От Будапешта до его практически пригорода - полчаса езды. Сюда я собираласъ давно, но как-то очень нецеленаправленно, поэтому и доехала вот только сейчас.
Гё́дёллё - город в центральной части Венгрии, в медье Пешт. В городе расположен Королевский дворец, одна из главных достопримечательностей в окрестностях Будапешта. В XVIII веке Гёдёллё принадлежало графу
Анталу Грашшалковичу, советнику императрицы Марии Терезии.
Приехала я достаточно рано, на улице было прохладно и надо было где-то греться. Еще по дороге увидела чудесный особнячок - отель Сисси. Туда и направиласъ проситъ, чтобы накормили - было время завртака. О чем я на пальцах и договорилась с офоциантками.
Комнат отеля не видела, но рискну предположить, что они не менее уютны и чопорны, чем зал для завтраков.
Завтрак порадовал, цена не огорчила, а название фирмы-владельца вызвало улыбку. Общество с ограниченной ответственностъю "К и К монархия". И это - в вечно бурлящей и свободолюбивой Венгрии. В австрии фирма с таким названием вряд ли возможна.
История замка Гёдёлле и его основания крайне интересна. Ведь, как правило, населенные пункты возникают как-то сами по себе, возле крепости. Или же простая деревенька разрастается, превращаясь в полноценный город. Однако замок Гёдёллё был построен по приказу советника Марии Терезии, графа Антала I Грашшалкович. Будучи яро верующим католиком, он хотел, чтобы рядом с ним жили приверженцы того же религиозного течения. Именно поэтому архитектор получит задание: создать несколько уютных домиков для исповедовавших католицизм колонистов из Германии. Граф заботился о переселенцах до своей смерти, а затем его сменили дети и внуки. <
.........>
В 1763 году этот небольшой город, о котором так заботился граф Антала I, стал более интересен для торговцев. В нем позволили устраивать ярмарки, а, значит, выгода могла быть большой. Род благодетелей, Грашшалковичей, прервался в 1841, но жить в Гёдёллё от этого хуже не стало, ведь владение перешло к императрской семье, а, значит, город был под ее опекой.
Кстати сказать, семейство Гращалковичей "подарило" императорском дому не только этот дворец - королевская резиденция в Братиславе - это тоже дворец Грашшалковичей.
Спустя двадцать шесть лет, в 1867 году, замок Гёдёллё превращается в летнюю резиденцию императрицы Елизаветы (Сиси). Дворец Грашшалковичей был построен по проекту архитектора Андраша Майерхоффера, родом из Зальцбурга. Сначала основной здание было совсем небольшим: бальный зал да графские покои. Однако через некоторое время появилась часовня (она, к счастью, сохранилась и до наших дней), а затем пристроили различные дополнительные корпуса, оранжерею и даже театр. Конечно, все это было построено далеко не сразу. Так, современный облик роскошный дворец Грашшалковичей приобрел только при внуке основателя Гёдёллё.
Строительство дворца началось в 1733 году по проекту архитектора А. Майерхоффера, строительство и отделка внутренних интерьеров продолжалось более 25 лет, вплоть до 1760 года. Дворец стал одним из шедевров венгерского барокко и образцом для архитектурного подражания. Вокруг дворца был разбит громадный парк. Параллельно возводились и дома колонистов, которые заселяли переселенцы, в основном, из католических земель Германии. На сооружение и отделку главного здания ушло около 30 лет, впоследствии дворец несколько раз менялся и в итоге приобрел форму буквы U. В 1749 году в замке уже имелись конюшни, роскошная приемная, богато украшенные покои и небольшая часовня в северной части здания. Тогда же начались работы по созданию парка.
Королевский дворец Грашшалковичей в этом небольшом городе по праву считается роскошным и величественным. Он построен едва ли не в изящнейшем стиле - барокко. Этот стиль ассоциируется с XVIII-XIX веками. Действительно, этот замок Геделе был построен в XVIII веке - и вся атмосфера торжественности и роскоши, присущая королевским покоям того времени, сохранилась и по сей день. Особое очарование городку придает немногочисленность его населения - всего около тридцати тысяч человек.
После завершения строительства императрица Мария Терезия посетила Гёдёллё, ей был оказан роскошнейший приём. В 1763 году Гёдёллё получил право на проведение ярмарок.
