицкого университета, в своих воспоминаниях рассказывает о посещении чудотворца.

Черновцы, столица Буковины, является городом Пауля Целана, Броды в Галиции - город Йозефа Рота. Броды Рот описал в «Марше Радецкого» и в других произведениях, местечко на границе, в болотах, город контрабандистов. Однако если Черновцы практически избежали разрушений, то от бывшего еврейского местечка Броды очень мало что осталось. Осталось большая синагога, точнее руины, подпертые деревянными балками. Вокруг них ужасные новостройки.Осталась гимназия, которую посещал Йозеф Рот. Теперь это школа, и как все, мало-мальски значимое в Бродах, она носит имя Рота. Учительница немецкого языка проводит нас по классам. Вся молодежь хочет уехать отсюда. Почему? «Потому, что здесь скучно». То же самое ощущали, наверное, соученики Рота."
очень хорошо об этой книге написано вот тут

Черновцы и сегодня гордятся своей принадлежностью к Гамбсбургской империи. Мало того, не так давно был заложен первый камень памятника Францу Иозефу.




В Черновцах 3 октября 2008 у входа в центр „Украинская книга” открыт памятник "Розам, которыми подметали тротуары Черновцов". В церемонии открытия примут участие внук последнего цесаря Австро-Венгрии Карл фон Габсбург” и делегация земли Каринтия и города Клaгенфурт. Об этом сообщил собкор ZAXID.NET в Черновцах. По словам инициатора установления памятника, основателя „Украинской книги” Олега Хавича, объект станет одним из привлекательных туристических объектов на Центральной площади не только для участников празднования 600-летия Черновцов, но и для будущих гостей города.

В основе идеи памятника лежат слова известного немецкого журналиста Георга Гайнцена, сказанные им о "золотых временах" города: "Черновцы - на полдороге между Киевом и Бухарестом, Краковом и Одессой - были тайной столицей Европы, где тротуары подметали букетами роз, а книжных магазинов было больше, чем кофеен". Одним из авторов памятника является известный эпатажный художник Анатолий Федирко, который недавно на магазине „Букинист” в Черновцах открыл памятник Арсению Яценюку с кружкой для сбора пожертвований на развитие украинского парламентаризма.

Считается, что город Черновцы переживал наибольший расцвет пребывая в составе Австро-Венгерской империи во времена правления Франца Иосифа I. Благодаря австрийскому императору в Черновцах был открыт университет, где получил образование Арсений Яценюк.По предварительным оценкам, возведение памятника обойдется Яценюку в несколько десятков тысяч евро.

Почему бывший черновчанин решил потратить несколько тысяч кровных у.е. на памятник императору, можно только догадываться. Из сказанного им во время закладки в октябре 2008 года камня под будущий монумент (в сквере на углу улиц Шевченко и Кордубы) вытекало: таким образом инициатор строительства «чтит традиции и уважает историю, а закладка камня является символом уважения к славному прошлому города». Во время очередного пребывания на малой родине господина Яценюка журналисту представился случай обратить внимание политика на сомнительную пользу от такой инициативы. Экс-спикер парламента заверил, что услышал предостережение, а относительно самого памятника пообещал подумать:

- К любым памятникам отношусь как к истории. Не собираюсь отстаивать ни одного императора, ни одного царя, а тем более царицу. Но историческая справедливость должна существовать. Если при Австро-Венгрии в Черновцах были украинские газеты, украинские школы, создан сегодняшний самый лучший университет Украины, построена электростанция, поддерживались украинские организации, так не должны ли мы восстановить историческую справедливость? Поэтому говорю только о восстановлении исторической справедливости. Другое дело, если бы этого памятника здесь не было. Но я вас уже услышал... Обязательно переговорю по этому поводу с мэром. Возможно, мы действительно ограничимся восстановлением памятного знака Францу-Иосифу, который уже есть, и поставим на этом точку.

В конце концов, если господину Яценюку так уж важно, чтобы в Черновцах был памятник императору, то, может, вместо сооружения абсолютно нового монумента следовало бы подумать о восстановлении тех, которые когда-то существовали?
«Цесарская скала»

