Империя стоит на трех китах

Dec 19, 2014 13:09



Проставив все галочки и оптичив все обязательные к оптичиванию уголки, можно с чувством, толком и расстановкой рассмотреть дворец и познакомиться с его обитателями. Прошу любить и жаловать - дворец Штарембергов в Эфердинге.


Если смотреть со звонницы стоящей рядом церкви, он выглядит вот так, хотя мне больше нравится анфас и профиль.


Дождь и слякоть сделали свое дело, весь ансамбль смотрелся снаружи уныло и грустно. Поэтому так и тянуло просохнуть и согреться. Вспоминая детскую пластинку с озвученной Алисой в стране чудес и подняв указательный перст, вопрошу: что суше всего? Лек-ци-я! Приступим к раскопкам, господа.
Замок Штаремберг, упомянутый также как замок Эфердинг, стоит в центре верхнеавстрийского города Эфердинга и за исключением короткого перерыва во время с 1630 по 1660 уже примерно 450 лет находится во владении княжеской семьи Штаремберга.



На том же месте стояла уже в 12-ом веке резиденция епископства Пассау, которая была продана в 14-ом веке графам Шаунбергам. Они велели соорудить сегодняшнее северное крыло, перед которым в 16-ом веке с южной стороны был расположен маленький пред-замок. После вымирания рода Шаунбергов в 16-ом веке их наследниками стали Штаремберги, которые и отстроили тогдашний замок до состояния замка прежде чем здание было перестроено в течение 18-ого века в стиле классицизма последний раз. Нынешний собственник земельного участка - это девятый князь Штаремберг, Георг Адам. Замок Штаремберг - член австрийского союза Via Imperalis, который заботится о содействии и сохранении европейского культурного достояния. Наряду с частной библиотекой в замковых зданиях размещены 3 музея, которые занимаются историей Эфердинга и владелъцев замка. Кроме того, здание используется с 1987 как культурный центр, в котором происходят многочисленные общественные мероприятия.


4 ноября 1367 нуждающийся в деньгах епископ Альберт III продал и город  и замок как вечный лен графу Ульриху I Шаунбергу и его брату Генриху VII. Во время  вендетты Шаунбергов, во время которой Раинпрехт фон Вальзее по поручению Габсбургского Герцога Альбрехта III. осадил и взял Эфердинг, замок был заложен начиная с января 1382 кратковременно у союзных Шаунбергам Розенбергов. После того как Генрих VII после потерянного борьбы подчинился Габсбургам, он получил назад замок Эфердинг в 1383 как перe-переданый лен.


В начале 16-ого века Шаунберги переносили своё главное управление семейными делами из родового замка Шаунберг в Эфердинг. Со смертью последнего графа Вольфганга II в 1559 замок в Эфердинге наряду с другим недвижимым имуществом и имущественными ценностями перешел к детям сестры Вольфганга Анны, которая сочеталась браком в 1530 с Эрасмусом I фон Штаремберг. На сцене появились Штаремберги.


Штаремберг (Starhemberg, прежде Starchemberg) - старинный австрийский княжеский и графский род, ведущий свое происхождение от Гундаккара, построившего в 1176 г. в Верхней Австрии замок Шторхенберг. В 1643 г. Штаремберги возведены в имперское графское, в 1765 г. - в княжеское достоинство, в 1803 г. - медиатизованы. Они владели тремя барочными дворцами в Вене и несколькими замками в Верхней Австрии.
Штаремберги - выходцы из Верхней Австрии (Штайр, Штаинбах), высокий дворянский род, с 1643 имперские графы, с 1765 имперские князья. Из апостолльских родов, таких, которые играли роль в Австрии еще при Бабенбергах. Их сохранилось сегодня только 3: род Лихтенштейн, род Абенсперга и Траун и род Штаремберг. Кстати в свое время славному роду принадлежал и городской замок в Граце. Да-да, тот самый, королевский. Чудны дела твои, Госсподи. <.....>


В течение 16-ого века здание коренным образом перестраивалось. Таким образом возник, например, на более старом фундаменте в северо-восточном углу в городской стене еще один вход, через который тем не менее в тогда двухэтажный дворец вбыло не войти. Дворец дополнился вероятно в 1600 с третьим, существенно более высоким этажом  и лестницей. В области пред-замка возникли 2 длинных крыла на восточной стороне и западной стороне. После 1625 происходил дальнейший демонтаж здания. При этом трехэтажное крыло здания сооружалось на южной стороне, так что тогда получилось сооружение с четырьмя флигелями, которые ограничивали внутренний двор. Западное крыло получило со стороны двора ход аркад, арки которого которого поддерживают колонны. На старейшей иллюстрации замка, опубликованной гравюре на меди Матфея Мериана из Topographia Germaniae 1649 года,изображен замок с 4 башенками и главной башней с часами.


