Совершенно неправильные мысли в свете костра под этим делом
(Реферат по итогам занятий в летнем богословском институте)
Вы не знаете, как это опасно?
Нет, вы действительно не знаете?
Сидеть и смотреть в летнем богословском институте на костер. Когда за полночь и уже почти спишь. И голова уже кружится слегка.
Ах, как кружится голова…
А он мерцает, переливается, меняется…
А чем собственно опасно? Да чушь, и не опасно совсем. Кругом милейшие люди, и все устойчиво-понятно, да
но вот он все время как-то переливается, меняется…
и голова все более кружится…
Все же странное некое наступает состояние, когда ночь, и костер, да под гитару, да еще под Окуджаву, да еще под этим делом…
то есть после лекции проф. Филоненко, а вы что подумали?
Да еще когда пару часов назад до хруста в мозге пытался ответить на вопрос Юрия Анатольевича, есть ли хоть какой-то смысл в очевидной Лосеву тождественности и одновременной нетождественности небытия и бытия
Лосеву очевидно, Юрию Анатольевичу непонятно, а мне?
Чушь, чепуха. Все понятно. Вот полено, вот бытие полена, оно же есть, это полено, на САМОМ ДЕЛЕ?
Но это днем, при свете солнца
А ночью, при свете костра?
Оно есть, на САМОМ ДЕЛЕ, но вот вдруг - щелчок - и раскололось бытие, и сноп искр в мерцающем мареве,
nevermore, и больше ничего...
Вот было бытие - полено,
а теперь ничего более,
или искры в мареве - все же не nevermore?
Вот еще секунду назад все было понятно устойчиво, космоблюдо под названием САМОЕ ДЕЛО, и на нем пакеты с печатями - «проверено, истинно, можно поместить на САМОЕ ДЕЛО», Господь,
И вдруг щелчок, и САМОЕ ДЕЛО, истина, полено, мироздание - раскололось, и искры в мареве, и NEVERMORE
Ах, как кружится голова...
Кстати, который час?
А ведь Он промолчал. Почему? Криком кричать хочется - почему?! Почему Ты промолчал?! В этот Самый Главный момент, когда молчать никак нельзя было, ради которого пришел, на этот Самый Главный Вопрос
Ведь еще вот накануне сказал - познайте, и все, и она освободит вас, только она, и ничего более
И вот вопрос задан, ведь не какой-то там вопрос, ну типа «Ты ли есть Царь иудейский»,
задан Вопрос, и сейчас наступит момент подлинности, момент ответа. Вот еще секунда - и он наступит, ведь Ты знаешь, ведь Ты не можешь не знать, ведь ради этого Ты и пришел, ради ответа на этот вопрос!
И в ответ - тишина, и Ты молчишь?!
И все, момент подлинности не наступил, встреча не состоялась
Или Ты пришел ради чего-то иного?
Или Встреча, момент обретения подлинности, все же состоялась?
Чем отличается человек от петуха? Способностью промолчать, не ответить на вопрос?
А чем отличается Бог от человека? Способностью не ответить на Вопрос? Ради ответа на который и пришел?
Вот ответь Он - и все. Уже не нужен был бы ни этот институт, ни этот костер. И на космоблюде САМОГО ДЕЛА вместо многих пакетиков - один большой пакет, и печать, от Него Самого, и все замечательно, но...
Он промолчал.
Но неужели гениальную картину надо было писать совершенно не так? То есть совершенно наоборот?
Да, кстати, что там было? Насмешливо надменное превосходство избранного - с одной стороны. И спокойная уверенность Знающего - с другой?
Но может все было как раз совершенно наоборот?
Крик, отчаянный, как последняя надежда, как соломинка для утопающего - с одной стороны. Ай, не мешай, не до тебя сейчас, со сном потом разберемся, да какая разница, что со мной будет, отстань, не до того, вот сейчас, неужели..., нет..., это невозможно..., но все же..., я не знаю почему, но я должен - спросить
и прыжок, и в миг опрокинутости секундой позже звучит вопрос
и вот сейчас, в следующую секунду, прозвучит ответ, и вот, сейчас, секундой позже, в ответ звучит -
скорбное молчание
И раскололось САМОЕ ДЕЛО, и наступил момент обретения подлинности, момент Встречи
И то, что будет дальше - лишь реализация? Того, что совершилось, здесь и сейчас, в эти секунды?
Да, но что же тогда спасет нас? Ведь только ответ мог нас освободить, только бытие ответа, и тогда дальше все просто, но молчание - есть небытие ответа, но небытие разве может спасти? Как может спасти небытие, то, чего нет?
Лосеву очевидно, философам из Лышни непонятно, а мне?
Но кто сказал, что надо кого то спасать? Нет, все не так, все уже свершилось, и спасать уже далее не надо никого.
Вот, вернемся чуть чуть назад. В эту точку, в этот миг ветвления. Вот прозвучал вопрос - и сейчас прозвучит ответ.
