Снова о ценностях

Jan 12, 2007 19:39

Продолжим разговор о ценностях и лени. Тема ценностей сама по себе достаточна интересна. Часть ценностей человека очевидна для него самого и окружающих, а какая-то часть, которую принято называть глубинными ценностями, не столь очевидна, но и не слишком сложна для анализа, если владеть методами получения информации об этих так называемых глубинных ( Read more... )

стереотипы, психотерапия, гендерное, психология, ценности

Leave a comment

Comments 19

ex_sh_a January 12 2007, 18:04:39 UTC
не получается ли тогда, что тот, кто анализирует метамодели, считает свой анализ абсолютом? Где остановиться в процессе добавления надстроек, новых мета?

Т.е. когда специалист говорит - "На славянской почве нелегко приживается идея планирования собственной жизни", могу ли я спросить - "Кто так считает? Чье это мнение?" или сама идея уже является абсолютом? Является ли само это высказывание очередной метамоделью, на этот раз убеждением специалиста? То есть для меня, наблюдающего за тем, кто анализирует чью-то метамодель, это наблюдение будет мета-метамоделью, и на ее основе я могу составить свой анализ?

Reply

olga_andreeva January 12 2007, 18:17:12 UTC
Процесс радует своей бесконечностью :)
Если честно, я хочу пригласить к обсуждению этих метамоделей. Мне кажется это важным в прикладном смысле - мы ведь сталкиваемся с необходимостью такого анализа в психотерапии, читая разные тексты, при наблюдении политических дискуссий и в других ситуациях.
Я понимаю, что за моими метамоделями стоят мои личные убеждения и ценности. Мне интересно исследовать их источники.
А еще интересно находить свзяь между ценностями и симптомами (в терапии).

Reply

ex_sh_a January 12 2007, 18:29:48 UTC
вопрос, конечно же, скорее лежит в философской плоскости. И разумно было бы эту бесконечность прерывать где-то в самом начале, просто отдавая себе отчет в том, что "Карта не территория" и "У каждого своя модель реальности" - тоже модели, которые можно принимать или не принимать. При этом какие-то модели будут работать лучше, какие-то хуже.

Как вы написали, метамодели во многом определяют характер и способы взаимодействия человека с окружающим миром и его реакции (т.е. я принимаю такую модель). Если приравнять метамодель ко взглядам и убеждениям, можно ли в разных ситуациях делать выбор в пользу той или иной метамодели? Проблема для меня лично в том, что убеждения и ценности обладают большой "инерционностью" и быстро переключаться между моделями не получается.

Но даже если бы и получалось, выбор наилучшей метамодели для данной конкретной ситуации сам будет являться результатом личного выбора и личных убеждений "что для меня правильно и лучше в данный момент". То есть я опять добавляю новый уровень...

Reply

olga_andreeva January 12 2007, 18:38:38 UTC
Сложнее всего тем людям (это я уже говорю как психотерапевт), у кого карта и территория не различаются.
Психотерапия - практическая деятельность, когда имеется конкретный запрос клиента, и важно помочь ему найти решение своей проблемы. Чтобы это было возможно, важно помочь человеку осознать истоки его убеждений. Выбор делает сам клиент, но в поцессе исследования можно пронализировать, какая метамодель чем "чревата".
А вопросы философского характера мне нравится обсуждать с коллегами. Поэтому я рада серьезным комментариям в моем Журнале.

Reply


bogopas January 13 2007, 00:14:10 UTC
Я не специалист, но исходя из имеющихся сведений, хотел бы сделать уточнение.

Кажется, Вы не совсем точно говорите о метамоделях в НЛП. Есть метамодель (в ед.ч.:-) - модель восстановления глубинной структуры высказываний из поверхностной. Или, другими словами, приближения к территории, непосредственно воспринимаемому - исходя из абстракций, обобщений.

Относительно ценностей, в НЛП есть модель иерархии ценностей и иерархии критериев ценностей. Кажется, это именно то, о чем Вы говорите.

Reply

olga_andreeva January 13 2007, 08:25:31 UTC
Я думаю, что я достаточно точно использовала тему метамоделей НЛП. У меня вполне профессиональная подготовка в НЛП (мастер-практик, обучалась у американских тренеров, международная сертификация) и двенадцатилетний опыт активного использования этих знаний в практике и преподавании.
Про иерархи я тоже знаю.
Но за участие в обсуждении спасибо :)
Мне интересно пригласить Вас к содержательному обсуждению. Есть ли у Вас идеи о том, что стоит за апологией лени в славянских культурах?

Reply

bogopas January 13 2007, 22:36:03 UTC
Благодарю за приглашение. Однако я абсолютно не связан с психологией, и соответственно не обладаю достаточными знаниями для поддержания беседы на приличном уровне. В частности, идей на тему апологии лени в славянских культурах у меня нет.

Reply


Leave a comment

Up