Предрождественское время - это не только базары. Есть еще и концерты (как в прослом году). А есть еще древние обычаи, которые возродились в наши дни. Вот на один такой посмотреть я собиралась очень долго. Наконец-собралась.
Народу на это мероприятие собирается - чертова уйма. Холодно, а все терпят, согреваются глинтвейном и ждут начала.
Предваряемое бравурными маршами шествие нечисти - это даже для меня явилось неожиданностью. А за духовым оркестром выпустили диких перхтов.
ПЕРХТЫ. В немецком фольклоре рождественские духи. На Рождество появляется фрау Хольда - или Берта, или Перхта (у нее много имен). Она проносится в предновогодние ночи по небу в сопровождении свиты. Эту свиту и составляют перхты.
Вместе с перхтами фрау Холле заглядывает в людские дома, добрым людям приносит подарки, а злодеев и нерях сурово наказывает. Но, в отличие от своей хозяйки, сами перхты - существа злобные, и встреча с ними под открытым небом не сулит путнику ничего хорошего. Как правило, в дом перхты проникают через дымоход. <
.........>
Перхта (Перехта, Берхта, Берта, нем. Frau Perchta, Pechtrababajagen - 'Баба-яга Пехтра', чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba) - мифическое существо и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного периодов. Известна южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам.
Перхта связана с соблюдением запретов, особенно на прядение в пост.
Считается, что персонаж, как и его имя, принадлежат немецкой традиции. Перхтой (Бертой) звался персонаж, воплощающий зимний солнцеворот (в Древнечешском словаре Гебауэра Berchta, Perchta даны как варианты имени Bertha, из ст.-нем. Perahtd, Berchte, собственное значение которого 'блестящая, светлая, красивая, возвышенная'). Первоначально она считалась доброй богиней, тождественной Хольде (нем. Holda). Позже их функции разделились, и Перхте «досталась» злая природа и устрашающая функция.
Перхта считалась женским духом в белой одежде. Её день - Двенадцатая ночь (на англ.) или Крещенский вечер. В старых описаниях она имела большую «гусиную» ногу. В этот вечер готовили кашу или пельмени и рыбу.
В фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету. Если они ленились, то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями. Ей особенно нравилось, если девочки перепряли весь свой лён или шерсть.
В Италии аналогом Перхты выступает Бефана, которая посещает всех детей Италии накануне 6 января, чтобы положить в носки конфеты, если они хорошо вели себя в течение года, или угольки, если они себя плохо вели. На день Бефаны я два года назад
была в Венеции, в этот день на канале Гранде устраивается регата сказочных персонажей.
Click to view
С давних времен Рождество считалось временем сказок и добрых духов, праздником света и добра, любви. Рождественские дни полны небывалого волшебства, все ждут какого-то чуда. Рождественские празднования, как и приход самой зимы в разных странах отмечались по-разному. Например, в некоторых странах Европы, зима, а с ней и рождественские праздники начинались в день Св. Мартина - 11 ноября, когда по поверьям вода, оставленная на ночь, к утру могла превратиться в вино, а сам святой в подарок приносил детишкам вкусное печение.
В других же странах Европы рождество ассоциировалось с днем Св. Николая. В канун этого дня дети выставляли свою обувь за порог, клали в нее сено - подарок для коня святого, а тот в свою очередь награждал их за это подарками. В северных странах праздники начинаются со дня Св. Лючии. В ночь на день Св. Лючии все дочери своих родителей готовят сладости, а ночью, когда взрослые спят идут их будить и угощать приготовленными яствами.
В сочельник всегда ждали прихода сказочных и по-особому одетых существ. В Австрии верили, что в Новый год должна появиться Перхта, древний персонаж в религии природы. Увидеть ее трудно, но именно она приносила подарки детям. Перхта внешне чем-то напоминала птицу: из-под балахона из звериной шкуры торчали куриные ноги.
Маска Перхты делалась из вывернутой наизнанку овчины. Вместо носа торчал клюв. В руках у Перхты была метла. Вообще Перхта покровительствовала женскому труду, особенно прядению, следила за порядком в доме, наказывала ленивых прях.
Перхта - демон, предводительница войска мертвых. 31 декабря она со свитой, окруженная детьми, умершими до крещения, шествовала ночью. Среди наших образов нечистой силы есть похожий персонаж - это кикимора.
Маленькая запечная покровительница дома, тоже неравнодушная к прядению, плохо относилась к ленивым пряхам и тщательно следила за чистотой. Кикимора, как и Перхта, то покровительствовала курам, то наоборот - вредила им.
В Чехии одно из любимейших приведений - Белая Дама, ее звали Перхтой. Она родилась в 1429 году в семье знаменитых Рожмберков из Чешского Крумлова. Когда девушке исполнилось 20 лет, властный отец насильно выдал ее замуж. Супруг Перхты оказался настоящим извергом. Перед смертью он раскаялся, попросил у Перхты прощения, но Перхта была неумолима.