В 1841 году линия князей Грашшалковичей пресеклась, в 1867 году дворец перешёл императору Францу-Иосифу и его жене Елизавете «в качестве коронационного подарка от венгерского народа». Августейшая чета превратила Гёдёллё в свою летнюю резиденцию и переименовала его в Королевский дворец. За скупой строчкой историков спрятаны на самом деле страсти-мордасти.
Неврастеничка Сисси при всей своей ветрености не гнушаласъ деньгами и любила роскошь. А еще она любила Венгрию. И на этот замок заглядываласъ давно. Но времена для монархии были тяжелые, еще жив был отрекшийся от престола каизер Фердинанд и соответственно основные деньги монаршей семъи были в его руках, а правящий император вынужден был экономить. Соответственно на очередной каприз супруги - хочу вот этот дворец - он вынужден был ответить отказом.
Это было в политическом смысле достаточно тяжелое время - время неурядиц и беспорядков в венгрии, время дробления империи на австрию и венгрию, к которому свои руки приложила несносная и эгоистичная императрица. Время коронации венценосной пары в будапеште и апогей увлечения императрицы английской охотой. По этому принципу и присматривался замок - вокруг расположены шикарнейшие охотничьи угодъя. отношения между августейшим монархом Францем Иозефом и венграми были более чем натянутые, а тут такая возможностъ влепить оплеуху с улыбкой - и венгры подарили дворец императрице в качестве свадебного подарка.
В 1920-1944 годах дворец принадлежал Миклошу Хорти, регенту Венгрии. Во время Второй мировой войны дворец был полуразрушен и в дальнейшем пребывал в запустении и медленно разрушался, его часть использовалась под дом престарелых, часть - под склады. После второй мировой войны во дворце дислоцировались небольшие воинские подразделения Южной группы войск ВС СССР : топографический отряд, отдельная рота связи, склад средств связи с ремонтной мастерской. Численность подразделений постепенно сокращалась, и в 1990 году последнее подразделение было выведено с территории дворца. <
..........>
Сам город вокруг дворца был полностью перестроен и застроен, в основном, безликими типовыми домами эпохи социализма. В 1994 году началось постепенное восстановление находящегося в ужасном состоянии дворцового комплекса. К 2007 году полностью отреставрированы центральный корпус и его внутренние интерьеры, продолжаются работы в боковых флигелях и павильонах парка.
Строение признано вторым по величине дворцовым комплексом после Версаля. Общая площадь замка - 17 тысяч кв. метров, а прилегающий парк занимает 29 гектаров.К открытию собирается неимоверное количество народа, но пугаться не стОит. Не все они стоят в кассу - организованные автобусные экскурсии проходят со своим экскурсоводом прямо в замок.
Касса - справа, гардероб - слева. Гардероб обязателен и бесплатен. В замке тепло и верхняя одежда только мешает. Фотографировать запрещено от слова совсем. Все фотографии - мои (мы же помним, что запрет на сьемку вызывает у меня горячее желание таки наснимать пару кадров).
Цены на мой взгляд необоснованно высокие. Не стОит все это таких денег.
Материалов на русском практически не предлагается, но кое что на кассе нашла.
Как и большинство венгерских дворцов, замок Геделе выстроен в стиле барокко, причем этот стиль сохранен полностью, без вкрапления каких-либо иных архитектурных элементов. Дворец Гршшалковичей именно в силу своей стилистической завершенности стал образцом для проектирования и строительства многих венгерских замков.
Сегодня здесь можно посетить приемную, парадную лестницу, парадный зал и центральное здание дворца. Кроме того, не так давно стали доступны для посещения два вновь реконструированных крыла - Гизеллы и Рудольфа. Реставраторы любовно восстановили обстановку покоев императора: здесь вы увидите настоящую мебель 18-19 веков, антикварные предметы, картины и скульптуры, которые являются «визитной карточкой» дворца. <
.......>
После изгнания Османов в Венгрии сформироваласъ новая аристократия начиная с конца 17 и с начала 18-ого столетия. К одному из самых значительных его представителей принадлежал Antal Grassalkovich I., который поднялся из низшего хорватского поместного дворянства до Венского двора и принадлежал к доверенным лицам Марии Терезии.
Grassalkovich приобрел земли Gödöllő у их прежних владельцев между 1723 и 1748 и начал в 1735 строительство замка. Замок сооружался как трехфлигельное здание, которое окружает еще сегодня внутренний двор. Здание в течение 10 лет до 1745 и расширялось, затем с 1746 по 1749 и еще раз с 1752 по 1759. Марию Терезию и графа связывали дружеские отношение, и для императрицы была обустроена во дворце анфиллада комнат, когда она гостила в нем в 1751.
