В одежде пыльной пилигрима,
Обет свершая, он идет,
Босой, больной, неутомимо,
То шаг назад, то два вперед.
И, чередуясь мерно, дали
Встают всё новые пред ним,
Неистощимы, как печали,-
И все далек Ерусалим...
Федор Сологуб ПИЛИГРИМДень выдался длинный и насыщенный. А бабушки все падали и падали монастыри все никак не заканчивались. Но раз уж я чего решил, то... И хватило у меня сил, и хватило у меня желания, и хватило у меня интереса на весь путь, на всех святых и не очень, на флору и фауну, на горы и долины. Иначе на святой земле и не бывает. Эрец Израэлъ принимает всех и рад каждому. И, видимо, от большой к каждому любви, взваливает на него ношу впечатлений, расстояний, мыслей и размышлений.
С древних времен в Эйн Карем бьёт Источник Марии, рядом с которым и образовалось поселение. Название источника связано с преданием о том, что Дева Мария во время своего известного посещения пришла к роднику и испила воды.
Христиане верят, что вода источника святая. Источник Марии - один из наиболее водоносных родников Иудейских гор. Ещё недавно вода в нём была кристально чистая, и паломники увозили её домой, но сейчас пить эту воду не рекомендуется .
Название Эйн-Карем соответствует действительности и сейчас. В южной части деревни по-прежнему бьёт источник, из которого, как считает христианская традиция, по дороге к дому Захарии и Елисаветы, остановившись, напилась Дева Мария. Исследования показали, что люди пользовались источником, начиная с бронзового века. И теперь многие приходят сюда с бутылками, чтобы набрать воды из родника Марии. Сейчас тут стоит мечеть, в её цокольном этаже - небольшое помещение со сводчатыми потолками. Чистая холодная вода истекает из узкого туннеля, прорубленного в скале в эпоху Второго Храма. <
............>
Писание гласит, что беременная Иисусом юная Мария отправилась «в нагорную страну, в город Иудин», повидаться со своей родственницей Елисаветой, которая носила в то время под сердцем будущего Иоанна Предтечу.
«Город Иудин» - это и есть нынешний Эйн-Карем. Здесь стоял летний дом священника Захарии и его жены Елисаветы. Его местоположение определила ещё в IV веке мать императора Константина, святая Елена Равноапостольная, организовавшая на Святой Земле археологические раскопки.
Возможно, именно святая Елена построила на месте встречи Марии и Елисаветы первую церковь. Позже крестоносцы возвели тут двухэтажный храм, который был восстановлен в 1955 году, - это католическая церковь Посещения.
С площадки у Церкви Посещения открывается замечательная панорама. Перед нами - долина реки Сорек (Нахаль Сорек), центр которой в 50-х годах был перегорожен запрудой.
У входа на территорию церкви посещения - калитка. Отсюда начинаются владения русской православной церкви.
1. Современный вход с внешней стороны
2. Византийская цистерна (VI - VIII в)
3. Колодец с малым источником (VI - ХIIв)
4. Верхняя церковь
5. Зал крестоносцев (ХII в)
В ХIV веке святое место короткое время охраняли армянские монахи. Францисканцы приобрели его в 1679 году. Раскопки (их вёл о. Б.Багатти, 1937г), которые проводились в связи со строительством нового святилища (архитектор А.Барлуцци, 1930-40гг), выявили остатки древних мемориальных построек, частью которых и является верхняя церковь и крипта со старинной галереей и каменными сводами, которая заканчивается над колодцем, постоянно пополняемым тонкой струёй воды. С южной стороны церкви находится довольно примечательный и хорошо сохранившийся зал крестоносцев. <
............>
С площадки у Церкви Посещения открывается замечательная панорама. Перед нами - долина реки Сорек (Нахаль Сорек), центр которой в 50-х годах был перегорожен запрудой.
Инициаторы запруды не знали, что проектируемое ими водохранилище Бейт Заит не сможет держать воду и будет пересыхать летом, так как, просачиваясь сквозь дно водоёма, вода выходит на поверхность в виде источника Фувар (Эйн Фувар) в Вади Кельт.
По правую от запруды руку расположен мошав (сельскохозяйственное поселение) Бейт Заит, а по левую - сельскохозяйственная школа Эйн Карема - сюда был перемещён вышеупомянутый «Детский городок», основанный Рахель Янаит Бен-Цви.