В сердцах супруг выкрикнул страшное проклятье: «Чтоб тебе не было покоя даже в гробу! » Вскоре умерла и сама Перхта, а через три года во всех замках рода Рожмберк (всего их в Южной Чехии пять) стала появляться таинственная Белая Дама.
Перхта, в германской мифологии старуха-ведьма, насылающая рождественские бури, воплощение зимы, предводительница демонов "дикой охоты". <
............>
Традиционно, каждый год, в декабре по улицам австрийских городов шествуют группы Перхтов, отгоняющая злых "призраков зимы". Акция называется Perchtenlauf [шествие перхтов] и наследует древнюю традицию народных карнавальных ритуалов.
Одна из теорий связывает шествие пехтов с древненемецким понятием berchtnacht, наследуемым из обрядов праздника Богоявления (Крещения Господня), отмечаемого 6 января. "Berchtnacht" означало "яркая ночь" или "блестящая ночь" из-за того, что в ритуале всегда использовали факела и живой огонь.
При этом в шествии обязательно участвовали хорошие перхты и плохие (красивые и ужасные). А вместо колокола, который был категорически исключен из обряда, использовались ударные инструменты, чаще барабаны, звуки которых отпугивали все плохое от домашнего очага и семьи.
По сюжету несколько слуг ритуала (волхвы или перхты) просыпаются "ни свет, ни заря", и начинают свою подготовку к празднеству. Под громогласные удары бубнов и барабанов, оповещающих город о грядущем событии, процессия двигается к центральной площади, где устраиваются танцы вокруг кострища с жертвоприношением и битвами добрых и злых сил. <
...........>
В каждом регионе традиции свои и маски сответствено - тоже. Ну а в нашем случае в шествие намешали не только группы перхтов как таковых из разных уголков Штирии, но и Крампуса, и святого николая и кнехта Рупрехта...
Кнехт Рупрехт (Рыцарь Руперт, Слуга Руперт) - спутник святого Николая в немецком фольклоре. Он впервые появляется в письменных источниках в XVII веке - как фигура во время рождественского шествия в Нюрнберге.
Традиция утверждает, что он приходит к домам на День святого Николая (6 декабря) и выглядит как человек с длинной бородой, одетый в мех или покрытый соломой. Кнехт Рупрехт иногда носит с собой длинный посох и мешок с пеплом, а на его одежде есть колокольчики. Иногда он едет на белом коне, а иногда его сопровождают феи или мужчины с зачернёнными лицами, одетые в костюмы старух
Согласно традиции, Кнехт Рупрехт спрашивает детей, умеют ли они молиться. Если они умеют, то получают яблоки, орехи, пряники. Если они не умеют, он бьёт детей сумкой с пеплом. В других (предположительно, более современных) версиях истории Кнехт Рупрехт даёт непослушным детям бесполезные, уродливые вещи, такие как куски угля, палки и камни, в то время как хорошо себя ведущие дети получают сладости от Святого Николая. В немецкой традиции он также иногда даёт родителям непослушных детей палку, чтобы бить их, а не конфеты, фрукты и орехи.
Имя «Рупрехт» было обычным для дьявола в Германии, и Гриммы утверждают, что «Пак - такой же домашний эльф, которого мы в Германии называем Кнехт Рупрехт и показываем детям на Рождество…»
По словам Александра Тилле, Кнехт Рупрехт первоначально представлял собой «архетип слуги» и «имел ровно столько индивидуализированного социального статуса и ровно столько небольшой личной индивидуальности, как Ханс Юнкер и Бауэр Михель, символы представителей дворянства и крестьянства страны соответственно». Тилле также считает, что Кнехт Рупрехт изначально не был связан с Рождеством
Кнехт Рупрехт обычно представляется в качестве слуги и помощника святого Николая и иногда ассоциируется со Святым Рупертом
По сведениям из некоторых рассказов, Рупрехт изначально был батраком, в других он является подкидышем, которого Святой Николай воспитывал с детства. Рупрехт иногда хромает - из-за детской травмы. Часто его чёрные одежды и грязное лицо относят к саже, которую он собирает, когда спускается вниз по дымоходу.
Кра́мпус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. Cempr, Krampus, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz) - легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.
5 или 6 декабря Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, - тем самым, он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Считается, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он кладёт ему под подушку уголь или засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Боцен (Больцано)) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.
Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 (нем. Krampuslauf - «День Крампуса») на 6 декабря (нем. Nikolotag - «День Св. Николая») и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками. Часто Крампуса изображают на специальных рождественских открытках (нем. Krampuskarten).
Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая
В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию.
В 1950-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус - порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остаётся популярной. При этом в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.
При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык. Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розог (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной - они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
Click to view
Мне показалось, что ограждение поставили зря. Молодежь, переодетая перхтами, развлекалась, как могла, но ущерба ощутимого зрителям не наносила. Даже дети не оялись, а со смехом проягивали руки, чтобы подержаться за страшного духа. Ну стеганули публику пару раз розгами и цепями, ну сняли шапку, вытащили за шарф на дорогу, рокатили на таратайке - это же безобидно и весело. Как обычно, перестраховываемся не там, где надо. Но праздник веселый, удастся попасть в это время - рекомендую.