Прошедшие выходные оказались не просто на удивление интересными. Наконец-то удалась попытка развиртуализации c
isramir. Дабы совместить приятное с полезным, я предложила вылазку в преддверье Вены, где умудрилась сама еще не побывать.
Город расположен на правом берегу реки Дунай, на высоте 192 метров над уровнем моря. От Вены отделён горами Каленберг и Леопольдсберг. Из столицы в
Клостернойбург ходят пригородные поезда с вокзала Франца-Иосифа и автобусы со станции Хайлигенштадт.
Egon Schiele Klosterneuburg 1907
С первого по пятый век нашей эры на месте нынешнего верхнего города Клостернойбурга находился римский военный лагерь, название которого не дошло до наших дней. С XI-ого века ведётся история поселения на территории Клостернойбурга. В 1108 г. маркграф Леопольд III из династии Бабенбергов заложил на горе Леопольдсберг свой замок «Nivvenburc» (Нойбург, «Новый замок»). По размаху эта резиденция вполне соответствовала рангу имперского князя. В 1114-ом году в непосредственной близости от резиденции началось строительство церкви, в 1133 году ставшей монастырской и получившей название Клостернойбург, распространённое впоследствии и на весь город.
Нойбург состоял из двух поселений по обе стороны Дуная, соединённых бродом. Частые наводнения заставляли жителей по ту сторону Дуная всё дальше отодвигать своё поселение от реки. В результате чего к началу XIII-го века существовало два Нойбурга: Нойбург при монастыре (Клостернойбург) и Нойбург при рынке (Корнойбург). В 1298-ом году Альбрехьт I, резидировавший в Нойбурге с 1288 года, разделил эти два поселения и одновременно ввёл в Клостернойбурге городское право.
Во времена "Аншлюса" Клостернойбург был включен в большую Вену и является ее 26-м раионом. В июле 1946 года Национальным советом было принято решение о возвращении Клостернойбурга и ещё 80 местных советов Нижней земле. Совет союзников на протяжение долгого времени отклонял это решение и поэтому возвращение местных советов Нижней земле произошло только 1 сентября 1954 года. Вся терретория бывших самостоятельных местных советов Гуггинг, Кирлинг ,Хофляйн ,Критцендорф, Вайдлинг и Вайдлингбах были присоеденены к городскому районному совету Клостернойбург. После чего Клостернойбург стал 3 м по величине городом Нижней Австрии
Итак! Едем до метро U4 Heiligenstadt.
Далее либо на электричке ( отправляется прям от соседней платформы), либо на автобусе 238 , 239. Поскольку мы выеззжаем из центра Вены, за болет приходится доплачивать ( все же умные и понапокупали проездных на неделю , 3 дня или на день, действительных в центре)
Остановка автобуса сразу возле выхода из метро. Ходит по субботам раз в час. Ехать 15 минут. Купить билет на автобус можно либо в терминале на выходе из метро или прямо у водителя. Последнее гораздо удобнее.Выходить на остановке- Klosterneuburg-Stift.
Нижний план на мой взгляд наиболее верно отражает картину - выходишь на остановке (На плане обозначается буквой Н) и за перекрестком с круговым движением видишь монастырь.
Заблудиться невозможно даже в тумане, с которым нам невероятно повезло.
Мимо стояночки и вьезда в подземный гараж по довольно крутой тропинке наверх.
Клостернойбург (нем. Stift Klosterneuburg) - монастырь августинцев в одноимённом городе на северо-востоке Австрии. Главная церковь с 1936 г. имеет статус
малой базилики. О базиликах минор, мажор и прочих я уже рассказывала -
вот тут. В Австрии базилик минор - 30.
Его называют «Эскориалом на Дунае», «колыбелью австрийской истории», «жемчужиной барокко». И все это о нем - о монастыре августинцев Клостернойбург, одном из самых известных и величественных монастырей Австрии, расположенном в нескольких километрах к северо-западу от Вены. В июне 2014 года ему исполняется 900 лет.