Вот здесь выбор, точка ветвления пути мироздания. Он отвечает, и суть ответа неважна, абсолютно все равно какой он, главное - что он есть, главное - бытие ответа. И на монолите САМОГО ДЕЛА, как мухи на клею - человечество, погружаемое в небытие. И ответа нет, некому отвечать. Бытие ответа становится его небытием. Он спасает свою жизнь, но Встречи нет, не с кем встречаться.
И Он выбирает второе, в ответ звучит тот единственный ответ, при котором возможна встреча. Звучит молчание, небытие ответа. Секунда, вторая, третья... Все, свершилось, точка ветвления пройдена. И раскалывается САМОЕ ДЕЛО, и наступает миг подлинности, миг встречи с освобожденным ею человечеством. И небытие ответа становится его бытием.
Все, свершилось, теперь впереди - реализация свершившегося, Жертва, крест, Его смерть и их восресение, встреча произошла, встреча в опрокинутости освобожденного другого. И спасать уже никого не надо, далее надо только спасаться.
Ах, как кружится голова...
И свет, мерцающий, непонятный, и в мареве - поленья истины рассыпаются искрами, и все расплывается, неустойчиво, изменчиво...
Ах, как кружится голова...
Еще щелчок - и поленье истины рассыпается в сноп искр, и раскололось САМОЕ ДЕЛО и как чертики из табакерки искрами высыпали из него дети о. Петра, и заплясали, и запели, и закружились в хороводе
А мы в церковь не пойдем, не пойдем, не пойдем,
А не заставите вы нас, все равно, нет
Как же их воспитать? Как загнать обратно в полено САМОГО ДЕЛА? Ну есть же, ну должны же быть эти самые методики христианского воспитания. Ну это же беспорядок, ну как же без него, этого самого САМОГО ДЕЛА? Ну невозможно же без него, ну никак.
А искры пляшут, кружатся, поют
А мы все равно уйдем, все равно уйдем, да
Или САМОГО ДЕЛА на самом деле нет, оно могло бы быть, не промолчи Он тогда, но Он промолчал, и теперь его нет,
или теперь оно - не полено, а то, что над ним? Хоровод искр? Но ведь этого нет! Вот искра, вспыхнула, погасла, марево, все плывет, голова кружится,
ну нет же этого ничего!
Вот полено - есть, а этого нет, так, мираж, марево...
Так почему они уйдут из церкви? А впрочем, потому и уйдут, что вырастут. Если бы не выросли - как смогли бы уйти? Но выросшим детям - им же волшебные сказки читать надо. Вот эту, например, совершенно волшебную, на тему - как пойти туда и оттуда нечто принести. А им Закон вместо этой сказки читают...
Да, но как однако опасно слушать лекции по педагогике, даже если и по христианской. Сразу эти менторские нотки - а скажите ка мне, дети, почему вы уйдете из церкви? И кто главное спрашивает? Словно сама так таки никогда ни из какой церкви никуда не ушла.
Кружатся, кружатся, пляшут в колеблющемся мареве искры. Еще раскололось полено-бытие, и эти слова, пронзительные, как крик, как удар, как ожог. ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ОСМЕЛИЛАСЬ ПОЛЮБИТЬ ДУША.
Интересно, он хоть сам понял, что сказал? Он, о.Андрей, хоть понял сам, что сказал?
Почему они уйдут из церкви?
А они обрели в ней то, что душа может осмелиться полюбить?
И что это есть?
Феномен цветущей сакуры?
Да, пожалуй, вот это пример, тождественности бытия -небытия.
Вот есть цветущее дерево, но созерцать его вечно нельзя, как цветущая сакура оно в небытии. Зато его можно посетить, в ряду прочих экспонатов, и даже сфотографировать. То есть оно в бытии.
Но в момент обретения того, что может осмелиться полюбить душа - дерево исчезает, как дерево цветущая сакура в небытии, ее нельзя посетить и тем более сфотографировать, ее можно только вечно созерцать, то есть она теперь бытии.
А единственное условие перехода - Его присутствие. Если Его присутствия нет - это абсолютно невозможно.
Но тогда получается, что задача христианской педагогики - помочь ребенку обрести Его подобие - это прежде всего задача помочь ребенку обрести способность вызывать цветущую сакуру из небытия?
Не себя драгоценного совершенствовать в познании, а обрести вот эту способность Творца - из небытия в бытие вызывать мироздание, как цветущую сакуру, которой можно любоваться вечно?
А если этого нет - зачем тогда все остальное?
Раскололось мироздание, космоблюдо бытия, наступил момент Встречи, момент подлинности, момент взаимодействия
Наступил? Момент взаимодействия? Кого? В котором создается - что? Ответ на Вопрос?
Ах, как кружиться голова...
И мысли совсем не те...
Пошла ка я спать.