Продолжим разговор о ценностях и лени. Тема ценностей сама по себе достаточна интересна. Часть ценностей человека очевидна для него самого и окружающих, а какая-то часть, которую принято называть глубинными ценностями, не столь очевидна, но и не слишком сложна для анализа, если владеть методами получения информации об этих так называемых глубинных
(
Read more... )
Comments 19
Т.е. когда специалист говорит - "На славянской почве нелегко приживается идея планирования собственной жизни", могу ли я спросить - "Кто так считает? Чье это мнение?" или сама идея уже является абсолютом? Является ли само это высказывание очередной метамоделью, на этот раз убеждением специалиста? То есть для меня, наблюдающего за тем, кто анализирует чью-то метамодель, это наблюдение будет мета-метамоделью, и на ее основе я могу составить свой анализ?
Reply
Если честно, я хочу пригласить к обсуждению этих метамоделей. Мне кажется это важным в прикладном смысле - мы ведь сталкиваемся с необходимостью такого анализа в психотерапии, читая разные тексты, при наблюдении политических дискуссий и в других ситуациях.
Я понимаю, что за моими метамоделями стоят мои личные убеждения и ценности. Мне интересно исследовать их источники.
А еще интересно находить свзяь между ценностями и симптомами (в терапии).
Reply
Как вы написали, метамодели во многом определяют характер и способы взаимодействия человека с окружающим миром и его реакции (т.е. я принимаю такую модель). Если приравнять метамодель ко взглядам и убеждениям, можно ли в разных ситуациях делать выбор в пользу той или иной метамодели? Проблема для меня лично в том, что убеждения и ценности обладают большой "инерционностью" и быстро переключаться между моделями не получается.
Но даже если бы и получалось, выбор наилучшей метамодели для данной конкретной ситуации сам будет являться результатом личного выбора и личных убеждений "что для меня правильно и лучше в данный момент". То есть я опять добавляю новый уровень...
Reply
Психотерапия - практическая деятельность, когда имеется конкретный запрос клиента, и важно помочь ему найти решение своей проблемы. Чтобы это было возможно, важно помочь человеку осознать истоки его убеждений. Выбор делает сам клиент, но в поцессе исследования можно пронализировать, какая метамодель чем "чревата".
А вопросы философского характера мне нравится обсуждать с коллегами. Поэтому я рада серьезным комментариям в моем Журнале.
Reply
Кажется, Вы не совсем точно говорите о метамоделях в НЛП. Есть метамодель (в ед.ч.:-) - модель восстановления глубинной структуры высказываний из поверхностной. Или, другими словами, приближения к территории, непосредственно воспринимаемому - исходя из абстракций, обобщений.
Относительно ценностей, в НЛП есть модель иерархии ценностей и иерархии критериев ценностей. Кажется, это именно то, о чем Вы говорите.
Reply
Про иерархи я тоже знаю.
Но за участие в обсуждении спасибо :)
Мне интересно пригласить Вас к содержательному обсуждению. Есть ли у Вас идеи о том, что стоит за апологией лени в славянских культурах?
Reply
Reply
Leave a comment