В 1630 попавший в результате Тридцатилетней войны в финансовую яму замок граф Эрасмус II фон Штархемберг должен был заложитъ главным кредиторам, господам Фюлль фон и цу Грюнценхоф и покинуть как протестант страну. Тем не менее, после вымирания рода Грюнценхоф в 1660 получивший в 1643 титул графа Конрад Балтазар фон Штаремберг смог выкупить замок. Сын Эрнст Рюдигер наследовал отцу в 1687 господcтво в Эфердинге и известен как защитник Вены при Второй турецкой осаде.


Эрнст Рюдигер фон Штаремберг (нем. Ernst Rüdiger von Starhemberg; 12 января 1638 - 4 января 1701) - австрийский фельдмаршал из рода Штарембергов, руководивший обороной Вены от турок в 1683 году и возглавлявший с 1692 года xофкригсрат. Двоюродный брат Гвидо фон Штаремберга. Образование получил в иезуитской коллегии. Начал военную карьеру во французской кампании под начальством Раймондо Монтекукколи. Во время великой войны с турками Штаремберг выказал замечательную храбрость и стратегические способности. Во время так называемого «заговора магнатов» Ракоци хитростью овладел Штарембергом и офицерами его полка во время пира, но им скоро удалось вырваться на свободу.
"Над красным шатром развевался зелёный стяг. Даже отсюда была видна большая группа людей на лужайке, повернувшихся лицом в сторону Киблы. Стоя на коленях, они совершали намаз. И как раз перед ними, в том же направлении, развевалось по ветру это знамя.
- Знамя пророка! - прошептал Штаремберг. - Кара-Мустафа объявляет газават, священную войну против неверных, и молится аллаху о даровании победы. Сегодня он начнёт атаку… Двести тысяч врагов пойдут на приступ, чтобы уничтожить нас!
Он ещё раз посмотрел на зеленое знамя над красным шатром, на высших военачальников турецкого войска, на ужасающий своей многочисленностью вражеский лагерь, железной подковой охвативший Вену, и надолго задумался…
Штаремберг думал о предстоящем штурме, о том, как отбить наступление Кара-Мустафы. Знал, насколько тяжелой, кровопролитной будет эта оборона: на каждого защитника города приходится по десять вражеских воинов, многие соотечественники, может быть, уже сегодня сложат головы на городских валах." Малик Владимир Кириллович Сыченко - "Шёлковый шнурок"


Так как члены семьи Штарембергов занимали всегда высокое положение при Венском дворе или занимали дипломатические должности за границей, замок был редко длительно населен в 19-ом веке. В то время случилось немного конструктивных строительных вмешательств. К существенным относят стилизированный под готику придворный фасад дворца и сооружение башни, которая в конце 19-ого века опять была разрушена.


Зал предков - это центр замкового музея. На стенах висят более 50 огромных картин, которые показывают членов семьи рода Штаремберг. Произведения заказывались в 1680 графом Конрадом Балтазаром. Там можно увидеть также отреставрированный орган, который был установлен до 1964 в Старом соборе Линца. Считается, что композитор Антон Брукнер играл на нем во время его работы органист собора.


