полцарства за коня

Nov 21, 2010 23:26

Чтобы спасти твою жизнь, я готов отказаться от короны
(из письма короля Людвига I Лоле Монтес в феврале 1848)

Телевидение - это наше все. Особенно, когда показывает такие интересные вещи, как фильм "Лола Монтес" 1956 года.
Сколько бы не сыпалось критики на телевизионных творцов, пока на экраны будут выходить такие ленты, я согласна мириться с их существованием.

image Click to view



«Лола Монтес» (фр. «Lola Montes») - Кинофильм, поставленный режиссёром Максом Офюльсом в 1955 году, по неопубликованному роману «Необычайная жизнь Лолы Монтес» (фр. «La Vie Extraordinaire de Lola Montes») Сесиль Сен-Лоран. В основу которого положена скандальная жизнь Элизабет Розанны Гильберт, известной под именем графини Ландсфельд. Просматривать рекомендуется детям от 13 лет и совместно с родителями.

Сюжет
50-ые годы XIX века. В провинциальном американском цирке, на сцене, в богатых декорациях, сидит в царственной позе, немолодая, но всё ещё восхитительная Лола Монтес. Ведущий программу, хозяин цирка представил её публике, как монстра с ангельскими глазами. Человеком, который опаснее всех обитателей циркового зверинца. Перед глазами пришедших проходит жизнь героини, инсценированная цирковыми актёрами, а сама она за 25 центов отвечает на любой, даже самый нескромный вопрос. Всё пережитое обернулось фарсом, хотя с раннего детства она боролась за своё право быть счастливой, а в числе её любовников были и Ференц Лист и король Баварии. Циничный и безжалостный, но любящий Лолу антрепренёр объявляет смертельный номер - Лола Монтес должна совершить прыжок, не пользуясь страховочной сеткой. И, уже после прыжка, любой желающий за доллар может поцеловать женщину, близость с которой была несбыточной для многих. Женщину, которая могла стать королевой, но отдавшую за гроши память о своих чувствах.

Фильм спорный и изобилует недомолвками, а то и неточностями. Но настолько захватывающий, что я немедленно полезла в анналы -кто же такая эта Лола Монтес? И каким боком постояла она возле трона Виттельсбахов?

Лола Монтес (англ. Lola Montez; наст. имя Элизабет Розанна Гильберт; 17 февраля 1821 - 17 января 1861, Нью-Йорк) - ирландская актриса и танцовщица. С 1843 года выступала под именем Лолы Монтес, выдавая себя за испанку. Будучи фавориткой короля Баварии Людвига I в 1846-48 гг., Монтес оказывала сильное влияние на политику королевства. Имея капризный и неуживчивый характер, Лола была виновницей множества скандалов, бросавших тень на честь баварского королевского дома. Во время революции 1848 г. Людвиг I вынужден был отречься, Монтес уехала в США, где стала актрисой.




Немецкоязычная википедия талантливо кратка. Поэтому копать пришлось отсюда и до обеда.

В этой женщине было что-то демоническое. Какая еще женщина может похвастаться, что из-за неё
монарх лишился трона, было распущено правительство и закрыт университет, а уж мужчин,
сошедших из-за неё с ума или сведших счеты с жизнью и подсчитать трудно. За ней всегда следовал шлейф слухов и сплетен. Она не успела побывать только в Антарктиде, все остальные континенты были ею покорены. О Лоле Монтес написаны книги и сняты фильмы, но в её биографии столько тумана, что отделить правду от вымысла очень трудно. В своих воспоминаниях она утверждала, что её предками по матери были испанские графы Парис-и-Монтес, хотя по другой версии её мать родилась в результате случайной связи обычной трактирщицы и проезжего дворянина. А вот по отцу Лола точно была ирландской дворянкой.