Архитектурный ансамбль церкви Посещения состоит из клуатра, крипты (нижней церкви), верхней церкви и зала крестоносцев. с северной стороны клуатра находится византийская цистерна (VI-VIII в). Стены клуатра украшены барельефами с текстами Магнификата на 42 языках
На железных воротах Церкви Посещения установлены бронзовые изваяния Елизаветы и Захарии, престарелых супругов, история которых чётко и содержательно изложена во главе 1-й новозаветного Евангелия от Луки.
... Долгие годы проживала бесплодная Елизавета (ивр. Элишева - букв. «клянущаяся или заклинающая Богом») в своей деревне Бейт а-Керем - иудейской деревне, предшествовавшей нынешнему Эйн Карему. Даже и помыслить Елизавета не смела о том, что судьба её может сложиться наподобие судеб праматери Сарры, в 90-летнем возрасте родившей Ицхака (Исаака), Ханны (пророчицы Анны) - матери пророка Шмуэля (Самуила), супруги Маноаха (Маноя) - матери пророка-богатыря Шимшона (Самсона) - мольбы всех этих знаменитых женщин, в конце-концов, были удовлетворены Творцом, и даны им были сыновья в старости их.
И вот Захарии, мужу Елизаветы, храмовому коэну (священнослужителю), во время его службы в Храме, является архангел Гавриил и возвещает, что супруга его родит ему сына. Поражённый Захария отказывается поверить в такую возможность, в наказание за что архангел делает его немым.
Между тем, Елизавета беременеет, причём, вслед за ней беременеет и её родственница, Мария (ивр. Мирьям) из Назарета. Мария, уже вынашивающая (но ещё не знающая об этом) в своём чреве Иисуса (ивр. Йешуа), прибывает в Бейт а-Керем, чтобы повидаться с Елизаветой...
Христианские письменные источники указывают на то, что Церковь Посещения была сооружена в 324 г. императрицей Еленой, матерью Константина - первого римского императора-христианина. После поражения Великого иудейского восстания против римлян (1-я Иудейская война, 66-71 г.г.) поселение Бейт Карема было разрушено вместе с Иерусалимом и покинуто своим иудейским населением, придя в совершенное запустение.
Вслед за тем здесь поселились самаритяне, сменившие название поселения на Ойрине (от греч. «горный», а, возможно, от имени горы Ора). Во II веке развившееся на месте Бейт Карема поселение вновь приобретает важное и центральное положение, причём после того, как римский император Адриан уничтожает здесь всякое упоминание об иудейских традициях и культуре, строит храм Венеры и Адониса и превращает деревню в римское поселение. Тем не менее, в конце-концов Ойрине опять оказывается покинутым, пребывая в упадке вплоть до визита сюда императрицы Елены.
Прибыв в заброшенную деревню, осмотрев руины римских святилищ и проведя собственное расследование, императрица приходит к выводу, что Иоанн родился в центре деревни, а на горе стоял дом Елизаветы. В обоих точках повелением Елены и императора Византийского Константина в 324 г. сооружаются величественные христианские храмы - один в честь пророка Захарии, а второй - посвященный св. Елизавете.
В 614 г. обе византийские церкви были разрушены персами в ходе захвата ими территории Палестины. Крестоносцы, в 1099 г. вступившие в Святую Землю с Первым крестовым походом, находят здесь руины и отстраивают их заново в 1140 г.
При этом, новые хозяева придают сооружениям иное значение - храм Елизаветы превращается в Церковь Посещения или Встречи (св. Марии со св. Елизаветой), а храм Захарии перепосвящается Иоанну Крестителю.
Рассмотрим внимательно великолепный фасад Церкви Посещения. Мозаика над входом в Нижнюю церковь была выполнена целиком в 1943 г. художником Бигатти в Ватикане, после чего доставлена сюда и установлена на месте.
Картина изображает Марию, в окружении ангелов верхом на ослике едущую из Назарета в Бейт а-Керем. Под мозаикой - надпись: «И встала Мария в те дни и поспешила в Горы, в один из городов Иудеи».
Римские мозаики, кажется, просто меня преследуют. Нет, ну право слово, из ушей уже лезут.