Граф умер в 1771 и оставил владение своему единственному сыну, Antal Grassalkovich II., который в 1784 был возведен в княжеское достоинство. Тем не менее, он не имел большого интереса к отдаленной недвижимости и имел выбрал своей резиденцией Вену и Братиславу, тогдашнюю венгерскую столицу. В Gödöllő он заказывал инициировал несколько перестроек, но управлял замком в это время преимущественно управляющий. С 1789 он построил дворец Grassalkovics в Вене.
Сыну не хватало экономических способностей отца и когда-то богатое владение все больше обрастало долгами, которые перешли в 1794 к наследнику Antal Grassalkovich III. Молодой князь еще увеличивал гору долгов, и земли Gödöllő были переданы с 1796 под принудительное управление. Только с 1820ых годов Antal Grassalkovich III. стал чаще бывать в Gödöll ő, который он едва ли использовал раньше. В это время он велел перестроить старый барочный сад в ландшафтный парк и принимал здесь часто реформатора István Széchenyi.
Князь умер в 1841, не оставив наследника мужского пола, вследствие чего Grassalkovichs вымерли по мужской линии; его вдова, последняя княгиня Грассалькович, была погребена 27 декабря 1864 в Gödöllö. Все еще находящийся под принудительным управлением замок перешел в женскую наследственнную линию семьи Viczay. В 1849 замок служил венгерскому революционному борцу Lajos Kossuth и его войскам как база на короткий срок. С 1850 по 1851 владение было продавано банкиру Георгу Симону фон Сине, после его смерти земельный участок в 1864 попал в бельгийский банк.
В 1866 замок служил как военный госпиталь для раненых солдат Немецкой войны. В это время австрийская императрица Елизавета впервые посетила замок и выразила желание приобрести его, что не встретило одобрение императора
В 1867 был год австрийско-венгерского соглашения, по которому Габсбурги были утверждены на венгерском королевском троне. 15 марта года правительство принесло клятву верности Францу Йозефу I и 8 июня года произошла коронация в Буде. Старый замок Grassalkovich’, к которому королева проявила интерес, был приобретен венгерским государством и передан как подарок по случаю коронации королю и его жене. По поводу коронации замок реставрировался и перестраивался и парк засаживался. По-новому запланированная тогда железнодорожная линия прошла мимо замка и для королевской семьи был обустроен собственный салон ожидания. Теперъ понятно, почему железнодорожные пути проходят почти вплотную к замковой стене.
"25 августа 1866 г. возобновились австро-венгерские переговоры, однако они вновь зашли в тупик из-за неуступчивости главы австрийского правительства Р. Белькреди, пытавшегося урезать права Венгрии. Лидеры венгерских либералов Ференц Деак и граф Дьюла Андраши обратились к Елизавете с просьбой оказать содействие в организации встречи с императором и в согласовании спорных вопросов в будущем соглашении о предоставлении Венгрии автономии в рамках империи. Елизавета, которая ранее не проявляла никакого интереса к политике, неожиданно для супруга и его окружения стала убеждать всех, что необходимо пойти на уступки и договориться с венгерской элитой.
При этом она указала на людей, (графа Дьюла Андраши и Ференца Деака) с кем следует вести переговоры, чей авторитет признается большинством венгерской общественности. Благодаря вмешательству Сиси граф Дьюла Андраши и Ференц Деак были приняты императором. После встречи переговоры сошли с мертвой точки и успешно продвигались к завершению. Вел переговоры от правительства империи его глава Бойсту, а от венгерской делегации - граф Дьюла Андраши. После того как все разногласия были устранены, 17 февраля 1867 г. главой правительства Венгрии был назначен Дьюла Андраши, в состав нового венгерского правительства вошли и другие лидеры либералов, Этвеш и Лонияи.
15 марта 1867 г. было заключено соглашение, согласно которому империя преобразовывалась в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию, вводилось конституционное правление, и Венгрия получала автономию в решении своих внутренних вопросов. На основе этого соглашения Австрийская империя была переименована в Австро-Венгерскую. Граница между двумя частями империи устанавливалась по реке Лейте (отсюда название Австрии - Цислейтания, а Венгрии - Транслейтания). В состав в Транслейтании, помимо Венгрии, входили Трансильвания, Хорватия, Словения, Воеводина, Банат, Словакия, Закарпатская Украина и порт Фиуме (Риека). Австрия и Венгрия получали свои самостоятельные законодательные учреждения. Австрийский император являлся в то же время королем Венгрии. Функции общеимперского правительства были ограничены вопросами финансов, военными и внешней политики, все остальные вопросы переходили в компетенцию правительств отдельных государств.
