Искусство принадлежит народу

Jul 29, 2015 00:05



После возвращения из отпуска думала, что теперь долго носа никуда не высуну. Ну да, ну да. Человек предполагает. Уж и не помню, за чем полезла в эти ваши интернеты, но наткнулась на чудесное мероприятие, не пойти на которое я сочла невозможным. Так что, дождалась я очередной субботы и поехала в славный город Грац.

 

Поставить машину в центре - это целая история. И я честно пыталась найти бесплатную парkовочку , чтобы уже с обеда и до забора. Но - фигвам, пришлось, нарезав пару kругов вокруг нужного местa, ехать в подземный гараж. Удобно. В этом гараже я еще не парковалась. Правда , забирая коняшку, чуть не рухула, увидев счет за удовольствие.


Подземный гараж - под большущим торговым центром. Я бы даже сказала - универмагом в смысле гума и пассажа. Исторически выросшее здание торговым центром было всегда.  Называется К& Ö (Kastner & Öhler)


Kastner & Öhler - это австрийская сеть универмагов, которая распространена преимущественно на юге Австрии. Предприятие основано в 1873 Карлом Кастнером и Германом Елером (1848-1918) в Троппау (сегодня Opava, Чехия) для торговли галантерейными товарами. Под маркой Gigasport Kastner & Öhler продает с 1994 спортивные товары.

 

В 1883 Карл Кастнер опоздал на пересадку в Аграм / Загреб в Граце. И поехал посмотреть на город. В результате прогулки по городу он нашел свободный магазин на центрально расположенной Закштрассе и арендовал его. Это здание и стало родовым гнездом будущей сети. Kомпания вела в 1885 впервые в Средней Европе твердые цены. Эти постоянные цены сделали возможным следующий инновационный шаг: В 1887 году Kastner & Öhler сталo одним из первых предприятий в Европе с почтовой рассылкой. Многоязычные каталоги отправлялись клиенту по всей Австро-венгерской монархии.
В 1894 предприятие расширилось и построило после закупки смежных домов на улице Бадгассе (Банный переулок) первый универсальный магазин в Австро-Венгрии. Галереи располагались на 3 этажах, до которых можно было доехать на лифтах. Кроме того, универсальный магазина имел внутренний двор со стеклянной крышей - пообраз сегодняшних атриумов..


В 1939 тогдашние собственники фирмы Франц Елер, доктор Рихард Кастнер и Альберт Кастнер продали предприятие своим зятьям, чтобы предотвратитъ экспроприацию после присоединения Австрии к нацистской Германии, и убежали в Хорватию. Франц Елер был арестован, он погиб в 1945 в концентрационном лагере Бухенвальд. На основании Нюрнбергских законов аризированое предприятие должно было быть переименовано и стало "альпийским торговым домом".


В 1945 здание было частично разрушено - так же, как и соседний Адмонтерхоф - при бомбардировке. После конца Второй мировой войны третье партнерское поколение приняло универсальный магазин с только лишь 168 сотрудниками. 1950ые годы стали временем расцвета. В 1959 инновационные времена продолжились, в основном здании в Граце был сдан в эксплуатацию первый эскалатор Штирии. В том же самом году предприятие получило премию на государственном уровне , с тех пор фирма может использовать австрийский федеральный герб в деловых отношениях. К 100 летнему празднику в 1973 польские художники Грабианский и Яблонцкий спроектировали известный логотип головы льва. Он использовался до 1991 года.


В 1991 произошла перестройка основного здания архитектурным бюро Szyszkowitz + Kowalski. Архитекторы связали старую субстанцию дома на Закштрассе с современными элементами, адаптировали фасад и расширили служебные помещения на так называемый дом в стиле модерн в переулке Мур.
В 1994 сушествующая с основания предприятия в 1887 посылочная торговля была продана Некерманну и переименоввана в 1997 в Neckermann Versand Österreich AG. Вместе с тем продолхилось сужение ассортимента товаров, которое вылилось в 2004 в стратегию двух марок: С тех пор именем Kastner & Öhler продаются Мода & Аксессуары, Предметы домашнего обихода, Игрушки & Ароматы, под маркой Gigasport расширилась торговля спортивными артикулами.