С основанием монастыря связана красивая средневековая легенда. Австрийский маркграф Леопольд III из рода Бабенбергов решил взять в жены дочку немецкого императора (
Генриха IV) Агнессу (Салическую), и вот невеста приехала в маркграфскую резиденцию Мельк на высоком берегу Дуная. Торжественно и радостно отмечали молодожены свадьбу, но вдруг порыв ветра сорвал с Агнессы подвенечную вуаль и унес куда-то. Как ни пытались новобрачные и слуги найти дорогую вуаль, но так и не смогли этого сделать. Агнесса опечалилась, а маркграф Леопольд Третий, которого впоследствии потомки назовут Святым, пообещал Богу, что если вуаль его жены найдется, то на том самом месте, где она будет лежать, он повелит построить монастырь.
Спустя 9 лет во время охоты он случайно увидел цветущий куст бузины, а на нем - потерянную вуаль. Пришлось Леопольду исполнить данное Богу обещание, и он закладывает первый камень монастыря, которому судьбой будет уготовано стать настоящей жемчужиной в короне австрийских земель. А потерянную Агнессой вуаль можно и сейчас увидеть в монастырской сокровищнице. <
....>
Сегодня, однако, историки сходятся на том, что Леопольд Бабенберг велел заложить монастырь не на пустом месте посреди дремучих девственных лесов, а там, где когда-то уже жили люди - на развалинах бывшего римского лагеря Аррианис, построенного для защиты границы с германскими и славянскими племенами и брошенного во время Великого переселения народов. В начале XI века здесь возникает небольшое поселение, куда Леопольд переносит свою резиденцию из первой столицы маркграфства Австрии - Мелька и называет новый город Нойбургом. Об этом событии сегодня напоминают два соседних города - Клостернойбург и Корнойбург, расположившиеся по обоим берегам Дуная и бывшие когда-то единым центром. В 1218 году после наводнения Дунай поменял свое русло, разделив город на две части. Та, что находилась возле рынка, получила название Корнойбург (от Kor - рынок), а та, что примыкала к монастырю - Клостернойбург (Kloster - монастырь).
12 июня 1114 года был заложен первый камень монастырской церкви рядом с маркграфской резиденцией. Этот храм по своему величию должен был превзойти все существовавшие тогда в Австрии церкви. За несколько месяцев до смерти Леопольда Бабенберга, 29 сентября 1136 года, он был освящен в честь Пресвятой Богородицы.
Сеичас мне придется изменить хронологию нашего посещения чтобы более-менее сохранить хронологию историческую. Естественно начали мы осмотр с залы Терраны, где продают билеты, но это самое позднее помещение монастыря. А первой была заложена церковь. Туда мы отправились с экскурсоводом в рамках сакрального тура - самостоятельно по сакральному туру ходить нельзя. Вместе с билетами выдают аудиогиды.В том числе и на русском. Батареек на целый тур может не хватить. Один сакральный тур "сьел" все три гаида один за одним и все равно не хватило до конца экскурсии. Но текст невероятно интересный.
Желание Леопольда Святого основать монастырскую обитель было связано с его мечтой о создании на берегах Дуная собственной епархии, чтобы впредь не зависеть от немецких епископов. Однако его идея встретила яростное сопротивление со стороны епископов Пассау, Зальцбурга и Гурка, которые не хотели терять свою власть над этими богатыми территориями. Тогда Леопольд III в 1133 году передает монастырь
августинским каноникам (обьединение нескольких монашеских мужских орденов, которые следуют заветам святого Августина). С этого времени начинается история Клостернойбурга как одного из центров просвещения и учености, а также центра социальной и культурной жизни.
Монастырь и поныне действующий, на 50, если я не ошиблась, персон, не сказать, что маленький.
Как и многие монастыри, зародившиеся во времена средневековья, монастырь Нойбурга имел собственные сады, огороды и виноградники, где монахи выращивали необходимые продукты. Также как и во многих монастырях, здесь делали собственные вина по уникальным рецептам, но лишь немногие донесли эти секреты до наших времен. Экскурсия в Клостернойбург, это еще и возможность попробовать вино, благодаря которому обычная монастырская винодельня превратилась в Региональный Институт Виноделия.
По поводу вина, подвалов и дегустаций имеется отделъный тур - только с экскурсоводом и на немецком/английском. Но сил уже не было.
Именно в связи с тем, что монастырь действующий, в церковь можно попасть не всегда. Все подчинено распорядку дня монахов и мешать службам нельзя ни в одной действующей церкви. А еще мы попали в день рукоположения новых священников, и совсем неудачно в смысле времени. Поэтому сначала мы обошли церковь снаружи и осмотрели старейшую стенную кладку, еще римскую, которая была использована Леопольдом при строительстве церкви.
