Традиционно, каждый год, 5 и 6 декабря по улицам австрийского Тироля шествует группа Пехтов, отгоняющая злых "призраков зимы". Акция называется Perchtenlauf [шествие пехтов] и наследует древнюю традицию народных карнавальных ритуалов.
Созданная в 1999 году группа австрийских пехтов из Тироля сегодня насчитывает 25 человек. На первом месте "Хекс" (ведьма), на втором - "Лауфер" (бегуны), и на третьем - "Тампереры" (барабанщики), которые дубасят костями по старым автомобильным газовым баллонам. Музыка - современная аранжировка древних перкуссионных обрядов, ставшая прекрасным фоном для центрального события шествия - "Hexentanz" (танца ведьм). За пару дней тирольская группа повторяет свое шоу десять раз.
Click to view
Перхты - ряженые, участники различных обрядов и фашинга в Австрии и на юге Германии, устраивающие уличные шествия накануне Рождества и Великого поста.
Фашинг - карнавальная традиция Германии (Fasching, Fastnacht, Karneval) устраивать народные гуляния накануне поста (чаще всего Великого). Однако есть гипотеза, что это языческая традиция, связанная с сакральными проводами смены сезона зимы и весны.
Одна из теорий связывает шествие пехтов с древненемецким понятием berchtnacht, наследуемым из обрядов праздника Богоявления (Крещения Господня), отмечаемого 6 января. "Berchtnacht" означало "яркая ночь" или "блестящая ночь" из-за того, что в ритуале всегда использовали факела и живой огонь. При этом в шествии обязательно участвовали хорошие перхты и плохие (красивые и ужасные). А вместо колокола, который был категорически исключен из обряда, использовались ударные инструменты, чаще барабаны, звуки которых отпугивали все плохое от домашнего очага и семьи.
По сюжету несколько слуг ритуала (волхвы или перхты) просыпаются "ни свет, ни заря", и начинают свою подготовку к празднеству. Под громогласные удары бубнов и барабанов, оповещающих город о грядущем событии, процессия двигается к центральной площади, где устраиваются танцы вокруг кострища с жертвоприношением и битвами добрых и злых сил.
В шествии можно заметить персонажи из сказок и образы доброй и страшной нечисти: демонов, чертей, шутов, городских сумасшедших, ведьм. Так же присутствует Бутц (Butz), своеобразный карнавальный дворник, который освобождает дорогу для шествия, но на площади его поджидает коварная участь. Ему предстоит умереть, после чего устраиваются шумные карнавальные проводы почившего и поминки. Обязательно сжигают символическое чучело.
Маски традиционно олицетворяли женские ипостаси демонического, языческих богинь и животных хищников. А само шествие ассоциировалось с языческим обрядом подготовки к Дикой охоте. Уже в христианскую эру вместе с проводами зимы, стали провожать семь человеческих пороков. В эпоху ренессанса добавлялись сцены из популярных тогда комических сюжетов о неверности жен, обмане торговцев, нерадивости иностранных слуг/военных и прочая сатира. А в ХХ веке стали высмеивать еще политику и шоу-бизнес.
Однако миссия шествия при этом осталась неизменной: все участники процессии так вымаливают у высших сил счастье и благословение в новом году.
Страница в фейсбуке