Первый из них, открытый еще в 1888 году, в честь 40-летия пребывания монарха на троне, установили возле дома Черновицкого стрелкового общества - прямо перед выходом из Народного парка. Сейчас - это площадка возле парка культуры и отдыха им. Тараса Шевченко (еще до недавнего времени, очевидно, даже не подозревая о монархическом прошлом местности, здесь проводили свои манифестации «левые»). Местный историк Владимир Заполовский выяснил, что скульптура исчезла во время Первой мировой войны. Совершенно иная судьба выпала на долю еще одного памятного знака, установленного в честь императора на горе Габсбург в Черновцах. В советские времена - это парк железнодорожников имени Шевченко. Сейчас - имени Юрия Федьковича, как раз за бывшей резиденцией буковинских митрополитов. И совсем не потому, что этот памятник, открытый еще в августе 1908 года по инициативе членов «Общества украшения города Черновцы», которое активно, в том числе финансово, поддерживалось горожанами, не демонтировали. Наоборот. Как и первый черновицкий монумент цесарю, он также исчез во время Первой мировой. Современник тех событий, уже известный читателям «Зеркала недели» писатель Вернон Кресс, уверяет: во времена его детства из искусственной скалы в парке, на которую был прикреплен барельеф, торчали только «два ржавых, коротко отпиленных штыря...» («ЗН» - №34, 2008 г.). В то же время «до Первой мировой войны в парке еще был бронзовый барельеф императора Франца-Иосифа. Румыны убрали его, о чем мне рассказали местные жители. Выражая при этом удовлетворение от того, что вместо «старого прохазки» (так в народе называли императора, если отзывались о нем без почтения) не установили какого-нибудь румынского воеводу или военного деятеля - так, как это сделали в большом Народном парке».

Главным отличием «цесарской скалы», как иногда называли эту искусственную скалу из розового известняка работы известной своими надгробиями черновицкой фирмы, с прикрепленным к ней бронзовым медальоном с изображением императора и белой мраморной доской под ним, стало то, что в 1998 году - ровно через 90 лет после открытия - ее... восстановили. Согласитесь, случай уникальный не только для Буковины, но и для Украины в целом. Очевидно, следуя примеру бургомистра барона фон Фюрта, при котором монумент установили впервые, городской голова Черновцов Николай Федорук идею его восстановления также поддержал. Правда, на государственный учет памятник ни тогда, ни позднее так и не взяли. Так же как и первый монумент, восстановленный открыли 18 августа в 10.00 по местному времени - в день рождения Франца Иосифа I. К воспроизведению аутентичного образа цесаря и изготовлению макета памятника, как и 90 лет назад, местные любители краевой истории привлекли черновицкого скульптора. В 1908 году это был профессор реальной школы Ю.Зламал, получивший за свою работу золотые часы с цепочкой. В наше время ее выполнил член Союза художников Украины В.Жуков. В торжествах по случаю повторного открытия 100-килограммового барельефа приняли участие свыше 100 представителей украинских, австрийских и немецких общественных и студенческих организаций. Важная деталь: новый барельеф, в отличие от первого, отлитого А.Круппом из бронзы в цесарско-королевском литейном цеху Вены, был изготовлен из смеси нестратегических материалов. На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание - учитывая печальную судьбу, которая вскоре постигла восстановленный монумент. Оплатили работы солидные западные институты, откликнувшиеся на призыв австрийского комитета. Открытие памятника своему великому предку приветствовал также сын последнего императора Австро-Венгрии эрцгерцог Отто фон Габсбург, которого Черновцы принимали у себя летом 2007 года.

Но восстановленный монумент недолго радовал посетителей парка. В ночь с 4 на 5 марта 2001 года барельеф... исчез. Расследование инцидента якобы вывело блюстителей порядка на целую семью, которая то ли действительно промышляла кражами мемориальных досок в Черновцах, то ли просто ее членов сделали виновными, но логического завершения эта история так и не получила. По словам господина Заполовского, ни целого барельефа, ни его обломков так больше никто и не видел. А вот форма, из которой В.Жуков отливал своего Габсбурга, сохранилась. Известно, что перед отъездом из Черновцов скульптор оставил ее на хранение кому-то из друзей. Чем не тема для инициативы Арсения Яценюка?
Утверждать, что австрийская администрация не ремонтировала мостов, не строила дорог, не ровняла торговые ряды на рынках, не унифицировала систему мер и весов, наконец - просто не налаживала уборку города от мусора, например сбор тех же арбузных шкурок вместе с шелухой от семечек, которые до этого вышеградцы почему-то просто бросали себе под ноги, - было бы черной неправдой. Но достаточно ли всего этого для того, чтобы славить «лоскутную» монархию в веках? Сомнительно! По крайней мере в этом убежден Андрич. Потому что расплачиваться за все эти достижения цивилизации часто приходилось рекрутскими наборами, разорением мелких предпринимателей, экономическим кризисом, наконец, войной. А то и просто отдавать жизнь за подаренный Веной шанс. Так, как это, например, случилось с молодым рекрутом-украинцем из Коломыи, которому цесарь доверил охранять от сербских повстанцев мост на Дрине в далекой Боснии...

Габсбург жил, Габсбург жив, Габсбург будет жить...

Габсбурги

Next post
Up