Введение в христианство для атеиста. Часть 2.

Jan 05, 2004 01:14

2. Вторая аксиома (бессмертие человека).
Человек стоит перед зеркалом. Он смотрит на себя, вернее, на свое отражение. Вот он, я, вот я какой. Но ведь это не я, вернее, это я, но не Я, это мое тело, но ощущаю, сознаю Я - Дух, инструментом которого это тело является. Я закрываю глаза, я ощущаю Себя, свое Я, Я есть, существую, Я, Дух, ощущаю Себя как свое Я.
Это чувство (Я есть) присуще многим людям, но не всем. У многих оно отсутствует. Человеку, который чувствует свое Я, трудно понять, как можно не чувствовать себя, своего существования. А человеку, этого ощущения не имеющему, трудно понять, что это вообще такое - ощущение своего Я.

Однако это чувство есть у многих, и, что еще интереснее, закреплено в языковых структурах .
Петр Петрович не говорит о себе "Петр Петрович пошел на работу", он говорит "я пошел на работу", таким образом выделяя себя как объект для него уникальный, а не просто как некого человека из совокупности других людей, даже если у него и нет ощущения своего Я. Правда, для очень маленьких детей это не так, Ванечке говорят "молодец Ванечка, он съел кашку", и сам Ванечка говорит "Ванечка хочет кашку",если, конечно, вообще умеет говорить в этом возрасте, что дало основание психологам утверждать, что ощущение своего Я не врожденное, а приобретается в процессе развития человека. Но наблюдение над поведением очень маленьких детей показывает, что они четко выделяют себя из окружения как некий уникальный объект, и фраза "Ванечка хочет кашку" связана не с тем, что Ванечка не осознает, что он есть, а с тем, что Ванечка не знает еще слова "я". Ведь ни один взрослый не обращался к нему с вопросом "Я хочет кашку?", вот Ванечка этого слова и не знает.
Итак я, человек, то есть мой Дух ощущает себя как Я. Но что значит мой Дух? Ведь есть и другие люди, и каждый из них - Дух, который ощущает себя как Я, что же тогда означает "мой Дух", что вызывает дифференциацию Духа, который мы ввели как понятие о Непознаваемом, способном ощущать, на "мой" и "не мой", что делает Дух "моим", меня - Мною?
Сформулируем вопрос несколько иначе. Вот человек стоит перед зеркалом. Он ощущает себя, как Я, знает, что существует, интуитивно это для него не подлежит сомнению. Но он знает также, что придет время и он умрет, это также для него не подлежит сомнению. Будет ли Он продолжать существовать после смерти? Если сейчас Я существую, в чем я не сомневаюсь, то буду ли я существовать при уничтожении моего физического тела? Таким образом, вопрос "что делает меня Мною" для человека не является академическим, заданным любопытства ради, этот вопрос связан с вопросом его бессмертия, и ответ на него определит его мироощущение, отношение к окружающему миру, которое при ответах "да" и "нет" будет абсолютно различным.
Ни непосредственные наблюдения, ни наука не дают ответа на вопрос о бессмертии человека. Ну что ж, обратимся к интуиции. Предположим, что человек после смерти прекращает свое существование, Я, человек - результат взаимодействия Духа именно с Моим телом, тело разрушено, взаимодействие прекратилось, Меня нет и больше никогда не будет, печально, конечно, но печально не значит, что это не так. Интуиция, кажется, не возражает. Хотя, вообще, странно: до Меня существовали миллионы людей, шесть миллиардов существует сейчас, миллиарды будут существовать после Меня, и это все не я. Какова же тогда вероятность именно Моего появления на свет?
Но что, в сущности, означает “Мое тело”? А если я, упаси Боже, попаду под машину и мне отрежут обе ноги - это будет мое тело или не мое? Ведь оно измениться, и очень существенно, так это буду Я или не Я? Интуиция говорит, что Я - никто не считает безногого человека иным человеком. Но зачем, вообще говоря, думать о таких страшных вещах? Ведь и без этого мое тело - уже давно не мое. В нем уже давно нет тех элементов и клеток, которые были раньше. Более того, изменилась структура моего тела, разве оно у меня то же, какое было в два года? Так это Я, тот же что был в два года, или не Я? Интуиция говорит, что Я, и все, кто знал меня в два года, считают, что это Я, хотя тело изменилось неузнаваемо. Выходит, Я - не результат взаимодействия Духа именно с Моим телом, но, может быть, Я - результат Его взаимодействия с какой-то частью Моего тела? Что же в Моем теле делает Меня Мною?
Среди всего нам известного, из чего состоит наше тело, это может быть только мозг. Я - результат взаимодействия Духа именно с Моим мозгом, распад Моего мозга - это Моя гибель.