В 2003 открылся подземный гараж с 650 парковочными местами (2 уровня) непосредственно рядом с рекой Мур (пямо у моста к искусственному острову). В 2008 был дан стартовый выстрел для полной перестройки дома в Граце немецко-испанским архитектурным бюро Nieto Sobejano Arquitectos. Реконструкция завершилась в 2010 и получила в 2011 A.R.E. Дизайн Авард американского торгпредства Association for Retail Environments. Критики удостоился при этом снос подвала 1629 года, который произошел без договоренности с комиссией по охране старой части города. Обещанное перед реконструкцией оптическое уравнивание ландшафта крыши с остальными крышами в старм городе не проведено до сих пор - хотя это ставит на карту нахождение старого города в списке мирового наследия ЮНЕСКО.



Из гаража на лифте - куда душа захочет, на любой этаж универмага. Кроме самого верхнего, где кафе на крыше. Нигде никаких указателей. Доезжаешь до последнего этажа, указанного в лифте, поднимаешься по эскалатору осреди здания - и ты на самом верху.


Сама по себе идея интересна. Но кроме крыш и Шлосберга все равно ничего не видно.


Но все равно интересно посмотреть на место, с которого я буду глйдеть сюда уже через пару часов.


Выход из магазина на улицу искала долго. Это просто заговор торговли против человечества. Лифт находись почти сразу, с третьей попытки на каждом этаже. Но мне не надо в гараж, мне надо на улицу и через дорогу!


Нашла. И вышла прямо к Шлосбергу. Время позволяло и прежде чем, я решила глянуть в пару подворотен, которые давно меня занимали.


И в один дворец, о котором я не так давно читала. Дворец Аттемс.


Дворец Аттемс стоит на улице Sackstraße (дословно «тупиковая улица») в 350 метрах на северо-запад от Главной площади.


До середины 20 века он находился во владении знатного дворянского рода Аттемс, происходившего из герцогства Фриуль.


Это „самый значительный дворянский дворец Штирии“. К нему прилегает малый дворец Аттемс, также называемый вдовий дворец. На противоположной стороне Закштрассе чистый двор и дворец Кюенбург, на той же стороне улицы находятся церковь троицы.


В конце 17 века граф Игнац Мария Аттемс выкупил в ареале нынешнего дворца шесть домов. Он пригласил итальянского архитектора Джоаккино Карлоне, по планам которого между 1702 и 1716 годами был построен в стиле барокко городской дворец.


Четырехэтажное здание дворца выходит своим парадным фасадом с высоким арочным порталом на улицу Sackstraße. Два нижних этажа решены как рустованное основание для двух верхних, украшенных лепниной с мотивами раковин и гирлянд.


Над парадным порталом, фланкированным гранеными рустованными колоннами, помещен герб семейства Аттемс. В плане дворец образует каре с внутренним двором и аркадами-галереями в первом этаже.


Внутреннее убранство дворца отличается богатой лепной декорацией с растительными мотивами и раковинами.

 

Граф Аттемс начал собирать во дворце одну из наиболее важных частных коллекций в Штирии. Она включала картины, оружие, доспехи и гобелены, а также большую библиотеку.

 

Характерные черты здания - величественная лестница, оформленная фресками и лепными украшениями, а также богато декорированный (как снаружи, так и внутри) фасад.


Все комнаты украшены лепниной и изразцами, меблировка выдержана в одном стиле.

 

Парадные комнаты начинаются нa третьем этаже. Лейтмотивом росписей потолков стала тема возвеличивания и прославления семейства Аттемс.

 

Стены украшают шпалеры брюссельской мануфактуры. Ha самом верхнем четвертом этаже разместились жилые комнаты, библиотека и картинная галерея.


Сам граф Игнац Мария Аттемс - страстный собиратель - составил великолепную коллекцию живописи, оружия, ковров. Это было одно из самых крупных частных собраний Штирии, которое, однако, частично утрачено во время Второй мировой войны.


Ha верхнем этаже находится также «Большой салон» или «Зал обезьян» названный так из-за росписей в виде причудливых гротескных фигур.

 

Дворец Аттемс сильно пострадал во время Второй мировой войны. К тому же графский род потерял часть своих владений в Югославии, что привело к экономическому кризису в семействе. Оно больше не могло содержать дворец, поэтому граф Игнац Мария V Аттемс продал его в 1962 году земельному правлению Штирии.


На втором этаже сперва были размещены жилые помещения семьи, позже они были переоборудовны в библиотеку и картинную галерею. К концу Второй мировой войны большая часть богатой обстановки пропала, в том числе и самая большая частная коллекция картин Штирии.
Плафон, на котором Аполлон и Абундантия показаны в кругу искусств и наук, обрамлен 8 медальонами. Соседний "птичий зал" богат сценами греческой мифологии. Он получал свое имя из-за изображений птиц всякого рода.