Любая экскурсия в Клостернойбург обязательно приведет вас в крестовый ход, под напольными плитами которого принято хоронить служителей монастыря. В его стенах обустроены витражи с сюжетными картинами обоих Заветов.
Из этого помещения переходим к крестному ходу. Недавно выяснила, что крестный ход имеет вполне себе французское название - Клуатр.
Клуатр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место, позднее - монастырь) - типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора.
Здесь невозможно, конечно, не вспомнить другой монастырь - Хаилгенкройц, о котором я рассказывала
вот тут.
Сам Леопольд за свою жизнь, помимо монастыря Клостернойбург, основал еще две обители - Хайлигенкройц и Кляйнмариацелль. В 1485 году он был канонизирован, а в 1663 году объявлен святым покровителем Нижней Австрии. Его мощи, находящиеся в монастыре Клостернойбург, привлекают паломников, а день его памяти, 15 ноября, в Нижней Австрии до сих пор отмечается как официальный праздник.
Экскурсовод с гордостью рассказала о том, что в этот день каждый Габсбург считал своим долгом помолиться у мощей святого императора - предтечи, открывшего дорогу к трону их семейству, а со времен первой республики каждый новоиспеченный канцлер начинает свою карьеру с точно такого же действа. Наследственность.
Премного обрадовало, что практически все лестницы монастыря оснащены пандусами и подьемниками. даже, казалось бы, самые неудобные.
Орден августинцев - один из самых старых монашеских орденов. Августинцы относятся к так называемым «регулярным каноникам», задачей которых первоначально считалось пение на службах в кафедральных соборах, что отличало их от других монахов, например, бенедиктинцев. Если другие монахи были полностью погружены в монастырскую жизнь и почти не допускали общения с внешним, светским, миром, то августинцы были ориентированы на социум. Они часто исполняли обязанности приходских священников, многие из них стали миссионерами. Регулярные каноники были доминирующей формой монашеской жизни между 900 и 1200 годами.
Среди видных августинцев был единственный англичанин на Папском Престоле Адриан IV, голландский христианский гуманист Десидерий Эрасмус, немецкий реформатор Мартин Лютер, испанский путешественник Андрес де Урданета, отец Ансельм, один из основателей науки генеалогии, итальянский композитор Витториа Алеотти и австрийский генетик Грегор Мендель.
Именно монахи-августинцы в XIV веке начали собирать коллекцию произведений искусства в Клостернойбурге. Культурный расцвет монастыря пришелся на первую половину XV века. Тогдашний настоятель Георг Муестингер начал искать по всей Европе и приобретать ценные рукописи (в частности, выкупил несколько фолиантов из ценной библиотеки в итальянской Падуе), а также руководил созданием рукописей при самом монастыре. Вместе со своим другом, венским астрономом Йоханнесом из Гмунда, он увлекался небесными светилами, а также картографией, поэтому монастырь Клостернойбург был известен изготовлением великолепных для своего времени географических карт, кроме того располагал одной из лучших в немецкоязычных землях библиотекой.
В помещении, где в Хаилегнкройце до сих пор сохранился фонтан, использовавшийся для мытья и стирки, здесь стоит гигантский подсвечник с семью свечами - 4,5-метровый подарок императорской дочери Агнесс. Подсвечник внутри полый и чтобы он не падал, он был заполнен деревом бузины. По преданию - того самого дерева, за который зацепилась фата Агнесс. Когда реставраторы вскрыли подсвечник, оказалось, что внутри таки бузина, но не 11 века, а 15-го. Которая сейчас также хранится как реликвия в запасниках монастыря.
Форма еврейской меноры здесь целенаправленно истолкована в христианском смысле как „корни Иисуса“ (родословное дерево Христа), причем 7 рук символизируют 7 даров святого духа.
Помещение неподалеку хранит фигуры "учредителей" - Леопольда святого и Агнесс. Леопольд скорее всего никогда не выглядел таких благообразным старцем, каким его принятоп изображать в скульптурах и на картинах. Подобный образ был необходим для канонизации.
