Какой-такой павлин-мавлин?

Apr 30, 2011 23:31




Происхождение семьи Экхенберг теряется в глубине веков. Контрреформация с ее борьбой между католическим двором Габсбургов и протестантским дворянством относится к тем неспокойным временам, когда судьба любой семьи могла внезапно измениться. В то время , когда старые, протестантски настроенные роды теряли власть и родину, верные императору семьи получали дворянские титулы и большое богатство. Хороший пример - это метеоритный подъем Эггенбергов. Они разбогатели как продавцы вин в замке Радкерсбург и действительно умудрились стать наперсниками императора, ссужая деньгами титулованных особ и раздавая кредиты придворным императора.




Первым членом семьи, о котором имеются письменные упоминания, является Ульрих Эггенбергер († в 1448), который впервые документально упоминается в 1432 году как как городской судья Граца. Его сыновья Ханс и Балтазар разделили семью на 2 линии. Ханс обосновывал линию Radkersburger (поздних Ehrenhausener) , а Балтазар основную линию Эггенбергов Граца.
Балтазар Эггенбергер зу Эггенберг († в 1493) получал после смерти отца солидное имущество и вел дальше экономически в высшей степени доходную торговлю и монетные дела. При нем возникли также коммерческие связи с Габсбургским императорским двором. Чаще всего находившийся в  резиденции в Граце император Фридрих III сделал Балтазара мастером монетного двора Граца, Любляны и Св. Файта на Глане. Эта тесная связь с династией и выраженный экономический талант Балтазара вели естественно к значительному росту благосостояния  и увеличению владении. 15-ый век был обозначен воинственными дискуссиями и угрозами вторжения Венгрии и турецкими вторжениями. В это время политических замешательств Балтазар неоднократно менял стороны. Таким образом он некоторое время был также руководителем королевской финансовой палаты венгерского короля Маттиаса Корвинуса. От Corvinus (lat.:как ворон) происходит, пожалуй, также новый,облагороженной формы, герб еще неблагородного рода Эггенберга: 3 увенчанных ворона, которые несут корону. Балтазар Эггенбергер приобретал в 1463 имущество на западе от Граца, который он сделал местом постоянного местопребывания семьи. Замок находится там и по сей день. В 1470 впервые документально упоминается о  новом постоянном местопребывании и о  готической капелле Богоматери.










От центра города трамвайчик номер 1 за 15 минут довез меня до вожделенного входа в эту пещеру Али Бабы, но сначала все же еще пару слов о хозяевах замка.

 


Семья Эггенберг оставалась до 16-ого века одной из самых значительных семей патрициев Штирии. Существенный фундамент для последующего подъема семьи создал Рупрехт фон Эггенберг (портрет князя Ханса Ульриха фон Эггенберга кисти Джованни Пьетро де Поми) († в 1611) из Ehrenhausen - Эггенбургов, военные заслуги которых в борьбе против османской империи в том числе в 1598 привели к возвышению всей семьи до звания баронов.

Тем не менее, успешная карьера Рупрехта фон Эггенберга была оттеснена в тень молниеносным подъемом его более молодого двоюродного брата Ханса Ульриха фон Эггенберга (1568-1634). Он относится к самым значительным государственным деятелям, которых породила Штирия: В 1598 барон, в 1623 имперский князь, в 1628 Герцог Крумау (сегодня - Чешский Крумлов), после того, как он был награжден в 1620 орденом Золотого Руна, в 1625 императорский наместник Внутренней Австрии.




После пребывания в Тюбингенском университете и долгих поездках в Нидерланды, в Испанию и Италию Ханс Ульрих возвратился после смерти его отца в Грац, чтобы вступить в права наследования. Грац был в 1564-1619 столицей внутренней австрии и резиденцией эрцгерцогов. Ханс Ульрих решил поступить на придворную службу к Фердинанду II, чтобы начинать там карьеру. В течение следующих лет Ханс Ульрих превратился в самого важного консультанта при дворе Граца. Фердинанд II был выбран в 1619 императором Священной Римской Империи Немецкой нации. В том же году императорский двор переместился в Вену и Ханса Ульриха ушел с ним. Почти два десятилетия сын патрициев Граца был с Габсбургом и стал за это время одним из самых значительных и самых влиятельных мужчин Святой Римской Империи и ответственным дипломатом. Он оставался всегда верноподданным императорскому двору и вернулся в 1625 как губернатор внутренней австрии в Грац и правил здесь от имени императора до самой смерти. Коммерческая жилка была в этой семье в крови: Ганнс Ульрих владел пространными землями от Крумау до Птуй (Ptuj) и Gradiska в Isonzo. Ханс Ульрих в зените его власти в 1625 велел реконструировать замок Эггенберг в роскошную и соответствующую социальному положению резиденции, так как старое семейное гнездо больше на западе от Граца болЭше не соответствовало статусу. Создатель замка Эггенберг он не дожил до его окончания. Ханс Ульрих фон Эггенберг умер в 1634. Репрезентативное здание, которое отодвинуло в тень все, что имелось до сих пор в стране, было до прекращения рода в 1717 местожительством семьи Эггенбергов.