Да, но ведь и мой мозг изменился, разве мой мозг одинаков у меня сейчас и у меня в два года? Он разный, абсолютно разный, он увеличился в размере, и, главное, изменилась его структура, так это Я или не Я? А когда совершается операция на мозгу, удаляется его часть, нарушается психика человека, но ведь никто не считает прооперированных людей “иными”.
Но, возможно, в мозгу существует какая-то группа клеток, которая делает Меня Мной, Я - результат взаимодействия Духа с группой клеток? Эти клетки существуют неизменными с рождения до смерти человека, их нельзя удалить, чтобы он при этом остался в живых. Но наука говорит: в случае идентичных близнецов все аналогичные клетки идентичны. Но ведь идентичные близнецы - два разных человека, и если один из них умирает, никто не считает, что он остался в живых в другом близнеце.
Представьте себе - радуются знакомые - Петр Петрович попал в аварию, месяц лежал без сознания и хотели уже отключать аппаратуру, но вдруг пришел в себя и говорят, что скоро совсем поправиться. Но откуда, собственно, известно, что это - Петр Петрович, ведь были разрушены именно клетки, обеспечивающие взаимодействие духа с телом, они, правда, восстановились, но откуда известно, что в неизменном виде? Так может это и не Петр Петрович вовсе, Петр Петрович давно умер, а это иной человек, результат взаимодействия Духа с иной группой клеток?
Да, но ведь Петр Петрович сам утверждает, что он - Петр Петрович, а не кто либо иной. А откуда он сам знает это? Да он просто помнит, что Он - Петр Петрович.
Кажется, мы, наконец, нашли. Память - вот то, что делает меня Мной. Личный опыт, память каждого человека уникальна, она и определяет именно Его, его Я. И у двух идентичных близнецов личный опыт тоже разный, и один из них помнит, что он Петр Петрович, а другой - что он Иван Петрович. Все дело в памяти.
Представьте себе - ужасаются знакомые - Марья Ивановна попала в катастрофу и у нее полная амнезия. Она ничего не помнит, абсолютно ничего, не помнит ни кто она, ни как ее зовут. И не знают, что Марьи Ивановны давно нет, она умерла в тот момент, когда лишилась памяти, а есть совершенно другая женщина, и непонятно, то ли справлять поминки по погибшей Марье Ивановне, то ли устраивать праздник по случаю рождения нового человека. Но Марье Ивановне повезло, память опять вернулась к ней, это опять Марья Ивановна. Да, а куда же делась та, другая женщина? Или это все же другая женщина, но она только считает, что она Марья Ивановна, потому что так записано в ее памяти? Но чем тогда Марья Ивановна отличается от Екатерины Петровны, которая просто уснула?
Нет, не поддерживается интуицией предположение об исчезновение человека с его смертью. И не только потому, что тогда крайне мало вероятно и его рождение , а потому, что тогда его, человека просто нет. Меня нет, есть иллюзия меня, иллюзия у меня и у окружающих, вызванная непрерывностью наблюдения над моим физическим телом и непрерывностью моей памяти о себе.
На самом деле это уже давно не Я, тот человек, которым был Я, уже давно ничего не чувствует, его уже давно нет в живых, Я - совершенно другой человек, и только непрерывность воспоминаний создает у меня иллюзию, что это прежняя Я.
Конечно, можно допустить и такое. Но вряд ли найдется человек, серьезно верящий в это допущение, если только он не хочет стать кандидатом в пациенты сумасшедшего дома. Чтобы жить и нормально функционировать, Петр Петрович, ложась спать, должен быть уверен, что завтра проснется именно Он, Петр Петрович, а не “другой дядя”.
Итак, то, что делает меня Мною, не находится в моем материальном теле. Дифференциация на Меня и других происходит уже в области Духа, частица Духа, взаимодействующая с моим телом - это Мой дух, мое истинное Я. А если так, Мой дух не перестает быть Моим при уничтожении материального носителя. Мы принимаем вторую аксиому - бессмертие человека.
Теперь посмотрим, что об этом говорит Библия.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил он (Бытие, 1:27).
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Бытие, 2:7).
Итак, тело человека создано из материальных химических элементов, но собственно человек - это не его тело, это частица Непознаваемого, переданное ему Богом. И эта, независящая от физического тела частица не подвержена разрушению, иначе человек не был бы подобием бессмертного Бога.
Previous post Next post
Up