Интерьер нижней церкви: Прекрасные фрески, выполненные под потолком полукругом, описывают уже известные нам события: службу Захарии в Храме, встречу Марии и Елизаветы и избиение младенцев, где на дальнем плане изображена спасающаяся Мария, а ближе - спасающаяся Елизавета, прячущая Иоанна. За железной решёткой демонстрируется камень, скрывший Иоанна и послуживший ему убежищем, вокруг которого выполнена надпись на греческом: «В этой скале Елизавета спрятала Иоанна».
Интерьер верхней церкви: Фрески в этой части выполнены, в основном, художником Вагарини, в первый раз прибывшем сюда в 1941 г., однако, выдворенным англичанами как подданный враждебного государства. Вернувшись в Израиль в 1949 г., Вагарини поначалу воспользовался помощью известного отечественного художника Мордехая Ардона (впоследствии лауреата Премии Израиля). Однако из Ватикана вскоре поступило распоряжение прекратить работу художника-еврея над христианскими фресками.
Центральная часть росписи изображает св. Франциска Ассизского, вручающего Церковь Посещения св. Марии. На южной стене можно полюбоваться рядом замечательных сюжетов, таких как «Брак в Канне Галилейской» (первое чудо Иисуса Христа, превратившего там воду в вино для свадьбы), «Почитание Марии» и др.
Здесь же перед нами предстают и образы знаменитых ветхо- и новозаветных женщин. Следует отметить, что сооружение церкви, столетиями остававшейся недостроенной, было окончательно завершено лишь в 1954 г. известным архитектором Антонио Барлуцци, работавшим на Святой земле и прожившим в Палестине 33 года. <
...........>
Есть в Эйн-Кареме и маленький уголок России - православный Горненский женский монастырь. Существует он с XIX века, церковь же Казанской иконы Божьей Матери завершена и освящена лишь в 2012 году. Справа от входа в неё находится камень, возле которого, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
Участок был куплен у драгомана французского консульства в Иерусалиме за 55 тыс. франков.
Горний монастырь - православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в Эйн Кареме, 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1871 г. глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) выкупил плантацию оливковых деревьев в селении Эйн Карем близ Иерусалима. Казанский храм своим возникновением монастырь обязан начальнику Русской Духовной Миссии архимандриту Антонину (Капустину). В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями - вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых и живут насельницы монастыря.
На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.
Первая монастырская церковь была построена в честь Казанской иконы Божией Матери, сегодня это основной храм обители, в нем хранится чтимая Казанская икона Богородицы.
Справа от входа в Казанскую церковь находится камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. <
........>
Пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя освящен в 1987 г.
В 1911 г. началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, который был делом жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны после убийства её супруга, Великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). С началом Первой мировой войны строительство храма прекратилось. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита в 1918 г. и причислена к лику святых Русской православной церкви в 1992 г. Иконостас, плащаницу, сосуды и иконы в монастырь привезли паломники из России. Изображение Господа нашего Иисуса Христа в терновом венце для иконостаса было написано самим архимандритом Антонином. Перед храмом находится столб от дома праведных Захарии и Елизаветы. <
.........>
Столетие спустя, в 2005 г., сооружение храма завершилось, а 28 октября 2007 г. храм был освящен малым чином. Большой храм в честь всех святых в земле Российской просиявших был освящен Патриархом Кириллом в 2012 году полным чином. (спасибо большое за уточнения
father_ingwar ). Сейчас в обители - около 80 сестёр. <
.............>
Все холмы вокруг Иерусалима и не только усажены виноградом. И кому , как не монахам заниматься виноделием?
Об израильских винах я уже пела хвалебные гимны в прошлый приезд -
вот тут. С удовольствием продолжу и сейчас. Тем более, что бутылочку прекрасного вина мне выдали сухим пайком дорогие друзья (спасибо ,
nmiddle Наташ, вино отменное!)
По дороге к очередному монастырю не могу не обратить внимания на так полюбившиеся мне цветущие кактуы. И как я могла не понять сразу, что это не дерево, а цветок такой!
Дир Рафат - христианский монастырь в центральной части Израиля, в 26 км к западу от Иерусалима
"
Дир Рафат - это католический монастырь и церковь Девы Марии. Свое имя он получил от названия арабской деревни Дейр Рафат (араб. досл.«развалины монастыря»), которая располагалась примерно в 2 км к востоку от современного монастыря и просуществовала до 1948 г. На её месте сейчас находится посёлок Гив'ат Шемеш.
