легкой трусцой по столице Баварии

Dec 17, 2010 14:45




"Мы сели в почтовую карету и прибыли на третий день в Мюнхен, где я остановился в гостиннице "Цум гольденен хирш"...
Высокородная дама [графиня Коронини], которой было тогда 70 лет, приняла меня весьма благосклонно и пообещала сразу же поговорить с курфюрстом, чтобы раздобыть для меня охранную грамоту. На следующий день она выполнила свое обещание и сказала мне - его высочество не видит причин, мешающих ему отказать мне в свободном нахождении в его землях"
Джиакомо Казанова

Бавария для меня была и остается местом моей первой встречи с живым немецким языком в незапамятные времена (насколько баварский вариант алеманского диалекта таковым можно обозвать), посему теплые чувства к этой маленькой горной республике до сих пора не затоплены потоками октоберфестского пива. Где-то в глубине души грызет, конечно, и патриотический жук - короед по поводу поглощения Баварией моего родного Форарльберга, но - дело прошло, можно и простить. Особено если вспомнить, что в свое время Карл Великий включил Баварию в состав Франкенраиха, создав по ходу дела независимый Аваренмарк - то бишь будущую Австрию.




Итак - Мюнхен.(нем. München [ˈmʏnçən], бав. Minga, лат. Monacum, Monachium).
Город обязательного пива и свиной рульки с поджаристой хрустящей корочкой. И это удивительным образом сочетается с каким-то домашним,уютным, совершенно не величественным, сказочным маленьким королевством, как у Андерсена.




История Мюнхена начинается с VIII века, когда на холме Петра (нем. Petersbergl) поселились монахи из расположенного неподалёку Тегернзейского монастыря. Сегодня на месте поселения находится церковь Святого Петра (нем. Sankt-Peter-Kirche). Впервые город упоминается в документах 1158 года под именем Villa Munichen; однако, уже в 1175 году Мюнхену присваивается статус города и возводятся городские стены. В 1240 году Мюнхен перешёл во владение Виттельсбахов и после раздела Баварии в 1255 году являлся их резиденцией в Верхней Баварии вплоть до 1918 года. С объединением Баварии в 1507 году Мюнхен стал её столицей, а в 1806 году - столицей Королевства Бавария




Лёвентурм по непроверенным историческим данным считается частью старейшего городского укрепления. Башня высотой 23 метра, внутри насчитывает 7 этажей. К сожалению закрыта для посещений, но внутри имеются крестообразный ребристый свод и фрески с птицами, деревьями и надписями 15-ого столетия.




Малый герб города изображает монаха в полном соответствии с названием. Монах в гербе города появился еще в 13 веке и сохранился до сих пор. Если не всматриваться в картинку, а лишь мельком ухватить очертания, она очень напоминает мне герб графов Монтфортов. Я не сильна в геральдике, но это вжжж-неспроста.




Но кролики-это не только ценный мех Мюнхен - это не только пиво, рулька и великолепнейший старый город. Мюнхен - это исторически сложившийся рассадник всяческих искусств. Мюнхен - город музеев, многие из которых создавались на протяжении веков. Этим богатством Мюнхен обязан Людовику I Баварскому, который основал самые красивые музеи города - старую и новую пинакотеки и глиптотеку.(К музеям я надеюсь еще вернуться).
Это тот самый Людвиг, которому за любовь к прекрасному, а еще больше - за любовь к прекрасной Лоле Монтес, пришлось отречься от престола.
Тот самый Людвиг, что был родным дядей австрийской императрицы Сисси, тот самый Людвиг, который, глубоко интересовался французской, итальянской и испанской литературой и в зрелом возрасте изучил русский язык, тот самый Людвиг, который не только сам писал стихи, но и признавал поэтические авторитеты - в августе 1827 года он самолично ездил в Ваимар чтобы вручить Гёте Орден за заслуги перед короной к дню рождения поэта. Людвиг был от рождения почти глух, но не к прекрасному во всех его проявлениях.




"Ну вот я и в Мюнхене, этом старом, празднично-торжественном, бурлящем людьми городе... Обычая тема для разговоров в кофейнях, за обедом, на многолюдных собраниях - литератирного содержания. Поскольку я вскоре был представлен в лучших домах, я был немало удивлен видя первых дам двора за чтением иностранных-французских, а также английских писателей, и в большинстве своем слыша от них меткие суждения о чтиве. На немецком они читали тогда еще мало...
Без дамской протекции тогда невозможно было продвинуться. В их руках были награды, присуждаемые за заслуги. Кавалеры были тогда друзьями охоты, экономической географии, богатства - нередко также изящный наук и искусств."
Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель




Сколько раз бывала в Мюнхене - и ни разу мне не удавалось спокойно и без спешки (да даже и в спешке) проехаться по нему на экскурсионном автобусе. Так вот, теперь я с чистой совестью могу посоветовать вам никогда этого не делать. Мне трудно судить о том, какой текст звучит в наушниках на русском языке - слушала немецкую версию,и она отвратительна. Как и сам маршрут.