Агнесс...Ее история чудесна. Агнесса (1072/1073 - 24 сентября 1143) - 1-й брак (с 1086/1087) - герцог Швабии Фридрих I; 2-й брак: (с 1106) - маркграф Австрии Леопольд III. Юной девочкой была выдана отцом замуж за герцога швабского, очень пожилого уже к тому времени, с целью закрепления достигнутых договоров. Родила ему 4 детей и овдовела. Затем ее брат заключил договора с Леопольдом и снова Агнесс пришлосъ стать гарантией их исполнения и пойти на этот ужасный мезальянс - дочь императора и какой-то маркграф. Но союз оказался, очевидно, счастливым -она родила Леопольду 16 детей. Поистине королевское приданное, принесенное Агнес мужу, целиком перешло в фонд строящегося монастыря. О величине его говорит тот факт, что еще 10 лет назад монастыръ почти самостоятельно финансировал все реконструкторские работы, а многочисленные работники монастыря до сих пор получают зарплату из этого фонда.
Леопольд был похоронен в склепе главной церкви при аббатстве. После его смерти Агнес ушла в монастырь.
Постепенно мы приближаемся к основным святыням монастыря. Мощи Леопольда покоятся в ларце, установленном над Верденским алтарем.
Верденский алтарь, выдающийся памятник искусства XII века из 45 позолоченных медных пластин, выполненных по византийским образцам мастером Николаем из Вердена в 1181 году. Прославившийся на всю Европу, он наиболее известен как создатель реликвария трех королей в Кёльнском соборе, где хранятся мощи трех волхвов.
Для украшения своего монастыря Клостернойбург, затерявшегося в горных массивах Нижней Австрии, монахи-августинцы, известные как изготовители вина и дававшие приют и пищу заблудившимся, пригласили знаменитого золотых дел мастера Николауса. Они заказали ему золотой алтарь со сценами из Библии. Это должен был быть не простой алтарь, а чудо-алтарь, чтобы слава о нем распространилась по всему миру, чтобы посмотреть на него приходили прихожане из всех земель. Мастер Николаус согласился. Он любил сложные работы.
Мастер Николаус фон Вердун (1130-1205) был выходцем из Лотарингии. Во времена Средневековья он прославился как несравненный чеканщик крупных золотых изделий, как эмалировщик и стекольщик. Все, что выходило из-под его рук, становилось произведением искусства. В основном он занимался отделкой внутреннего убранства соборов и храмов, расположенных на территории нынешних Франции и Германии.
Примерно в 1175 году Николаус прибыл в монастырь Клостернойбург. Мастер осмотрел монастырь и помещение, где находилось захоронение маркграфа Леопольда III (1073-1136) - создателя монастыря. Именно возле его усыпальницы предполагалось поставить складной алтарь.
Сперва мастер Николаус взялся за изучение Ветхого и Нового Заветов. Он сделал наброски некоторых библейских сюжетов на бумаге. Когда сцены утвердили, он стал просить о приобретении необходимых ему инструментов и материалов - золота, серебра, эмали, драгоценных и полудрагоценных камней.
Решено было основу алтаря сделать не из цельного золота, на приобретение которого у монахов не хватило средств, а из медных пластин. На них будут выгравированы все сцены и затем украшены позолотой и драгоценными камнями. Работа предстояла сложная и длительная, не на один год.
Основные работы по созданию алтаря были закончены к 1181 году. В общей сложности мастер Николаус использовал 45 медных пластин, на которых он вычеканил сцены, изображавшие Моисея, Исход евреев из Египта, прибытие Иисуса в Иерусалим, храм Соломона в Иерусалиме. Эти пластины с гравировкой покрыли золотом.
Но выставлять алтарь в готовом виде не стали. По какой причине, не известно. Мастер Николаус его больше не видел. Он покинул монастырь Клостернойбург и отправился в Кёльн, где ему предложили новую необычную работу - изготовить саркофаг трех волхвов.
Алтарь долгие годы находился в разобранном виде. Только в 1330 году его наконец собрали и выставили, как и планировалось, в том самом помещении монастыря Клостернойбург, где похоронен маркграф Леопольд III. <
........>
То, что пластины были медные, спасло жизнь этому чуду. Из работ мастера пережили века всего три (те, что в Кёльне и Брюсселе), остальные в течение веков были переплавлены - золото и серебро всегда ценились независимо от художественной обработки.