После длительных реставрационных работ здесь разместилось бюро летнего фестиваля классической музыки и фестиваля современного искусства «Штирийская осень», редакция литературного журнала и представительства некоторых студенческих объединений. Отдельные помещения дворца сдаются для проведения торжественных мероприятий. <.......>


На стороне "Закштрассе" выступает полновесный рустикальный каменный портал полуциркульной арки. Он окружен также рустицированными колоннами. В вершине арки портала герб рода Аттемс и Вурмбранд из песчаника. Он представляет связь графа Игнаца Марии Аттемса с его первой женой, графиней Марией Региной Вурмбранд. Над гербом находится балкон с каменной баллюстрадой и фигуральными изображениями. Резные крылья ворот относятся ко времени строительства. Кованые железные решетки а окнах относятся к середине 18-ого столетия.


Во дворце немало каминов. В дальнейшем в интерьер была добавлена коллекция  произведений искусства из путешествий по Европе. Оборудование панелями рококо и изразцовыми печами было завершено. Деревянные жалюзи были украшены золотой резьбой. Внутреннее убранство Аттемса позволяет составить достаточно точное представление о жизни аристократии в течение 300 лет. <......>

 

U-образное здание в виде блока в 4 этажам окружает почти квадратный внутренний двор. Фасад в стиле барокко как на стороне улицы, так и во внутреннем дворе богато украшен лепкой от Доменико Боско. Оформление фасадов стояло под влиянием верхнеитальянских строений дворца. Оба фасада с улицы служат как представительские фасады. Нижние полуэтажи обобщены в одну цкольную зону и имеют окно с рустицирующими каменными обрамлениями. В обоих верхних этажах окна снабжены бровными аками -крышами и украшенными лепкой вазами. Верхние этажи фасадов разделены ионийскими и композитными  пилястрами, между которыми проходят междуэтажные карнизы, с нижней зоной.


Основные помещения во дворцы отданы под кабинеты различных ведомств. Внизу - бюро по продаже билетов на музыкальный фестивалъ Штириате. И только на время прохождения фестиваля во дворец можно зайти. Хотя бы на лестницу (так написано в моей мудрой книжке про 111 мест в Граце, которые необходио увидеть). Почему-то на сей раз меня обуяла скромность и я решила поинтересоваться в бюро, а туда ли я попала и можно и осмотреть достопримечательности. Меня заверили, что с меня хватит и лестниц, настолько они шикарные. "Бывший дворец Аттемc. Построен в начале 18 века на месте 6 бюргерских домов. Вестибюль, парадная лестница и плафоны залов богато украшены росписями Ф.К.Ремпа".


Благодаря фидеикомисс (кажется я уже где-то расшифровывала понятие) дворец Аттемс попал после смерти собственника соответственно к старшему сыну. Внутренняя отделка между 1732 и 1750 годами былаобновлена и улучшена графом Францем Дисмасом Аттемсом. Сын Франца Дисмаса, Игнац Мария II, добавил к коллекции художественные произведения, купленные им в его путешествиях по Европе. Он же дополнил обстановку стенными обшивками панелями рококо и изразцовыми печами.


Когда граф Фердинанд Аттемс был избран в 1800 главой штирии, работа над внутренней отделкой еще не была заключена. Деревянные панели покрывались золотой резьбой. Более чем через 100 лет, с началом Первой мировой войны, дворянский род Аттемс начал приходить в упадок. С 1915 по 1946 замок находился во владении графа Фердинанда III. Атемса , который сдавал внаем несколько помещений городу Грацу. В 1933 начали открывать доступ в помещения галереи коллекции произведений искусства широкой общественности.


Вследствие Второй мировой войны многочисленные художественные сокровища из замка пропали. Даже ливреи из гардероба служителей были разграблены. В 1945 здание поврежденo бомбовым попаданием, а с 1946 началась распродажа коллекции произведений искусства, библиотеки и коллекции оружия. Так как графы Аттемс в войну потеряли бОльшую частъ своих владений в Югославии, а дворец нуждался в реставрации, их финансовое положение можно было определить как затруднительное.


Игнац Мария V. Аттемс переселился в 1958 в Вену и оставил пустой дворец. В 1962 он решился продать дворец земле Штирия. Через 2 года началась реставрация северного фасада и восточного фасада, в 1968 фасада со стороны двора. С 1971 по 1982 продолжалась внутренняя реставрация.

 

Путешествия, замки, Грац, Австрия

Previous post Next post
Up