Английский офицер Джон Джилберт соблазнил пятнадцатилетнюю девушку, её будущую мать, и увез с собой в полк. В феврале 1821 года у молодой четы родилась дочь, получившая при крещении имя Элизабет Розанна. Вскоре Джона отправили служить в Индию. В далекую страну с ним отправилась и жена с маленькой дочерью. Экзотическая Индия встретила приехавших буйством природы, удушающей жарой и болезнями. Уже через месяц Джилберт подхватил холеру и упокоился на английском военном кладбище.
Молодая вдова не могла долго горевать: надо было выбираться из Индии или обживаться на месте. Она выбрала последнее, благо на нее обратил внимание бравый вояка, бывший командир её мужа Джеймс Крейги. Вскоре они сыграли скромную свадьбу, а Элизу вместе с возвращающейся на родину семьей одного из офицеров на попутном корабле отправили к родственникам Джеймса в Шотландию.
Нелегкие годы жизни в чужой для неё семье, а затем в пансионе для девочек Элиза вспоминать не любила, видимо, обычных детских радостей у неё в тот период было маловато. Когда девочка подросла, она пошла по стопам матери: побег из пансиона с лейтенантом Томасом Джеймсом в Ирландию, венчание, а через год -долгий путь в Индию. Молодая красавица, чем-то похожая на индуску, блистала в светском обществе Калькутты. Её деятельной натуре было мало общества британских колониальных чиновников, офицеров и их жен, и она начала обучаться индийским танцам. Врожденная музыкальность и артистизм позволили ей быстро добиться заметных успехов. Необычное увлечение мисс Джеймс только добавило ей поклонников, одним из которых стал лорд Леннокс. Индийский климат «утомил» Элизу и она отправилась в Англию навестить родных. На корабле у  неё "случайно" оказалась общая каюта с молодым лордом. Не расстались они и в Англии. Доброхоты известили Джеймса об увлечении жены, и с очередным кораблем из Индии для Элизы пришли не деньги от любящего супруга, а письмо с требованием развода.




Ветреная красавица не стала ждать хлопотных процедур развода, а отправилась в Испанию, где в Севильи стала обучаться местным искрометным танцам. Ученица оказалась способной, сказалась школа индийских танцовщиц, и вскоре вместо мисс Джеймсон «появилась» испанская анцовщица
Лола Монтес. Пора было покорять старушку Европу. Возвращающийся на родину британский консул лорд Малмсбери, покоренный красавицей Лолoй, взял её с собой, благо, консульская каюта позволяла разместиться с удобствами.
В июне 1843 года Лола Монтес дебютировала в Лондоне на сцене Королевского театра. Зрители были потрясены и покорены. Зажигательные испанские танцы, сдобренные эротичными  телодвижениями востока, вызвали бурю восторгов. Но долго оставаться в Англии Лоле было нельзя, в испанской танцовщице узнали Элизу Джеймс, назревал скандал.

Елизавета Росанна Жильбер родилась в 1821 как дочь шотландского офицера, Эдварда Жильбера, и ирландскои земельной аристократки Элизы Оливер. Она жила до возраста 5 лет в Калькутте (Индия), где ее отец вскоре после прибытия умер от холеры. С 1827 по 1834 она росла сначала отчима а потом у ее приемного дяди в Шотландии и посещала до 1837 в английском Бате интернат для благородных дочерей. В 1837 она сочеталась браком с офицером Томасом Джеймсом и уехала с ним в 1838 в Индию. В Симле в 1839 супруги расстались. В 1842 Элиза Жильбер  вернулась в Лондон, изучала там испанский язык и испанские танцы, эти знания она углубила в ороткой поездке по Испании. В 1843 она прибыла под именем "Maria de los Dolores Porrys y Montez" -  псевдоним Лола Монтес - снова в Лондон и представлялась как испанская танцовщица из Севильи. После успешного дебюта  3. Июня 1843 она была разоблачена как обманщица и
сбежала из Англии.

Пришлось отправиться на континент. Впоследствии она напишет об этом периоде в своих воспоминаниях: «Я пришла к выводу, что мне надо подцепить какого-нибудь принца». А где в Европе больше всего князей и принцев? Несомненно, в Германии. Уже к концу лета Лола с успехом танцевала в Дрездене, а осенью ей рукоплескал Берлин. В то время в Берлине был с визитом русский император Николай I, которого заинтересовала красавица-испанка. Но, видимо, императора проинформировали, кем является Лола на самом деле, так как её гастроли в Варшаве (Царство Польское входило тогда в состав Российской империи), закончились, практически не начавшись. Лолу просто выслали. Высылали её из разных стран и городов неоднократно, так как гастроли мнимой испанки часто сопровождались скандалами.