Из-за роли Эрнста Рюдигера князя Штарембер как федерального руководителя австрийского сопротивления национал-социалисты отчудили замок в 1938 году. Затем замок использовался для имперской трудовой повинности; Рюдигер Штаремберг получил назад недвижимость после конца Второй мировой войны 1945. В 1956 собственники должны были продать с аукциона часть ценного библиотечного состава, а также коллекции оружия по финансовым причинам. Предложенные книги восхищали особенно первоклассной степенью сохранности и высоким качеством переплетов. Наряду с фрагментом рукописи Виллехальма второй половины 13-ого столетия, значительный труд Иоганна Кеплера "Эфемериды" (Ephemerides)  коллекция так называемых готических рассказов, английских духовных романов в 360 томах также была продана с аукциона. Эрнст Рюдигер смутил и меня. Они разные. У того, славного Эрнста имеется связочка "фон", а у этого времен второй мировой - ее уже нет, отменила Австрия голубую кровь и титулы, вот и получился Эрнст усеченный.
Но вернемся ненадолго к Эрнсту первому. В музее хранится, наверное, самый любопытных из виденных мной экспонатов - письменный стол из шатра Кара-Мустафы, который, как и многое другое, достался графу.


Турки потеряли не менее 15 000 человек убитыми и ранеными. Свыше 5000 мусульман попало в плен. Союзники захватили все османские пушки. При этом потери союзников составили 4500 человек. Хотя турки и отступали в страшной спешке, они всё же успели перебить всех австрийских пленных, за исключением нескольких дворян, оставленных в живых с расчётом получить за них выкуп.
Добыча, попавшая в руки христиан, была огромна. Спустя несколько дней в письме к свой жене Ян Собеский писал:
«Мы захватили неслыханные богатства… палатки, овец, скот и немалое число верблюдов… Это победа, равной которой ещё не было, враг полностью уничтожен и всего лишился. Им остаётся только бежать, спасая свои жизни… Командир Штаремберг обнимал и целовал меня и называл меня своим спасителем».
Это бурное выражение благодарности не помешало Штарембергу приказать немедленно начать восстановление сильно повреждённых укреплений Вены - на случай турецкого контрудара. Однако это оказалось излишним. Победа под Веной положила начало отвоеванию Венгрии и (временно) некоторых балканских стран. В 1697 году Австрия подписала Карловицкий мир с Османской империей.
Задолго до этого турки расправились с потерпевшим сокрушительное поражение Кара Мустафой. 25 декабря 1683 года Кара Мустафа-паша по приказу командира янычар был казнён в Белграде (удавлен шёлковым шнурком, за каждый конец которого тянули несколько человек). <.....>


Граф Гвидобальд фон Штаремберг (нем. Guido von Starhemberg; 1657, Грац - 7 марта 1737, Вена) - австрийский фельдмаршал из рода Штарембергов.
Выдвинулся уже при защите Вены против турок (1683), которой командовал его двоюродный брат Эрнст Рюдигер. Он был тяжело ранен при обеих осадах Офена (в 1684 и 1686 годах). В 1687 году участвовал в битве при Мохаче (12 августа) и взял Клаузенбург. После взятия Белграда Штаремберг был назначен его комендантом, с поручением восстановить его укрепления. Большие услуги, оказанные Штарембергом маркграфу Людвигу Баденскому в 1689 году, были вознаграждены производством его в генерал-майоры. С 1700 года восстание Ракоци и война за испанское наследство вернули Штаремберга на поле боя. Взяв в плен Вильруа и его войско (1702), он руководил осадой Мантуи и с особенным отличием сражался в кровавом бою при Луцарре (15 августа 1702 года). Когда принц Евгений отлучился в Вену, команду над войском он передал Штарембергу. Разбив бурбонского генерала Альберготти, Штаремберг оказался вынужденным совершить мучительный поход в Пьемонт (1704, весной), при Страделле и возле Бормиды отбросил врага и соединился с герцогом Виктором-Амадеем.


С 1700 года восстание Ракоци и война за испанское наследство вернули Штаремберга на поле боя. Взяв в плен Вильруа и его войско (1702), он руководил осадой Мантуи и с особенным отличием сражался в кровавом бою при Луцарре (15 августа 1702 года). Когда принц Евгений отлучился в Вену, команду над войском он передал Штарембергу. Разбив бурбонского генерала Альберготти, Штаремберг оказался вынужденным совершить мучительный поход в Пьемонт (1704, весной), при Страделле и возле Бормиды отбросил врага и соединился с герцогом Виктором-Амадеем.
Посланный в Испанию на помощь эрцгерцогу Карлу, он встретил здесь массу препятствий разного рода; тем не менее он остановил успехи герцога Орлеанского, но с малыми силами и при постоянных неудачах других полководцев многого сделать не мог; просил подкреплений, потом отзыва из Испании, ссылаясь на свое нездоровье, но тщетно. В 1710 году, едва поправившись после тяжелой болезни, он разбил противников при Альменаре и при Сарагосе. После поражения союзников-англичан, не послушавшихся советов Штаремберга, последний в битве при Виллавичиозе отбросил Вандома и Филиппа V, но общей неудачи в делах изменить не мог.