Именно поэтому я обрадованно вылезла из автобуса при первой же возможности и, не жалея ног, принялась обследовать его пешком, пользуясь наличием времени.




Мюнхен, как любой приличный европейский город, начинается с ратуши и ратушной площади. В Мюнхене - это всем известная Маиенплатц, та самая, Кунинская, которая "Русские на Мариенплатц". Но для меня - это площадь имени Петра Ваиля. Так получилось, что показал мне ее - именно он. Это уже потом я прочитала:

"Если бы мюнхенцы были еще послушнее своему королю, у них был бы театр, в итоге построенный в Байройте, куда каждое лето съезжаются вагнерианцы всего мира, и вес германского политика измеряется количеством билетов, которые он может достать на Байройтский фестиваль. Но Мюнхен для причуд Людвига и его фаворита оказался слишком респектабелен. Таков этот город был, таков и есть. Рижское дежа вю, которое всегда возникает у меня тут, разрушается быстро именно солидностью и богатством: в одном Швабинге - сотни домов, которых в Риге было десятка два, и я показывал их всем приезжим. Основательность, достаток, провинциальная чистота во всем, и я вдруг понял, что по-настоящему люблю здесь только вокзал - хотя бы за то, что там всегда всё открыто и шумно. Аккуратная толчея - у ратуши, на Мариенплац, но уже недолгая дорога от вокзала к главной площади пустынна после шести. Идешь по Шютценштрассе вдоль ослепительных мертвых реклам, только с четвертого этажа из-под вывески Tanzschule доносится что-то ритмическое и молча крутится рыбка магазина Nordsee. Тут радует глаз лежащий бродяга, но и он не нью-йоркский, а в спальном мешке, рядом свежая газета."
Петр Вайль Гений места

Здание новой ратуши в стиле неоготики строилось в три этапа архитектором Georg von Hauberrisser в период с 1867 по 1909 годы по образу и подобию ратуши в Брюсселе и новой ратуши в Вене. 85-метровая башня ратуши с "мюнхенским младенцем" (так называют фигуру монаха с герба города) на шпиле скрывает пятый по величине в европе набор колоколов для колокольного звона.Впервые они прозвучали в 1908 году. 43 колокола механических часов одну за другой играют 4 мелодии. Дорогое удовольствие для города - одни только колокола обошлись в 154.000 золотых марок.

image Click to view






Со дня основания города в 1158 году Генрихом Львом Мариенплатц является сердцем Мюнхена. В 1315 году каизер Людвиг Баварский издал указ, запрещающий "навечно "застройку площади, отведя ее для проведения рынков (Она и называлась тогда рыночной). Которые здесь процветают до сих пор, правда, лишь в виде рождественского базара. В том месте, где сейчас находится Фишербруннен, располагался традиционный рыбный рынок.Фонтан был создан в 1886 году скульптором Конрадом Кноллем, во время войны полностью разрушен и затем с трудом восстановлен в 50-е годы.




Мариенплатц служит до сих пор точкой отсчета расстояний - километры на автобанах, к примеру, отмеряются от Мариензойле, мраморной колонны на Мариенплатц.Мариензоиле была установлена во время 30-летней войны и призвана была защитить Мюнхен и Ландсхут от разрушений. Фигура на вершине колонны символизирует Марию, в данном случае - Patrona Bavariae - защитницу Баварии.




Фрауенкирхе, Петерскирхе, Санктмихаельскирхе, Новая Ратуша, Ворота Изар, Карлсплатц.. Ноги привели меня к министерству юстиции. Здание в стиле нового барокко архитектора архитектора Friedrich von Thiersch было было построено в 1897 году по указу принца-регента Луитпольда.







Неподалеку - здание Доиче банка архитектора Альберта Шмидта в стиле нойренессанс. Построено в 1896-1898 годах.










Еще немного вперед-и мы упираемся в упакованный на зиму фонтан Виттельсбахоф. Придется подождать до весны.
Авось не растает, как снегурочка. И пока на улице снег и даже немного холодно пройдусь-ка я по музеям. Вернусь-расскажу.

Мюнхен

Next post
Up