Лола Монтес путешествовала по всей Европе, вызывая многочисленными аферами скандалы, сначала в тюрингском Ройс-Эберсдорфе. 3 сентября 1843 она танцевала перед Фридрихом Вильгельмом IV прусским и царем Николаем I болеро де Кадис в Берлине. Затем у нее были гастроли в Варшаве, которые окончились похожими на гражданскую войну беспорядками. Из Ройс-Эберсдорфа, Берлина, Варшавы и Баден-Бадена она была выдворена. После ее дебюта в Парижской опере в 1844 она вызвала в 1846 в сенсацию , после того, как ее любовник, редактораАлександр Дуяррир, был застрелен на дуэли. Писатель Александр Дюма старший,Александр Дюма младший, а также Ференц Лист принадлежали к ее почитателям.







Но она была, несомненно, талантлива, не зря же ею восхищались композиторы Вагнер и Лист, писатели Дюма, Бальзак и Теофиль Готье. Один из лучших театральных критиков Франции Александр Дюжарье погиб из-за Лолы на дуэли, правда, успел составить завещание на её имя. После его смерти Монтес пришлось срочно покинуть Францию. Она отправилась в Баварию, где
правил король Людвиг I, прослывший театралом и любителем молоденьких актрис.

Если женщина хочет чего-то, то она обязательно этого добьется. Эту истину не один раз в истории доказывали самые знаменитые женщины мира. По большей части, конечно, это были
женщины-авантюристки, женщины искательницы приключений. Девизом одной из них была фраза: "Что Лола хочет, то Лола получает!". Жизнь этой роковой женщины была короткой, ей отпущено было всего-то 40 лет жизни, но за это время она успела побывать возлюбленной Ф.Листа,  О.Бальзака, А.Дюма-отца, баронессой и графиней, выфзвать интерес у Николая I, побыть
правительницей целой страны в роли фаворитки баварского короля Людвига. В ее копилке судебные процессы, дуэли и даже революция. Она была эксцентричной и эпатировала публику, куря сигары и разгуливая по улице с белым попугаем на плече. И... умерла всеми покинутая, почти в нищете... Так проходит слава земная.




В феврале 1844 года в ее сети угодил сам Ференц Лист. Роман был ярок и стоил Листу много денег: у гениев просто роковая склонность выбирать в подруги совсем не тех. Однажды композитор после очередной ссоры запер Лолу в номере гостиницы. Когда дверь открыли, вся мебель была превращена в щепки. "Отошлите счет господину Листу", - как ни в чем не бывало сказала Лола ошарашенному хозяину. Чувство самосохранения все же взяло верх, и Лист счел за лучшее  расстаться со строптивой танцовщицей. Однако дело было сделано: Лола попала во все биографии гения. Теперь можно было не сомневаться, что ее имя будет звучать столько же, сколько  "Венгерская рапсодия", то есть до бесконечности.




После 2 лет в Парижском полусвете она прибыла 5 октября 1846 в Мюнхен, остановилась в гостиннице Баeришер Хоф на Променадеплатц и претендовала на ангажемент как танцовщица.




Так как интендант Мюнхенской придворной сцены не позволил ей выступать, она добилась аудиенции у баварского короля Людвига I, который принял ее 7 октября 1846. 10 октября она дала гастроли в Мюнхенском придворном национальном театре. 14 октября состоялось ее следующее выступление. Позже она проживала в отеле "У золотого оленя" и в частной квартире на Тересзиенштрассе. Обвинение ее экономки, гопожи Деш, являющейся полицейским агентом, в том, что она по ночам принимала у себя студентов, успеха не имело. В это же время был создан ее портрет, который находится сегодня в так называемой галереи красот в замке Нимфенбург.