Когда умер Иосиф I, Карл уехал в Германию, оставив Штаремберга помощником своей жены. По отъезде последней Штаремберг получил титул вице-короля (1712-1714) и провел очищение Каталонии на основании постановлений Утрехтского мира. В 1717 году он переселился в Вену, но, вследствие вражды и интриг, не получил почетной должности, которой очень желал, - президента гофкригсрата.


Штаремберг, Эрнст Рюдигер (Starhemberg), (1899-1956), австрийский государственный и политический деятель. Родился 10 мая 1899 в Эфердинге, близ Линца, в старинной аристократической семье. После 1-й мировой войны примкнул к немецкому "Добровольческому корпусу". Принимал участие в провалившемся "Пивном путче" 1923 в Мюнхене. Позднее был главным организатором австрийских фашистов. Занимая посты министра внутренних дел Австрии (1930), вице-канцлера (1934-36) и лидера хеймвера, Штаремберг нес ответственность за разрушение парламентаризма в Австрии. Накануне аншлюса неожиданно изменил свои позиции и стал ярым сторонником независимости Австрии. После оккупации страны германскими войсками Штаремберг эмигрировал и был лишен австрийского гражданства. В 1939 добровольно вступил в ВВС Франции и участвовал в борьбе с нацизмом. С 1942 по 1955 жил в Южной Америке. Умер в Шрунсе, в Форальберге (Австрия), 15 марта 1956.


Для выяснения вопроса об идеологии Хеймвера нужно сначала вкратце описать историю его возникновения. Зародилось это движение сразу же после окончания Первой мировой войны в зимние и весенние месяцы 1918-1919 годов. В крестьянских местностях Австрии образовались отряды для защиты домов, полей и вокзалов, оснащенные оружием бывшей императорской армии, которые помогали еще слабой государственной исполнительной власти. Аналогом этого в городах, где, в отличие от консервативных деревень, обычно задавали тон социал-демократы, возникли рабочие и фабричные отряды. Таким образом, эти отряды с самого начала строго делились на «правые» и «левые» и получали, частично вполне легально, от временного, а позже от свободно избранного австрийского правительства оружие с армейских складов, которое никогда не было возвращено.


Контакты с немецкими формированиями имели место в Тироле и в Верхней Австрии. В Верхней Австрии в 1919-20-х годах возникли отряды местных жителей, организованные, главным образом, крупными землевладельцами и мелкой буржуазией, для защиты от произвола рабочих в промышленных районах Линца и Штейра. Аналогичная тенденция имела место в Тироле, где боялись вторжения итальянцев и уже в 1920 г. начали создавать отрады, инициатором чего был политик христианско-социального направления адвокат д-р Рихард Штейдле.


Примечательно, что уже в 1920-23 были установлены связи с Гитлером и многие участники путча 9 ноября 1923 г., в том числе Геринг, были приняты в Тироле, как беженцы, хотя идеологической связи между Хеймвером и национал-социализмом не было. Политическое значение этих групп при относительной консолидации отношений в Австрии в период с 1924 по 1926 год было невелико. Но интересно, что в Верхней Австрии с появлением на сцене князя Эрнста Рюдигера Штаремберга были наведены первые мосты между Хеймвером и политическими партиями.


Это было сделано благодаря авторитету и влиянию христианско-социальных сил. Глава правительства Верхней Австрии прелат Хаузер при посредстве княгини Фанни Штаремберг заявил о своей готовности к переговорам с вождями Хеймвера, прежде всего, с сыном княгини, Эрнстом Рюдигером Штарембергом. После этого Хеймвер стал получать все большую поддержку ведущей буржуазной партии Австрии. Последние находки в венгерских архивах показали, что уже в это время живой интерес к Хеймверу проявляли Венгрия, Италия и авторитарные буржуазные политики в Вене. <.....>


После Второй мировой войны началась продолжительная тяжба между Штархембергом и австрийским государством о восстановлении отчужденной в 1939 национал-социалистическим режимом недвижимости. К этой недвижимости относится и замок Хартхаим, в котором располагался печально известный СС-овский госпиталь и где проводились опыты на заключенных. О нем я рассказывала не так давно.


