Quo Vadis

Jul 28, 2015 00:05



Когда заканчивается череда праздников, на сердце и грустно и радостно. Грустно, что праздники ( данном случае- такой насыщеный отпуск) закончились, и , даже не отдавая себе в этом отчета, радостно и с облегчением - за неделю пробежать такой кулътурный марофон все-таки тяжело и уже хочется покоя и тишины.
Это я так себе думала, мееееедленно и без спешки выехав после завтрака из Аизенштадта в сторону Граца. И надо же было этому указателю попасться на глаза....


И свернуть-то - ну подумаешь, 50 лишних километров, а потом столько же назад, для бешеной собаки, как известно, сто километров - не расстояние. Ну и свернула. Найденная в сети карта паломничества ценна тем, что показывает высоты маршрута - дорога дейстительно , вся - серпантин высокогорный. Моя коняшка доехала взмыленной.


Так вот, значит, Мария Цель. Удивительно, с моей-то любовью  сакральным сооружениям. что я до сих пор не выбралась в главмый поломнический собор страны.
Тут вспомнилось (спасибо Pенате renatar, навела на мысль), что мысли и планы по поводу этой базилики были - о чудо - мной даже озвучены, то бишь описаны в июне 2011 ( Темыч loboff, с тобой беседовала). Не прошло и пятилетки. А кажется - целая жизнь.


Мысль о Мария-Цель забылась, отошла на второй план. Но поскольку я была таки намерена лично осмотреть, особенно читать об этом месте специально не стала чтобы как обычно не портить впечатления. И ожидала , если честно, увидеть нечто. Такое, что дух захъватывает. у раз уз у меня от Мария Трост в Граце дух захватило. Картинок - ну вот так случилось, не попадались мне - главной церкви страны не видела.


Мысль о Мария-Цель забылась, отошла на второй план. Но поскольку я была таки намерена лично осмотреть, особенно читать об этом месте специально не стала чтобы как обычно не портить впечатления. И ожидала , если честно, увидеть нечто. Такое, что дух захватывает. Ну раз уз у меня от Мария Трост в Граце дух захватило. Картинок - ну вот так случилось, не попадались мне - главной церкви страны не видела.


И вот, приезжаю это я, вся такая просветленная и вдхновленная , слегка в мыле после жутких горных дорог - жутких для моей коняшки, впихиваю машину на стоянку - платную разумеется, и не просто платную, а очень неслабо-платную, по воскресеньям-то, и начинаю оглядываться в поисках того, ради чего приехала. Странно , что базилика не видна. Это потом я поняла, что подьехала с неверной стороны и этим убила все впечатление.


Главная достопримечательность - Базилика Рождества Девы Марии, крупнейший паломнический центр Австрии, национальная святыня.


Базилика Рождества Девы Марии, часто употребляется также название Базилика Мариацелля (нем. Basilica Mariä Geburt , нем. Basilika von Mariazell) - католический храм в городе Мариацелль, Австрия, федеральная земля Штирия. Известен как место хранения деревянной фигурки Богородицы, называемой «Magna Mater Austriae» (Великая Мать Австрии), почитаемой как национальная святыня. Церковь носит почётный титул «малая базилика». Главное место католических паломничества в Австрии. Памятник архитектуры.


Про базилики и с чем их едят я уже пыталась рассказывать. Ну вот например тут.


В 1103 году земля, на которой ныне стоит Мариацелль, была отдана монахам бенедиктинского монастыря из деревни Санкт-Ламбрехт. Согласно преданию в 1157 году монах Магнус построил здесь келью для себя и часовню для чудотворного образа, а впоследствии к нему присоединились другие монахи, положив, таким образом, начало новому городу. Точная дата постройки церкви Мариацелля неизвестна, приблизительная датировка указывает на начало XIII века.


Похоже на то, что базар, существуущий вокруг церкви, сохранился из средневековья. Центром деревенской жизни была церковь, а вокруг ее, как я это уже видела в том же Нюрнберге, зарождался базар.