Одиннадцать месяцев спустя после коронации, 22 апреля 1868 года Сиси родила во дворце Геделле третью дочь Марию Валерию. По мнению историков, триумф с коронацией и успех в Венгрии вновь объединил императорскую чету, и уклонявшаяся от исполнения супружеских обязанностей Сиси в порыве радости вновь стала допускать императора в спальню." <
...........>
С тех пор летняя резиденция императорского двора перенеслась в Гёдёллё и это была исключительно заслуга Сисси. В этот период были построены конюшни, ведь императрица была знатной наездницей и очень любила лошадей. Комнаты дворца стали более комфортными, да и обстановка в замке стала более роскошной. Да именно Елизавета вдохнула в этот дворец жизнь, пронизала его своим духом, оставила в нем частичку своей души. Будуар Елизаветы, был восстановлен практически точь в точь, каким он был при ней: стены, гардины, мебель - цвета фиалок (любимый цвет императрицы), портреты Сисси с ее любимыми собаками и лошадьми, бюсты императрицы, фотографии…<
.............>
Историки подсчитали, что в Гёдёллё Елизавета провела 2000 ночей. Она наслаждалась свободой, верховыми прогулками. Застать во Дворце ее можно было только по утрам, когда она в течение трех часов занималась своим туалетом и изучала венгерский язык.
Она часто и надолго приезжала в Гёдёллё: в 1868 г. она провела там две трети года, говорили сердито венцы. Она даже сумела донести до мужа прелесть своей новой резиденции. Франц Иосиф любил бывать с женой за городом, отдыхать. «Он находит тут, - говорили в народе, - убежище, где можно обрести покой, когда венцы выведут его совсем из себя». Маленький замок нравился супругам и еще сильнее сблизил их.
Австрийская столица тут же осудила редкие отлучки императора и обвинила его в том, что он уступал требованиям жены. Было достаточно провести несколько дней в Гёдёллё, чтобы придворные начали жаловаться: «Император поссорился со своим помощником из генеральского лагеря, не приехал в город ни позавчера, ни сегодня. Боюсь, что он стал ненавидеть Вену из-за любви к Сиси».
В глазах венцев, демонстрируя любовь к Венгрии, императрица совершила провокацию. Их очень злило, что именно там она решила родить последнего ребенка. Венгры надеялись - и даже были убеждены, что мальчик будет королем совершенно независимого народа. Слабое утешение для австрийцев! 22 апреля 1868 г. в замке Буды на свет появилась девочка Мария Валерия. Ее приветствовали, называя «даром короны», который государыня сделала своему народу.
Когда Елизавета отбывала из венгерской резиденции в Хоффбург, она якобы произнесла следующие слова, сочтенные скандальными: «Я уезжаю, но вернусь домой позже осенью». Венцы задохнулись: значит, теперь родина императрицы - Венгрия, дом в Буде или Гёдёллё, а остальные владения монархии, значит, стали заграницей! Похоже, она любила исключительно венгров. Она не только сохранила приверженность своему окружению, которое набрала из венгров, но «подчистила» его, когда отослала первого наследного камергера эрцгерцогини Софии, заменив его бароном Нопчей, и дополнила Марией Фештетич список своих фреилин. <
..........>
Интересно, что русский и западный мир смотрит на дворец совершенно разными глазами. В австрии никогда не было Зимнего дворца и Петергофа. И "чистенько но бедненъко", присущее по большому счету и Хофбургу с Шёнбрунном, приучило воспринимать дворцы как стаусное помещение монархов. Есть там позолота иили нет. Наш человек видит все иначе.
"Двухэтажное здание под черепичной крышей имеет все полагающиеся опознавательные знаки стиля барокко, так хорошо соответствующего дворцово-имперской тематике: восьмигранный купол высок и строен, хитрых очертаний фронтон украшен гербом, четыре пары колонн при входе. Войдем? И сразу за дверью прислушаемся к своим чувствам. Испытывает ли посетитель Королевского дворца в Гёдёллё благоговение? Не очень… Восторг? Вряд ли… Державинская строчка про «великолепные чертоги» не подходит к этим интерьерам, хотя и картины в золоченых рамах висят по стенам, и сияющие люстры спускаются с потолка.