Адвокат Штаремберга Людвиг Дракслер выдвинул в 1947 требования возврата, которые стали событием политической важности. В декабре 1951 высший административный суд решил дело в пользу Дракслера или Штаремберга. СПА и КПА требовали объявить имущество Штаремберга отошедшим во владение республики. АНП избегала становиться непосредственно на сторону бывшего руководителя сопротивления, тем не менее, требовала, чтобы все случаи восстановления прав проходили по правилам применимым для всех, без никаких политически обоснованных исключений. Наконец, правительственная коалиция договорилась в марте 1952 о компромиссе, после чего владение чисто юридически было восстановлено, однако, должно было оставаться под длительным общественным управлением. 1 июля 1954 Конституционный трибунал вернулся к этому компромису как противоречащему конституции и предписал срочное восстановление прав. В конце 1955 Штаремберг вернулся, незадолго до этого снова получив австрийский паспорт, через Швейцарию в Австрию, где он отправился после посещения родственников в Каринтии на курорт в Шрунс в Форарльберге. (и что их всех туда тянуло? и Хемингуэя, и этого графа). Там его сфотографировал во время прогулки Георг Ауер, сотрудника коммунистического гласа народа. Штархемберг атаковал фотографа прогулочной тростью и при этом настолько разволновался, что он получил сердечный приступ и умер на месте.


Впоследствии один из австрияков, участвовавших в переговорах с Гитлером в Мюнхене - князь Эрнст-Рюдигер фон Штаремберг, в своих мемуарах, изданных в Вене и Мюнхене в 1971 г., вспоминал о нем в следующих выражениях: "Это был очередной партийный идиот, смотрящий на все только через партийные очки и не способный мыслить в масштабах всего Отечества и всей Нации, выходя за рамки своих узко партийных интересов" (Starhemberg Fuerst Ernst Ruediger. Memoiren, Wien/Muenchen, 1971, S. 80). Данная уничтожающая характеристика не помешала, впрочем, князю Штарембергу впоследствии сблизиться с Гитлером и даже принять участие в мюнхенском "путче Гитлера-Людендорфа" 8-9 ноября 1923 г. Но это так, к слову...   <.....>


С именем позднего Эрнста связана и еще одна чудесная история.
Нора Грегор родилась в 1901 году в еврейско-немецкой семье в Гориции, тогда входившей в состав Австро-Венгрии, а ныне части Италии. По окончании Норой школы семья Грегоров перебралась в Вену, чтобы дать дочери достойное высшее образование. Но девушку с ранней юности увлекла сцена и, едва оказавшись в столице Австрии, Нора Грегор в 1920 году дебютировала в театре. Хороший послужной список ролей и партнёров позволил Норе Грегор в 1928 году стать одной из ведущих актрис самого известного на тот момент немецкоязычного театра под руководством великого режиссёра-новатора Макса Рейнхардта в Берлине. В этот период своей жизни она познакомилась со знаменитым немецким пианистом и композитором Митей Никишем (1899 - 1936), за которого вскоре вышла замуж. Однако, жизнь с человеком, который был одержим исключительно музыкой и своей работой, у Норы Грегор не сложилась. Но и сама актриса тоже была нарасхват: она играла попеременно в Берлине, Вене и Граце, снималась в кино в Германии, Австрии и Франции, давала концерты в лучших залах Вены и Будапешта.


С приходом в кино звука популярность Норы Грегор, известной своими вокальными данными, резко возросла и после главной роли в фильме Жака Фейдера «Олимпия» (1930), она завоевала признание и за океаном, откуда поступило лестное приглашение в Голливуд. Вопреки воле мужа актриса в 1930 году отправилась покорять Америку. В США Нора Грегор провела три года.Но вскоре Нора поняла, что стать звездой №1 в Америке у неё однозначно не получится, и приняла непростое для себя решение: в 1933 году актриса вернулась в Вену.