Единственна в своем роде система компановки пластин. Средняя линия пластин - Новый завет. Сверху и снизу-сцены из Ветхого завета, которые , если смотреть по вертикали, соответствуют сюжетам Нового завета.
Обратная сторона алтаря расписана мастером на ту же тему ветхого и нового заветов.
Алтарь чуть было не сгорел во время пожара в церкви, но чудом оказался спасен.
Изначально
монастырская церковь -трехпролетная базилика с поперечным нефом. В 17-ом веке она перестраивалась в зальную церковь и получила в 1890 в значительной степени свой сегодняшний внешний вид. Она имеет романское происхождение с готическими дополнениями и внутри барокизирована.
Римско-католическое сакральное здание было возвышено 24 сентября 1936 папой Пием XI Апостольским письмом Inter praeclara pietatis в степень Basilica minor, в то же время церковь является деканатской (деканат Клостернойбург) и приходской церковью (приход монастыря Клостернойбург).
Не смогла пройти мимо и не восхититься - и здесь подьемник.
Базилика не похожа ни на что, прежде виденное. да, это безусловно мое любимое барокко, но оно совершенно другое нежели в так вдохновляющем меня воздушном Санкт Галлене, но и не такое тяжелое, давящее и подминающее под себя, как в том же Санкт Флориане. Здесь сочетание воздуха и света не мешает любоваться перенагруженностью деталями.
Предшествующее строение монастырской церкви было документально упомянутая в 1108 церковь Богоматери. Закладка монастырской церкви происходила 12 июня 1114 благодаря Леопольду III (святому). В 1136 происходило освящение трехпролетной базилики с поперечным нефом и с 3 полукруглыми апсидами, а также башней над квадратом средокрестия.
Средокрестие - в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор. Средокрестие часто увенчано башней или куполом, причём башни характерны для романских и готических храмов, а купола - для соборов эпохи Возрождения.
В конце 14-ого века начинается при старшем пасторе Петере I. Ленхофере строительство юго-западной башни.
В первую фазу барокизирования с 1634 по 1645 архитекторами Андреа Ретти (1634/35), Иоганн Якоб Шпац (1636/37) и Джованни Баттиста Карлоне (с 1638) средокрестная башня была снесена в 1636, была сооружена в 1638 - 1644 оформленная в готическом стиле северо-восточная башня и романская трехпролетная компановка была заменена на барочную залную церковь с боковыми капеллами.
Во вторую фазу барокизирования с 1680 по 1702 неф получил оформление фресками Иоганна Георга Грайнера и штукатурку от Доменико Пьаццоля зрелого барокко.
В третью фазу барокизирования, наконец, во время с 1723 по 1730,был приподнят пресбитериум, барокизирован и украшен фресками Сантино Бусзи, а также купольной фреской принятие Марии на небо Иоганна Михаэля Роттмайра.
В церкви два органа. Большой - оригинальный, на нем играл еще Брукнер.
Настоятелем клостернойбургской обители еще при жизни отца, в 1126 году, стал одаренный четырнадцатилетний сын Леопольда и Агнессы Отто, более известный как Отто Фрайзингский. Он считается одним из самых прославленных хронистов Средневековья, который оставил потомкам труд по всеобщей истории «О двух государствах», а также «Деяния императора Фридриха I», ценный источник по истории Германии и Италии XII века и перипетиям международных отношений того времени.
Оттон Фрейзингенский (1112-1114 - умер 1158) - немецкий писатель, историк, сын Леопольда III, маркграфа австрийского и Агнесы, дочери императора Генриха IV; принял духовный сан, занимался в Париже, вступил в цистерцианский орден и стал настоятелем монастыря в Моримонте, в Бургундии, а потом был избран епископом Фрейзингенским. Он был дядей Фридриха I Барбароссы и родом из знаменитой семьи Бабенбергов.
Проблема была в том, что Отто не имел духовного звания к моменту постройки монастыря и по желанию отца отправился в Париж учиться. В процессе учебы он увлекся идеями монахов-цистерцианцев и не захотел возглавлять монастырь августинцев, став цистерцианцем. По его просьбе Леопольд и построил монастырь цистерцианцев - Хаилигенкроиц.
На выход. После такого сжатого обьема информации необходима пауза.