Дело, как видно, не в наборе предметов, а в том, как эти предметы, и залы, где они расположены, и комнаты, эти залы окружающие, использовались их хозяевами. Стоит оглядеться по сторонам, войдя в очередное дворцовое помещения с бледно-лиловыми стенами и фиолетовыми занавесями, и становится ясна разница между Версалем и Петергофом с одной стороны, и Гёдёллё - с другой, между «старым порядком» и девятнадцатым веком. Те резиденции, целиком, сверху донизу - напоказ. На публику. Жить в них сложно. Они и строились не столько для жизни, сколько для репрезентации абсолютной власти и абсолютного - на равных с Солнцем - могущества. В тех дворцах не было туалетов, и помещений, где августейшие особы могли бы остаться в одиночестве. Замечательны жалобы Екатерины II, которая не может в собственном дворце навестить собственного же фаворита князя Григория Потемкина без того, чтобы этот визит не остался незамеченным десятком слуг: «Я искала к тебе проход, но столько гайдуков и лакей нашла на пути, что покинула таковое предприятие». Более того, судя по ее письмам, придворные дамы не отказывали себе в удовольствии полюбоваться украшениями государыни и в ее отсутствие посещали «бриллиантовую комнату», что, казалось бы, противоречит всем нормам и порядкам. Чтобы оценить сдвиг, произошедший в европейской культуре между временами Петергофа и Гёдёллё, смотреть надо не на картины в золоченых рамах и не на обитые бархатом кресла. А, например, на двери. В больших императорских резиденциях, в том же Петергофе, в Царском Селе, в Зимнем дворце, двери - еще одна декоративная деталь. Они торжественны, нарядны, украшены золотыми орнаментами и - главное! - вечно распахнуты настежь. Они не столько отгораживают друг от друга разные помещения, сколько связывают их между собой, делая всё здание проницаемым, всё - обозреваемым, всё, до спальни монарха, до «бриллиантовой комнаты» императрицы - выставленным напоказ.
Двери Гёдёллё созданы для того, чтобы быть закрытыми. Они ниже, скромнее, спокойнее. Двери тех больших императорских резиденций, как, впрочем, и окна, и зеркала, и лестницы, пропорциональны и сомасштабны всему дворцу, и даже более того - империи. А двери Гёдёллё - отдельному человеку, самое большее - семье. В распоряжение императорской четы были, конечно, и «традиционные», унаследованные от прежних монархов дворцы - парадный венский Ховбург с его двумя тысячами шестьюстами залами и комнатами, очаровательный Шенбрунн. Но и Гёдёллё - тоже было, причем для императрицы Елизаветы как раз этот неофициальный, не очень торжественный и не слишком помпезный дворец и был самым любимым. Супруг ее о своих чувствах предпочитал помалкивать, да подданные и не спрашивали. <
.........>
Замок был одним из любимых местопребываний Елизаветы в определенный период, она ненавидела строгий императорский двор в Венском замке Schönbrunn и дворце Хофбург. В Gödöllő она могла вести в стороне от протокола и придворного церемониала более свободную жизнь, чем в австрийской столице. До своей смерти в 1898 она здесь провела больше чем 2000 дней, преимущественно весной и осенью. Городок испытал из за регулярных посещений королевского дома экономический взлет и Gödöllő стал популярной летней дачей Будапештского высшего дворянства до конца 19-ого столетия. После убийства Елизаветы Франц Йозеф посещал замок все реже, в последний раз он приезжал сюда в 1911. Наследник Карл I только на короткое время задержался в Gödölő, в последний раз в октябре 1918 и события проигранной Первой мировой войны сделали возвращение невозможным.
Хотя замок был запланирован во время строительства уже как придворная резиденция, тем не менее основное крыло защищалось по соображениям безопасности с низкими бастионами в направлении города, окна первого этажа снабжены решетками и угловые павильоны, украшенные с 1758 мансардными крышами, первоначально были оформлены как низкие башни.
Против обычной классификации барочных замковых строений, в которых почетный двор раскрывается в направлении города и центральное крыло здания непосредственно указывает на сад, этот принцип в Gödöllő обращен в противоположность. Corps de Logis образует также и здесь центр комплекса, но почетный двор и окружающие его боковые флигели указывают на сад, в то время как передний фасад здания предстает в направлении города.