Единственный сын Ханса Ульриха, Иоганн Антон I Райксфюрст фон Эггенберг (1610-1649) получил образованием в том числе в университете иезуитов Граца. После длительной поездки кавалера по всей Европе он возвратился, наконец, в 1632 в Грац. В это время он выступал за продолжение строительство замка в Граце. Тем не менее, его предпочтительным местожительством был дворец Эггенбергов на Закштрассе Граца и резиденция в Krumau.

Он продходил императорскую придворную службу и зарекомендовал себя при императоре Фердинанде III. Важной целью для Иоганна Антона I было достижение статуса действительного имперского сословия, которое уже его отец, Ханс Ульрих, напрасно пытался достигнутъ. В 1641 он добился от каизера наделения леном „княжеским графством Градиска“, которое основывалось только c этой целью из части княжеского графства Гёрц, со всем территориальным суверенитетом, регалиями, привилегиями и т.д. с оговоркой возврата при прекращении мужской линии княжеского рода Эггенберг. Эта "милость" дорого обошлась семье - множество императорских долгов бы. К gefürsteten имперскому грли списаны и прощены.  Графству (с 1642) Gradisca принадлежали кроме города одноименный город Аквилея и другие местечки.Таким образом род Эггенбергов становился феодальным властителем не только во владениях Габсбургов, но и на территории священной римской империи.




После неожиданно ранней смерти Иоганна Антона I и на основании отсутствия законной последней воли между его обоими сыновьями Иоганном Кристианом (1641-1710) и Иоганном Сеифридом (1644-1713) из-за деления отцовского наследства дошло чуть не до драки. Сначала договаривались о равноценном делении наследства. Иоганн Кристиан получал владение в Богемии (прежде всего, более 300 местностей герцогства Крумау) а Иоганн Сеифрид получал внутренне-австрийские владения. Однако настоящий спор вспыхнул вокруг Gradisca, так как вместе с ним было тесно связано место в рейхстаге. Это продолжалось до 1672, до тех когда был составлен новый договор о наследстве. Прежнее деление земель сохранялось, причем Иоганн Сеифрид получал повышенный капитал. Иоганн Кристиан управлял Gradisca и имел голос в рейхстаге, однако, от имени обоих братьев.




Иоганн Сеифрид обратил основное внимание на великолепное оформление доставшихся ему внутренне-австрийских наделов, прежде всего, окончание строительства резиденции в Граце. Под его регентством замок Эггенберг получил его первое роскошное оборудование и был раскинут первый сад.



















Пожалуй самое важное задание ожидало Иоганна Сеифрида как хозяина дома, где остановилась императорская невеста императора Леопольда I в 1673 году (княжна из Тироля по имени Клаудия Фелицитас фон Тироль- в память об этом на портале здания над входом красуется надпись по латыни - приветствуем тебя Клавдия, императрица). Это была проверка качества вновь отстроенного замка - невеста была первым гостем дворца.
Каизер Леополъд находился в глубоком трауре по усопшей первой супруге и не мог венчаться в Вене, поэтому и был выбран Грац.










После смерти Иоганна Зеифридса в 1713 продолжение рода Эггенбергов еще было гарантировано мужскими потомками. Все же, уже в 1716 болезненный единственный сын Иоганн Антон II умер в возрасте 47 лет. Только на год позже его единственный сын, последний князь Иоганна Кристиана II в возрасте 13 лет также умер от воспаления аппендицита. С его смертью семья Эггенберг угасла в 1717 в мужской линии.