Деревня.. Ой, простите, город, местечко имеет статус города. Так вот, город имеет естествено свои местные народные промыслы. Главное, конечно - ликеры и тульские пряники. Сам город очень мал - пара улиц и Главная площадь, на которой возвышается паломническая базилика с мрачной готической башней среди башен в стиле барокко.


Церковь была основана на месте часовни, которую возвёл монах Магнус в 1157 году. Первое упоминание о церкви Мариацелля, построенной в романском стиле, относится к 1243 году, алтарь, посвящённый Деве Марии, был освящён в 1266 году. Главным инициатором возведения романской церкви на месте маленькой часовни был маркграф Моравии Владислав III, который, по преданию, исцелился от тяжёлой болезни после молитвы перед чудотворной скульптурой.
В 14-ом веке возникла готическая церковь с острым порталом над входом и башней высотой 90 м, сегодняшней средней башней. В ней находится с 1950 года самый большой колокол Штирии весом 5702 кг.


Все Габсбурги регулярно посещали эту святыню. Здесь приняла свое первое причастие императрица Мария Терезия. Теперь по стопам австрийских монархов к базилике приходят многочисленные паломники. В городок постоянно прибывают верующие, желающие прикоснуться к прекрасной статуе Богородицы с Иисусом на руках. Мариацелль является одним из наиболее посещаемых мест паломничества в стране. Ежегодное число желающих увидеть святыню сравнимо лишь с мессами, проводимыми Папой Римским во время его зарубежных визитов.


Традиция совершать паломничество в Мариацелль берет начало в XII веке. Массовый характер этот процесс начал приобретать с 1330 года, когда суды стали накладывать на преступников обязанность совершать паломничество в знак искупления грехов.
С XIV-XV веков в число паломников входят уже не только австрийцы. Значительную часть составляют венгры, чехи и жители других, соседних с Австрией стран. Во время Контрреформации Габсбурги придали Мариацеллю статус национальной святыни. Но было время, когда император Иосиф II, наряду со множеством монастырей Австрии, распустил монастырь в Мариацелле, а также запретил паломничество, но запрет вскоре был снят. В настоящее время паломничество в Мариацелль совершает около одного миллиона человек в год.


По легенде, город возник еще в 1157 году. Его основателем стал монах Магнус, которого для оказания духовной поддержки местным жителям в здешние края прислал Откер - настоятель бенедиктинского монастыря святого Ламбрехта (St. Lambrecht). Он разрешил монаху взять с собой в длинную дорогу небольшую (всего 48 см высотой) статуэтку Девы Марии, вырезанную из липового дерева. Вечером 21 декабря на дорогу прямо перед Магнусом обрушилась огромная скала, полностью преградившая ему путь. Тогда монах с молитвой обратился за помощью к Божьей Матери, и скала разломилась пополам, образовав проход. Когда Магнус добрался до цели, он обустроил небольшую часовенку для чудотворного образа: поставил статуэтку на пень, над которым соорудил навес. В честь “Марии в келье” и назван городок Мариацелль. Магнус построил рядом келью для себя, а впоследствии к нему присоединились другие монахи бенедиктинского монастыря, таким образом положив начало новому поселению.
Согласно легендам, история храма и самого города Мариацелля связана с именем монаха Санкт-Ламбрехтского бенедиктинского монастыря Магнуса. По одной из них, он был послан с религиозной миссией в подаренные монастырю новые земли. В качестве талисмана путник взял с собой вырезанный из липы образ Пресвятой Девы. На дороге посланника общины встала неприступная скала, полностью перекрывшая проход. Страстная молитва монаха перед скульптурой Богородицы была вознаграждена чудом - скала сама собою раскололась. Изумленный и преисполненный благодарности Магнус на месте проявления высшей милости построил часовню, в которую поместил дивотворную фигурку, и келью для себя.
Второе предание повествует, что бенедиктинец сам решил уйти из монастыря и стать отшельником. В лесу ему явился образ Девы Марии и указал место для скита. Рядом с жилищем, под липой, монах установил статую Богородицы, для которой позже охотники и пастухи возвели капеллу. Происходили эти удивительные события в середине XII века.