7 октября 1846 впервые встретились 60-летний Людвиг I и 28-летняя Лола Монтез. При этой аудиенции монарх - с 1810  в браке с Терезой Шарлоттой Луизой фон Заксен-Гильдбургхаусен
(1792-1854), которая подарила ему 4 сыновей и 4 дочерей и по которой названа Мюнхенская  Терезиенвизе (Октоберфест) - попал под шарм породистой танцовщицы. Людвиг I сразу загорелся и стал покровителем и меценатом Лолы Монтес.




Существует несколько версий того, как Лола смогла познакомиться с монархом и влюбить в себя  короля, которому уже было под шестьдесят лет. Не столь важно, как это произошло, главное, своего она добилась. Сохранилось письмо влюбленного Людвига к другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал свое извержение. Я охвачен чувством любви, как  двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне».




25-летняя Монтес стала возлюбленной 60-летнего короля, который изменил свое завещание через месяц и 10 дней после ее выступления. В нем ей обещалась разовая выплата в размере 100.000 гульденов, если она не будет состоять в браке и не будет вдовой. Кроме того, 2.400 гульд. должны были выплачиваться ей до вступления в брак каждый год. Действительно она получала до 1850, когда их отношения подошли к концу, 158.084 гульд., что соответствовало бы по cегодняшним ценовым представлениям 2,3 млн. евро. Сверх того, король подарил ей дворец на Мюнхенской Барерштрассе номер 7 как местожительство, куда она смогла вселиться в июне 1847. Людвиг посещал ее там как и раньше на других квартирах часто между 17 ч. и 22 ч., однако, иногда она принимала других господ, большей частью kарьеристов, которые ожидали от нее пару лестных слов королю. Отношение стали очень быстро достоянием гласности и были всеми порицаемы. Когда король потребовал дать ей баварское гражданство, так как ее единственным документом был выданный Ройс-Эберсдорфом заграничный паспорт, кабинет во главе с министром Карлом фон Абеле счел это незаконным. 11 февраля 1847 все министры требовали ее выдворения. 1 марта последовало увольнение Абеля и остальных министров  и с большими трудностями был образован новый кабинет. Лола Монтес все же получила права гражданства, что привело к беспорядкам на Терезиенштрассе. 25 августа 1847 она стала графиней фон Ладсфельд „за многие благодеяния, оказанные бедной Баварии".




В центре Мюнхена король построил любовнице прекрасное здание, где она открыла свой салон, дал ей титул графини Ландсфельд. Но времена, когда короли в Европе могли безнаказанно сумасбродить, уже прошли. Из-за скандального поведения Лолы «взбунтовался» кабинет министров, направивший монарху коллективное мнение: «Сир, из-за вашего решения даровать госпоже Монтес дворянство страна оказалась в трудном положении. Уважение к трону и власти ослабевает, со всех сторон слышатся насмешки в ваш адрес». Министры явно не ожидали, что влюбленный король отправит «зарвавшийся» кабинет в отставку. А когда возмущенные решением короля студенты вышли на демонстрацию, король принял радикальное решение - на год закрыл университет.

Лола Монтес была очень непопулярна у Мюнхенского населения. Она вызывала один скандал за  другим, передвигаясь по Мюнхену с сигарой во рту с ее догом Турком.

В феврале 1848 года бы издан указ о том, что графиня Ландсфельд должна покинуть город в течение одного часа. Она убежала 11 февраля 1848 в карете на глазах разозленного населения через замок Блутенбург в Линдау и в Швейцарию. Беспорядки 1848 (мартовская революция) дошли до отставки монарха после распространения слуха о тайном возвращении Лолы . 16 марта он отдал  распоряжение о том, что Лола Монтез больше не является баварской гражданкой.




Из-за ее капризного, заносчивого и самонадеянного поведения она навлекает на себя ненависть  как населения, так и баварского правительства. Она ведет себя не таким образом, как это подобает даме: Она курит сигары, ходит по улицам без сопровождения или еще хуже: в сопровождении молодых, привлекательных мужчин, открыто носит драгоценности, которые подарил ей Людвиг, не встает, если он заходит в ее ложу в опере. Она кричит на людей, раздает пощечины или удары с хлыстом. Далее не совсем напрасно ей вменяется в вину, что она влияет на Людвига также и с политической точки зрения.
Людвиг сохраняет ей, однако, верность и предоставляет ей, кроме того, зарплату почти в два, позже в четыре раза выше оклада министра. В феврале 1847 он дает ей права гражданства в Баварии и по ее настоятельной просьбе дарует графское достоинство. Члены правительства возмущены и отступают. Перед домом Лолы доходит до беспорядков, толпа воет, проклятия звучат. Сначала снежки, тогда камни летят в ее окна. Как если бы она не достаточно уже провоцировала население, Лола Монтез выходит на балкон и пьет шампанское за здоровье толпы. Только тяжелые всадники смогли окончательно разогнать  демонстрацию.