В 1855 г. деревня была вынуждена выставить часть своих владений с древними руинами на продажу из-за долгов. Земли приобрела Латинская патриархия Иерусалима. Инициатором выступил
отец Фарина, занимавший то время должность епископа итальянского города Тревизо, он же основатель "Института сестёр Св.Доротеи" - организации, помогавшей девушкам из бедных семей (её также называют "школой")..
По законам Османской империи иностранцы не имели права приобретать землю, поэтому официально право владения патриархии было закреплено только после прихода англичан в 1925 г. Сразу после этого началось строительство монастыря на месте развалин византийской церкви. Район нынешнего Бейт-Шемеша в те времена находился в стороне от оживлённых маршрутов, здесь редко появлялись паломники. Положение изменилось в 1892 году с прокладкой железной дороги из Яффо в Иерусалим, маршрут которой проходит в этих местах вдоль речки Сорек, а это совсем недалеко от монастыря.
Проектирование монастыря было поручено архитектору и археологу монаху-бенедиктинцу дону Маурицио Гислеру из монастыря Успения Богородицы в Иерусалиме, который проектировал также церковь в Бейт Джемале.
Монастырь был завершен в 1927 г., после сильного разрушительного землетрясения, постигшего всю страну. И латинский патриарх не случайно решил назвать церковь Regina Palaestinae - как верующий человек он надеялся, что богородица сможет защитить святую землю от подобных катастроф.
Бронзовая статуя, изготовленная в Италии, с тех пор и охраняет этот монастырь, и это первое, что бросается в глаза при входе.
Под статуей на фасаде здания большими буквами выложено "Reginae Palaestinae", что в переводе с латыни означает "Королева Палестины"
Это 2,5-метровая бронзовая копия статуи девы Марии в монастыре сестёр св. Доротеи в Виченце. Её первоначально венчала корона с 12 позолоченными звёздочками. Отцы монастыря решили корону снять, но позже вернули.
Светлые стены и небесно-голубой потолок создают ощущение необычайной легкости, воздушности и простора.
И кстати о потолке... На нем, как и стенах церкви, изображены ангелы, держащие ленточки с надписью Ave Maria на 323 языках, включая русский - «Радуйся, Мария».
С этими росписями связана красивая легенда, согласно которой латинский патриарх Иерусалима обратился к представителям разных церквей в разных частях мира прислать написание первых слов молитвы “Ave Maria” на языках их приходов. Так было получено 400 надписей на разных языках. Успев написать лишь 323 варианта, художник умер.
На трёх массивных деревянных дверях, ведущих в зал церкви, вырезаны надписи на ещё 56 языках. Во второй половине 1920-х гг. в Дир Рафат прибыла группа монахинь из Италии. При монастыре открылась начальная школа для девочек в возрасте от 4 до 13 лет. По её окончании выпускницы могли остаться в монастыре, совмещая монастырскую жизнь с учёбой в соседней Рамле. До 1940 г. в Дир Рафате также действовал приют для сирот и детей из нуждающихся семей.
Рядом с монастырем - ну совершенно невозможно не зайти - винодельня Мони. В 1980-е годы часть монастырской земли была арендована семьёй Артуль из деревни Мерар в Галилее и с тех пор используется ею для выращивания винограда и маслин: вокруг монастыря простираются длинные ряды виноградников и рощи олив. Винодельня названа в память о безвременно ушедшем из жизни младшего сына семьи Артуль. " <
..........>
Кроме вина здесъ предлагаются и оливки, и масло оливковое, и джемы-варенья. Все, естественно, можно дегустировать.
В 2001 г. под монастырём была обнаружена пещера. Именно в ней сейчас располагается магазин, и там можно продегустировать вина. Монастырь открыт посетителям по субботам, с 10.00 до 16.00. Вход свободный. <
.........>
На этом мытарства паломничество, как все понимают, не закончилось. Оставался последний рывок.
На холмах располагается Латрунский монастырь Богородицы, основанный в 1890 год монашеским орденом Кармелитов, сегодня монастырь принадлежит ордену Бенедектинов Терпистов. Одним из особенностей ордена является воздержание или минимизация общения на мирские темы, поэтому монастырь носит название, монастырь молчальников. <
........>
В начале XIX века, вместе с кампанией Наполеона в Святую землю была привезена виноградная лоза. Её посадили на территории Латрунского монастыря, и по сей день обитель славится отличными винами, которые изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю виноградниках (из Наполеоновской лозы).