Одна из обеих сестер Иоганна Кристиана II, Мария Эленора Райксфюрстин цу Эггенберг, сочеталась третьим браком с Иоганном Леопольдом Графом Херберштайном. Обуславливаясь ее бездетностью ее супруг после ее смерти в 1774 стал единственным наследником. Вследствие этого владение, вместе с замком Эггенберг перешло к боковой ветви семьи Херберштаин.

Как у всякого уважающего себя рода, есть легенда и у Эггенбергов.
„Неподалеку от старого родового замка Эггенберг стоит новый замок, у которого окон столько же, сколько дней в году. Герб господ фон Еггенберг показывает княжескую корону, которая несется 3 воронами в клювах.
Владелец замка Эггенберг был уже давно на войне против венгров. Его жену между тем на прогулке остановила старая оборванная цыганска. Цыганка так дерзко попрошайничала, что женщина рассердиласъ и ничего не дала ей. Тогда цыганка закричала:„ ПОгоди, погоди, ты еще вспомнишь обо мне! \" Через несколько лет женщина родила мальчика. Цыганский табор прибыл однажды в замковый двор и играл веселые песни. Княгини не был дома и вся прислуга танцевала весело с цыганами. Только няня оставалась возле ребенка. Все же и она унеслась танцевать. Когда она вернулась, мальчик из колыбели исчез. Крестьянскому мальчишке, ехавшему в долину, бросилось в глаза, что 3 ворона кружились вокруг определенного места. Парень пошел туда и нашел маленького замотанного в пеленки ребенка. Он взял его и пошел себе в долину. Где и встретил плачущую няню, которая сразу узнала мальчика и принесла его назад в замок. Парень, который нашел ребенка, получил отличное вознаграждение. После того, как владелец замка возвратился с войны,в память об этом событии взял себе новый герб, на котором изображены 3 ворона."







Дворец-замок Эггенберг (Schloss Eggenberg) - крупнейшая аристократическая резиденция Штирии. Расположена на окраине Граца и занесена (с 2010 года) в список Всемирного наследия.

Усадебный дом повелел возвести в 1625 г. князь Эггенберг, фаворит и ближайший советник императора Фердинанда II, своего рода австрийский Ришелье. Его любимый зодчий Джованни Пьетро де Помис, памятуя об увлечении князя астрологией, спроектировал здание в духе ренессансной гармонии. В состав дворцово-паркового комплекса вошла позднеготическая капелла, выстроенная предками князя.

В постройке де Помиса всё было призвано напоминать о ходе времени и движении звёзд: четыре боковые башни символизируют времена года, 52 комнаты - количество недель в году, 24 служебных помещения - количество часов в сутках. По некоторым подсчётам, в резиденции ровно 365 окон, по числу дней в году. Астрономическая иконография продолжается во фресках центрального Зала планет, в оранжерее и в наиболее старой части сада.

Замок был закончен уже после смерти заказчика, в 1635 году. Основные отделочные работы пришлись на 1641-46 гг. В 1666 г. внук заказчика поручил художнику Вайсенкирхеру выполнить для замка 600 живописных работ, которые до сих пор украшают его стены. После смерти последнего из Эггенбергов замок унаследовали их родственники, Герберштейны; они владели резиденцией до 1939 года. В XVIII веке замок был заново меблирован в стиле рококо, а старинный регулярный парк был заменён английским.

В 1939 году замок перешёл от Герберштейнов к правительству земли Штирия. Граф Филипп Меран, один из морганатических потомков австрийских императоров, организовал здесь музей охоты. Он входит в структуру Художественного музея Граца, старейшего в стране. Часть помещений используется для размещения археологической экспозиции, жемчужина которой - Штретвегская культовая повозка.

Погода сегодня не баловала ни теплом, ни солнышком, поэтому 2 €, заплаченных на душу населения за передвижение по парковой дорожке от входа к замку, было жаль. Зато мокрые павлины сбились в кучу и их не надо было разыскивать по всей территории парка.










Поскольку я недосмотрела и прохлопала момент, ждать экскурсии по залам дворца пришлось аж 2 часа, заодно осмотрела замковую беседку аки кафе.






















на этом, уважаемое собрание, я заканчиваю дозволенные речи и продолжу, если позволите, завтра.


замки, Грац, Австрия, Габсбурги

Next post
Up