После одного из спектаклей в Бургтеатре к актрисе за кулисы пришёл красавец-мужчина, пылко признавшийся ей в любви. Нора приняла знаки внимания и согласилась на свидание и только вечером по обилию прессы у ресторана она догадалась, что её поклонник не из простых смертных. Это был принц Эрнст-Рюдигер фон Штаремберг (1899 - 1956), вице-канцлер Австрии и один из руководителей профашистской военной организации «Хеймвер». Принц оказался очень галантным кавалером, и Нора не на шутку влюбилась, забыв обо всём. О романе замужней актрисы и женатого вице-канцлера трубили газеты всего мира, но их это не смущало. Однако, скоро актриса поняла, что беременна. Тянуть было нельзя. Штаремберг начал бракоразводный процесс с женой, а Нора подала на развод с Митей Никишем. Но оба процесса затянулись и шли с большим привлечением прессы, что больно ударило по карьере Норы Грегор. В октябре 1934 года актриса родила сына, которого назвали Генрих-Рюдигер. В 1936 году доведённый до отчаяния разводом с женой и гонениями со стороны нацистов застрелился Митя Никиш. В 1937 году завершился бракоразводный процесс вице-канцлера, и Нора Грегор стала официально принцессой фон Штаремберг.


Однако, семейное благополучие длилось недолго: в 1938 году Австрию оккупировали гитлеровские войска. Гитлер, опасаясь большого влияния в стране Эрнста фон Штаремберга, приказал бывшему вице-канцлеру и его жене незамедлительно навсегда покинуть Австрию без права получать доходы с их земель и замков. Эрнст и Нора уехали в Париж. В 1939 году Нору Грегор пригласил в свой фильм «Правила игры» гений французского кино Жан Ренуар. Роль в этом фильме всеми критиками признаётся высшим достижением в карьере актрисы, но вышедший в прокат фильм был освистан зрителями и быстро снят с проката. Тогда же осложняются отношения Норы с мужем, актриса даже идёт на отчаянный шаг: она обращается к Гитлеру с просьбой расторгнуть её брак со Штарембергом и позволить ей вернуться в Австрию, чтобы иметь возможность продолжить карьеру и воспитать сына на Родине, но фюрер не ответил изгнаннице.


Когда фашисты захватили Францию, Нора Грегор, расставшись с мужем, вместе с сыном бежала в Аргентину, а оттуда в Чили, подальше от войны. Там вместе с другими эмигрантами из Европы она снялась в своих последних фильмах «Надкушенный плод» (1945) и «Андская мельница» (1945), но возродить свою карьеру актриса уже не смогла. Поселившись в Сантьяго, Нора Грегор жила в крайней нищете и постоянной депрессии. 20 января 1949 года забытая всеми 47-летняя звезда сцены и экрана Нора Грегор выбросилась из окна своей квартиры в курортном городке Виана-дель-Мар.
Впоследствии, её сын принц Генрих-Рюдигер фон Штаремберг (1934 - 1997) вернулся в Европу, примирился с отцом, которому в 1955 году позволили возвратиться на Родину, и стал известным в Австрии и Германии актёром и писателем под псевдонимом Генри Грегор. < .....>


Закрытая для общественности библиотека замка предлагает большой спектр литературных произведений и отражает области интересов владельцев замка в течение нескольких столетий. В настоящее время замковая библиотека содержит примерно 6000 томов. Наряду с немецкоязычными книгами она охватывает произведения на английском, французском и испанском языке, а также книги на итальянском и латинском языке. Англоязычные и франкоязычные произведения относятся к тому времени, в которое Георг Адам I Штархемберг был назначен императорским послом при французском дворе в Париже и его сын Людвиг при английском дворе в Лондоне. В публикациях по-испански преимущественно речь идет о современной литературе. Князь Генрих Рюдигер создал эту библиотечную часть в соответствии его интересом к политике и театру. Большинство немецкоязычных книг появились в библиотеке из замков Штарембергов, которые были проданы в 20-ом веке. Из-за ненадлежащего хранения эти книги в плохом состоянии. Хорошо сохранившиеся произведения на аукционе в 1956 году поменяли владельцев. Однако сохранившиеся книги предлагают тем не менее отличный обзор правовых отношений в империи, ее управлении, армии и австрийской династии. Кроме того, в библиотеке имеются все произведения евродепутата Отто фон Габсбурга и много произведений со времени между обеими мировыми войнами.