Основное крыло всего лишь трехэтажного строения образует центральный корпус здания, из которого исходят на север и к югу обрамляющие почетный двор боковые крылья. Центральный корпус здания рассекается в его центре высоким, купольно-коронованным ризалитом, который содержит центральный зал и основную лестничную клетку. Коронующие здание купола - это чистая архитектурная декорация, ни на востоке расположенный зал, ни на запад направленная лестничная клетка не располагают соответствующими сводами. Купола повторяются в упрощенном исполнении на угловых павильонах со стороны сада. Портал замка создан как проезд в сад, лестницы ведут отсюда к внутреннему расположенному перед залом вестибюлю. Из центрального корпуса здания можно попасть на почетный двор 1000 м ² , который ограничивается обоими боковыми крыльями. Этот сооруженный с 1735 по 1745, подковообразный строительный ансамбль образует основу замка и содержал после передачи императрице в 1867 жилые помещения Франца Йозефа (в северном крыле) и Елизаветы (в южном крыле).
В верхнем этаже находятся представительские жилые помещения и салоны замка, в то время как первый этаж преимущественно отводился экономическому пространству и гостевым помещениям. В королевское время замок имел более 136 жилых помещений, из которых 67 помещений использовались для размещения служащих. Замок был оснащен в 19-ом веке всем современным комфортом, в 1874 здесъ было установлено газовое освещение, в 1898 электрический свет. Дополнительно к каминам и печам существовало калориферное отопление.
Из эпохи Grassalkovichs едва ли что сохранилось из обстановки. Меблировка королевского периода также не сохранилась в полном обьеме - пропала большей частью из за грабежей или недостаточного ухода. Замковый музей поставил себе задачей собрать подлинные части королевского времени и, если возможно, более ранние предметы обстановки для коллекции.
Сегодня реконстрованы и открыты для посетителей 26 помещений замкового музея. Они соответствуют в цветах и драпировке состоянию на 1867 год. Выставленная меблировка, так же, как и лепка, преимущественно в стиле рококо и необарокко.
К самым значительным помещениям замка относятся оформленный в бело-золотых тонах 166 м ² большой зал рококо в среднем ризалите и устроенная по поводу ее посещения в 1751 "комната Марии Терезии", которая служила позже спальней королеве Елизавете. построенный для 100 зрителей замковый театр - это один из старейших сохранившихся театров Венгрии, хотя он был разрушен в 1867 и снова реконструирован только в ходе ремонта в 1986. Сегодня придворная церковь в северном крыле замка служит также приходской церковью города Гёдёлльő.
Венгерский период был завершающим в фанатической любви императрице к скачкам и верховой охоте. Ее любимой забавой была охота на лис - неудивительно, если учесть что императрица превосходно держалась в седле. Она даже брала уроки у профессиональной цирковой наездницы и училась выполнять сложные трюки. Хотя я бы определила это как желание быть первой и блистать. Первая леди империи не ценила своего положения первой по положению, а первой быть хотелось.
Во время одного из визитов в Англию в проводники ей был назначен молодой офицер,
капитан Джордж Миддлтон. Гордый и независимый, он поначалу не придавал внимание тому факту, что его компаньонкой была сама австрийская императрица. Мало ли, будто мы императриц не видали. Такое отношение позабавило Элизабет, которая постаралась очаровать молодого человека, и ей это удалось. На тот момент ей было 39, ему 30, что не могло не льстить ее самолюбию. У императрицы хватало нахальства постоянно упоминать капитана Миддлтона в письмах к мужу, но Франц Иосиф на провокации не поддавался. Зато когда в Лондон приехал Рудольф, во время приема он очень демонстративно повернулся к Миддлтону спиной, тем самым дав понять, что именно он думает обо всем об этом. Отношения Миддлтона и Элизабет длились 6 лет. Когда Елизавете пришлосъ отказаться от поездок в Англию, охотничьи забавы бали перенесены в Гёдёллё. Лошади из английских конюшен были также перевезены сюда (а для охоты и прогулок Елизавета держала около сотни чистопородных лошадей). <
..........>
В Гёдёлё же был приглашен и Миддлтон, где ему пришлосъ столкнуться с множествомчестолюбивых венгров - великолепных наездников и ловеласов. Когда Гёдёллё превратился в базу для английской охоты на лис, сюда перестал приезжать Франц Иозеф - он не охотился верхом.
полуподвалъный этаж на выходе очень напомнил дворец Рундале под Ригой. Кстати в полуподвальном этаже расположено историческое фотоателье, где выдают исторические костюмы. Было, к сожалению, закрыто. Сувенирная лавка продает фарфор фабрике Херендта. Дорого. А мне пора домой, впереди добрых 400 км пути.
Click to view