В XIV веке по инициативе короля Венгрии Людовика Великого (Это который Лаиош великий, которого так почитают в Венгрии) романская церковь была полностью перестроена в готическую. Новое здание церкви венчалось 90-метровым шпилем. Храм дважды горел - в 1420 и 1474 годах.


В XVII веке император Фердинанд III выделил большую сумму на новую перестройку церкви. Перестройка проходила с 1644 по 1683 год под руководством итальянского архитектора Доменико Шассиа и привнесла в готическое строение многочисленные барочные элементы. Новый барочный интерьер церкви создавал знаменитый архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах.


Фишер фон Эрлах сильно ощущается внутри. Снаружи им и не пахнет.


В 1907 году мариацелльской церкви был присвоен почётный статус «малой базилики». С 1992 по 2007 год в церкви проводилась глобальная реставрация. В 1983 году паломничество в Мариацелль совершил папа римский Иоанн Павел II, а в сентябре 2007 года - Бенедикт XVI


Архитектура церкви сочетает в себе готические и барочные черты. Фасад церкви представляет собой оригинальную композицию центральной готической части, с главным входом внизу и колокольней, и боковых башен, характерных для итальянского барокко.


Перед главным входом расположены две скульптуры в полный рост, созданные мастером Бальтазаром Молом в 1757 году. Слева от входа - статуя Людовика Великого, короля Венгрии, а справа - Владислава III, маркграфа Моравии.


Картины говорят о том, что портал был цветным. Но он и однотонный достаточно внушителен.


Когда в 1978 году кардинал Кароль Войтыла стал Папой Римским, Восточную и Западную Европу разделял «железный занавес». Уже тогда Иоанн Павел II высказался о том, что Европа должна дышать двумя легкими. Во время первого визита в 1983 году в Австрию он напомнил христианам страны об их совместной ответственности за будущее Европы, а в 1998 году призвал Австрию выполнить роль моста между католиками Центральной Европы.


Откликнувшиеся на этот призыв австрийские католические организации решили организовать Католические дни Центральной Европы, которые проходят с 2002 года.

 

Это уникальное архитектурное творение не избежало пожара. Он вспыхнул в 1827 году, жертвой его стала крыша храма, а также крыши башен, но интерьер храма по большей части каким-то чудом огня избежал.


Бывший когда-то готическим, а потом ставший барочным центральный неф церкви имеет длину в 42 метра, его ширина - 20 метров, а высота - 19 метров. Однако общая длина собора представляет впечатляющие 84 метра, а ширина - 30 метров.

 

Подошла я к внушительным вратам и крякнула от досады. Главное - в шляпе, ага. И в полуглой маечке, а в сумке как назло никакого шарфика плечи прикрыть и на пороге никаких бумажных кафтанчиков не выдают. Хреново быть дурочкой. До машины идти ну совершенно в лом. Пока буду ходить, время стоянки закончится.

 

Сделала вид, что я не местный. На знаки с перечеркнутым фотоаппаратом народ внимания давно уже не обращает, все кругом ходят. снимают. Ну и я пристроилась, по стеночке, по стеночке. Видимо приезжих было больше нежели верующих. Даже замечание никто не сделал. Хотя я, в ощем, старалась не светиться.


Скамейки . Без их не обходится ни одно посещение церкви. А плитка на полу!!!! Вы когда-нибудь видели подобную в церкви?


В интерьере храма выделяется центральный алтарь из чистого серебра - шедевр барочного искусства, созданный Фишером фон Эрлахом. В боковых нефах базилики располагаются двенадцать часовен со своими алтарями.

 

Сложная и очень изящная лепка напомнила Зальцбургский домский собор (Наташ nmiddle , Здесь проходят невероятноо симпатичные рождественские базары, но моя машина по снегу сюда вряд ли заберется.).