Орден Золотого руна(фр. Ordre de la Toison d’or, исп. Orden del Toisón de Oro, нем. Orden vom Goldenen Vlies, нидерл. Orde van het Gulden Vlies, лат. Aureum Vellus; Vellus yasonis) второе название «Знак Гидеона» (лат. Gedeonis signa) - рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Филипп VI, а австрийской - Карл фон Габсбург.
„Мы - все бургундцы!“ (Отто фон Габсбург по поводу главы всех землячеств в 2002)
Орден Золотого Руна считается наряду с английским Орденом Подвязки (основан в 1348)  и датским Орденом Слона самым аристократическим орденом мира . Он основан 10 января 1430 Герцогом Филиппом III  Бургундским (1419 - 1467) в Брюгге по поводу его бракосочетания с Изабеллой Португалъской. <....>


В списке награжденных мы найдем не только монархов. Штаремберги присутствуют там во всяком случае в каждом поколении.


Именно Эрнст Рюдигер последний получил патент на орден за номером 1150 из рук каизера Франца Иосифа и этот патент магнитом притягивает каждого, попавшего в музейный зал.


Все сохранившиеся ордена Золотого руна имеют свою историю и являются дорогостоящими (от полутора тысяч до полумиллиона долларов). Примером ордена в российских коллекциях является орден, с верхней частью выполненной из топазов, в Алмазном фонде Кремля. Другие места экспонирования:
    Дворец Хофбург (Вена), Венская сокровищница (Шатцкаммер), где хранятся сокровища ордена.
    Цвингер (Дрезден), сокровищница
    Замок Грюейр (Швейцария) - в Бургундском зале три траурных облачения рыцарского ордена Золотого Руна, которые служили духовникам Карла Смелого, призванным провести торжественную мессу за упокой рыцарей, погибших в походе 1476 году.
1918 год: падение австрийской монархии, до которого она награждала орденом. После Первой мировой войны на суверенитет ордена претендовал Альберт I Бельгийский, как король бывших бургундских владений Габсбургов. Однако по Версальскому договору 1919 г. суверенитет ордена перешёл к испанскому королю, как наследнику последнего австрийского монарха. В XX веке сувереном австрийской ветви ордена является глава дома Габсбургов в изгнании - Отто фон Габсбург, до него - его свергнутый отец император Карл I, умерший в 1922 году. 30 ноября 2000 года Отто передал гроссмейстерство своему сыну Карлу Габсбург-Лотринген.
1953 год, 8 сентября: орден был признан Австрийской республикой как орден Габсбургского Дома. Правительство Австрии признало орден юридическим субъектом международного права. Он сохранил права на архивы и собственность, перевезенные из Брюсселя в Вену при наступлении Наполеона в Бельгии в 1794 году. Австрийское правительство поместило эти ценности в Государственную Сокровищницу и Духовную Сокровищницу в Хофбурге и позволило ордену пользоваться ими в культурных и церемониальных целях.


Письма, фотографии, бокалы, кубки, знамена и ленты, ордена, медали, часы, ключи. Жизнь
В противополозном крыле - несколько залов музея краеведения. Бедненько. И даже где-то наивно. Многие экспонаты лежат даже не под стеклом и только таблички руками не трогать сдерживают (надо же, а ведь сдерживают) посетителей. Основной акцент - на время до первой мировой.


Смешно наверное, но , глядя, на все это, думаешъ о том, что были люди, атланты, держащие империю, ее охранявшие и сохранявшие. Эрнст Рюдигер последний еще при немцах утверждал, что он-убежденный монархист. Сегодняшние - лишь слабая копия, бледные портреты тех, кто когда-то вершил Историю с большой буквы.


Если присмотреться, Штаремберги в Австрии вездесущи. Даже улица, параллельная той, на которой я живу, носит имя Штарембергов. И никто не интересуется, какой такой Штаремберг имеется ввиду - тот.. что при турках или тот, что при Гитлере. Хотя нынешние дети понаехавших и вовсе не знают ни того ни другого.

замки, Австрия, Габсбурги

Previous post Next post
Up