На вершине холма находятся руины придорожной крепости крестоносцев, восстановленой Ричардом львиное сердце в 1191 во время третьего крестового похода, на руинах ранней крепости принадлежевшей ордену темплееров и позже разобранной самими крестаносцами по условиям соглашения с Саладином.(первый яффский договор. 1192) Но этого я уже не видела.
Монастырь в Латруне имеет свои виноградники и небольшие плантации оливковых деревьев, производит прекрасное вино и оливковое масло. Все это можно приобрести в магазинчике при монастыре.
Гевюрцтраминер попробовать по большому счету - надо было, это одно из немногих вин, которые я особенно ценю у нас.
Монастырь находится в очень красивом месте, а сам он просто утопает в зелени и цветах. <
.......> Здесь живут монахи ордена Святого Бенедикта, берущего начало в Риме в шестом веке новой эры.
Click to view
Монахов привлекло библейское придание, согласно которому здесь была деревушка, в которой жили разбойники, распятые вместе с Христом.
Современное здание Латрунского монастыря Богородицы было построено в 1920-х годах в классическом стиле. Главный зал обители известен своей акустикой, сейчас там проходят хоровые выступления и музыкальные вечера.
По одной из версий, слово «Латрун» происходит от французского La toron des Chevaliers - рыцарская крепость, где была резиденция одного из рыцарей крестоносцев в средние века. По другой, именно в деревне около Латруна жили разбойники, распятые вместе с Христом. Возможно, это одна из причин, почему монастырь получил своё название от латинского "латро" - разбойник.
Сегодня в монастыре живут 28 монахов и несколько послушников из Ливана, Франции, Бельгии и Голландии. Уклад жизни траппистов считается одним из самых строгих. День, как правило, они проводят в молчании. Ведут они спартанский образ жизни. Встают задолго до рассвета, причем в одно и то же время - в три часа 15 минут. Значительную часть суток проводят в молитве.
Трапеза у них крайне скромная и однообразная. Как правило, маслины, домашнее вино, зелень и сыр. Лишь по воскресеньям и праздникам подается мясо. Во время молитв, занятий и трапезы разговаривать строжайше запрещено. Если какой-нибудь монах хочет что-то сказать другому, он делает условный знак рукой, и оба удаляются в специально отведенную для этого келью, где нет стульев, так как она предназначена для короткого разговора. На молитву отводится четыре часа в день.
Считается, что отказываясь от мирских разговоров, они ещё глубже погружаются в молитвы и разговор с Богом. Душа должна быть свободной - только в этом случае она обращена к Богу. Поскольку отказ от общения с людьми - довольно тяжёлое испытание, то чтобы оно было осознанным, в монастырь принимают только тех, кто достиг 21 года, при этом им дают испытательный срок в 6-7 лет. Физическая работа приравнивается к молитве. Монахи трудятся, не покладая рук: обрабатывают сельскохозяйственные угодья, производят уникальные сорта вин и замечательное оливковое масло.
Сейчас это место славится не только монахами, но и садами, чудесными виноградниками, уникальными сортами вин, которые производят тут же, в Латруне из особых сортов винограда. Эти вина действительно, эксклюзивны и традиционно они считаются одними из самых лучших в Израиле. Кло де Торон (Clos de Toron ) - это вино изготавливается по оригинальному рецепту Латрунского монастыря. Производится из смеси разных сортов винограда, растущих в Латруне. Великолепное столовое полусухое вино.
Гевюрцтраминер (Gewurztraminer) - исключительно ароматный сорт белого винограда из Эльзаса, где он может быть сухим или полусухим, сорт с самым изысканным запахом. Белые вина из этого сорта необычайно ароматны; кроме того, они знамениты своей "фруктовой" насыщенностью и характерным тоном специй, который придает им экзотическое звучание. Сет-Мон (Sept-Monts) - качественное терпкое молодое вино. Ароматное, свежее, насыщенное особым, «домашним» вкусом. А бренди 20-летней выдержки - по мнению знатоков составляет достойную конкуренцию лучшим маркам французских коньяков. <
..............> На вкус и цвет, как говорится , - все фломастеры разные. И то, что нравится одному, неудобоваримо для другого. Выбор - есть, и это - главное.