Лола интриговала против неприятных ей современников, которые немедленно впадали в немилость у Людвига I. На людях она часто появлялась с хлыстом и провоцировала инциденты с частными лицами. Когда глава Мюнхенской полиции выступил против нее, король перевел его в наказание в провинцию. В юмористических журналах и карикатурах Лолу называли „испанская муха“, „сумасшедшая танцовщица короля“, „черная чертовка“ и „баварская Помпадур“.




Обманутая королева Тереза выносила душевные нагрузки терпеливо и выиграла таким образом симпатии народа. Сопротивление росло против короля Людвига I несмотря на уважение к нему как создателю великолепных строений, которые дали Мюнхену прозвище "Афины на Изаре".

Только когда народ осадил дом королевской любовницы, а в Мюнхене начались массовые беспорядки, король вынужден был издать указ о высылке Лолы Mонтес из страны. Но остановить народные выступления, которые быстро переросли в антимонархические, Людвиг I уже был не в состоянии. Пришлось отречься от престола.




Теперь Лола Монтез жила в Швейцарии, где она ожидала встречи с Людвигом. Многочисленные письма между Лолой Монтез и Людвигом показывают, что она жила на деньги Людвига в неслыханной роскоши. Между делом она спуталась также с Августом Папоном, пытавшимся шантажировать Людвига. Когда Людвиг узнал, наконец, от Паиснера о его афере с Лолой Монтез, их отношение очень охладели. Однако, оба все еще писали письма, в которых речь шла у Лолы Монтез преимущественно о том, и далее получат^содержание.

В 1849 она вернулась в Лондон. Только после ее тамошнего бракосочетания с молодым британским
офицером по имени Джордж Траффорд Хеалд Людвиг прекртил отношения с нею. Так как ее первый супруг еще здравствовал, она обвинялась в двоемужестве и должна была бежать из Англии. Она отправилась с ее незаконным супругом, с которым она однако вскоре рассталась, к Средиземному морю. После повторной попытки выступить в Париже и Бельгии перед публикой с испанскими  танцами и публикации ее мемуаров в Le pays она уехала в 1851 в США. На бродвее она выступала в 1852 в театральном ревю "Лола Монтез в Баварии", где она играла себя саму. До 1853 она  путешествовала по восточном берегу, потом в мае уехала в Сан-Франциско. В июле 1853 она сочеталась браком с Патриком Хулем и осела в августе в калифорнийском городе золотоискателей Грасс Валли.




Лола горевала недолго. Летом 1849 года она вышла замуж за англичанина Джорджа Траффорда  Хилда, но вскоре оказалась арестованной за двоемужество, ведь первый брак у неё так и не был расторгнут. Благодаря деньгам, которые ей периодически присылал влюбленный экс-король, весной 1850 года она смогла внести залог и, не дожидаясь суда, уехать из Англии. В Европе звезда Лолы практически закатилась, скандалы сделали свое дело, и Монтес отправилась покорять Америку. Надежды на успех в Америке не оправдались, какие-то средства концертами и выступлениями с рассказами о своей бурной жизни она зарабатывала, но вести привычную жизнь, соря деньгами, уже не могла. Лола отправилась в Сан-Франциско, где «золото гребли лопатой». Золотоискатели с удовольствием аплодировали красивой танцовщице, но золотые самородки к её ногам бросать не спешили. Пришлось ненадолго сходить замуж за журналиста Патрика Халла.
После скорого развода Лола поселилась в городке Грасс-Валли в Калифорнии. Но спокойная жизнь была не для неё, и Монтес отправилась в Австралию. На Зеленом континенте её приняли восторженно. Лоле удалось поправить дела и даже скопить денег для новой гастрольной поездки в Европу. Триумфа, на который надеялась Лола, в Европе не получилось. Пришлось вернуться в Америку, где Монтес поселилась в бедном пригороде Нью-Йорка. Ей шел всего сороковой год, но с карьерой танцовщицы пришлось расстаться. Спокойная жизнь быстро подорвала жизненные силы женщины, не привыкшей жить в таком вялом ритме. 17 января 1861 года Лола Монтес скончалась от быстротекущей пневмонии. В соответствии с последней волей Лолы на могильной плите написали её подлинное имя «Элиза Джилберт».