В базилике находятся 4 органа: Венский, Мариацеллъский, Конрад и орган Марии. Над входом раположен основной орган, Венский.


Йозеф Гайдн посвятил паломничеству в Mariazell две мессы: Missa Cellensis в честь вознесения девы марии. XXII:5 (1766-73) и Missa Cellensis Вознесение. XXII:8 (1782).


Наиболее старая часть здания - часовня Милосердия, в которой хранится чудотворная скульптура. Алтарь для нее был изготовлен мастерами из немецкого Аугсбурга, а серебряная решетка по заказу Марии Терезии была создана венским специалистом Й. Вагнером в 1750 году.  Но в самую переднюю алтарную часть я пройти и не рискнула, да и проход был загорожен решеткой - шла какая-то служба


В сокровищнице церкви хранятся предметы церковного быта, настоящие произведения искусства, - дарохранительницы, облачения духовенства. <.......>



 

Построенная в 1690 году с использованием старых материалов капелла милости стоит еще сегодня на том же месте.


В ней находится поздне-романская икона, Magna Mater Austriæ - также называемая Мадонной колоколов - скульптура величиной 48 см из липовой древесины.


По существу имеются 3 легенды о святого места и его развития.
Учредительная легенда свидетельствует, что в 1157 монаха Магнуса из монастыря Св. Ламбрехта послали духовником в область сегодняшнего места паломничества. Когда скала преградила ему дорогу, он поставил принесенную фигуру девы Марии, вследствие чего скала раскололась и освободила дорогу. На возвышенности поблизости он устроился на жительство, поставил фигуру Марии на пень и построил над ней клетку из древесины, которая служила ему как капелла и как жилое помещение.


Вторая легенда сообщает о моравских маркграфах Генрихе и его супруге, которые совершили паломничесто помощью в эту местность из благодарности богоматери за исцеление от тяжелой подагры и повелели построить там вместо деревянной капеллы в 1200 первую церковь из камня.


Третья легенда сообщает о выигранной битве венгерского короля Людвига I с в числовом порядке превосходящей турецкой армией. Из благодарности он построил готическую церковь.


Большое количество паломников посещают церковь на Успение, которое приходится на 15 августа, и в Рождество Богородицы, которое отмечается 8 сентября.


В церкви гулко и холодно. А на улице  астоящее, теплое лето. Итак - на улицу.


Все флаги в гости к нам - это и о Мариацелле. В дни церковных праздников здесь не то, что гостиницу, половичок у хзяев на подворье е снимешь, все забронировано.


В связи с тем, что обе дороги, ведущие в Мариацель- горно-серпантинные и предестинированы для резвых мотоциклов, в городке всегда полно баикеров.


При этом еожидано тихо. И как умудряются?


Открытые в воскресенье магазины убили просто аповал. Значит, под сенью церкви - можно, а на остальной территории страны - ни-ни?



Торговая улочка - одна, не пройти ее вдоль и поперек - просто нельзя. Взгляд на часы - успеваю.


Особого желания заходить в обычные магазины и е было. Та, на витрины поглазетъ.


Но есть там один магазинчик, мимо которого не проити. Соственно он-вершина аисберга. За ним начинаетcя большая фабрика по изготовлению пряников. И магазинчик - при фабрике, а значит и пряники - свежайшие, а не те, которыми убить можно.


Пряники и настоящие восковые свечи.


Пряники - для детей, поэтому перед магазином на асфальте на века запечатлены классики. Толъко вот детей там практически нет.

 

Вот отсюда бы в город вьехала - глядишь - и прониклась бы благостью.


По таким дорогам я и сама , и без баика люблю на хорошей скорости. Но-при наличии мощного двигателя.


Вот то, что виднеется вдалеке как белая точка - это тарелка, локатор. Погодная станция очевидно - я далека от мысли, что это секретная система связи Мария-Целль с Ватиканом.


У их и взлетная полоса имеется. Папа вот прилетает иногда, другие высокопоставленные...

Путешествия, церковь, mariazell, Австрия

Previous post Next post
Up