С 1855 она находилась в рамках турне в Виктории, Австралии, и развлекала там кроме всего прочего золотоискателей.  В 1857 она вернулась в Нью-Йорк. Монтес сделала себе имя в Америке и Великобритании в конце концов лекциями, которые дали ей упорядоченный доход. Она писала советы по  красоте, принимала активное участие в падших девочках и стала под влиянием протестантского священнослужителя Шарля Хаунци Бурра истинной христианкой. После того, как летом появились похожие на апоплексический удар симптомы, она заболела воспалением легких в рождество 1860 и умерла через 3 недели 39-летней. Ее могила находится на кладбище Гринвуд в Бруклине.




Личность Лолы Монтес нашла заметное отражение в европейской культуре. Войдя в свет, она oткрыла собственный салон, который посещали коронованные особы Европы и члены  правительства Баварии. Хозяйка салона принимала гостей, раскуривая у всех на глазах папиросу. Она первой осмелилась курить там, где это было строго запрещено придворным этикетом. Именно Монтес одной из первых ввела устойчивую моду на костюм амазонки, сделала его принадлежностью
обыденной жизни европейской аристократки. Это ей мы должны быть благодарны за живописные образы русских красавиц в амазонках, которых так поэтично изобразил К. Брюллов. За десятки лет до всеобщего увлечения "босоножками" Лола Монтес утвердила право на существование свободного танца. Правда, ее понятия о свободе танца были весьма неоднозначными. Она танцевала не босоногой, а, скорее, нагой, и пластика ее была очень далека от классических канонов. Исследователи даже приписывают ей первенство в искусстве стриптиза.

Благодаря ей европейская хореография пережила моду на испанские танцы, а ее зажигательные фанданго, болеро, качуча стали массовым увлечением. Что-то было в Лоле Монтес от библейской Саломеи… Неслучайно миф о ней ожил в гитлеровской Германии, где собирались снять фильм о
баварских событиях. В 1955 году в послевоенной Европе уже французский кинорежиссер М. Офюльс осуществил постановку, правда, неудачного фильма "Лола Монтес" (с Мартиной Кароль и Питером Устиновым в главных ролях). Суперзвезда современной поп-музыки певица Мадонна назвала свою
недавно появившуюся на свет дочку именем Лола, не скрывая, что сделала это в память о Монтес. Есть мнение среди исследователей творчества Ф.М.Достоевского, что образ знаменитой Настасьи Филипповны списан с Лоры Монтес.  Так, например, сцена сожжения ста тысяч в quot;Идиоте" - похожа на скандал, который закатила баварскому королю  Лола Монтес, бросив в камин его подарок - жемчужное ожерелье (и старый король вытащил его из огня голыми руками).




Пол не чуя под собою
Между небом и землёю
Как во сне с тобой танцую
Аромат духов так манит
Опьяняет и дурманит
Ах как сладко в нём тону я
Так близки наши тела
И безумные слова
Без стыда тебе шепчу я

Ах какая женщина, какая женщина.
Мне б такую,
Ах какая женщина, какая женщина.
Мне б такую.

Яркая звезда, оставившая после себя значительный след или попрыгунья-стрекоза, которая лето красное пропела? Моралисты могут думать что угодно, я ставлю ее в один ряд с Жорж Санд и Мата Хари и горжусь тем, что вот были же женщины в русских селеньях.

Виттельсбахи, мысль забегала ненадолго, искусство

Next post
Up