Репосты я делаю нечасто, но такой прекрасный материал не могу пропустить. Большое спасибо уважаемой
_twin_!
Я со своей стороны хочу обратить ваше внимание именно на женскую половину. На обучение девочек-боярышень, ведь именно боярыня в доме - бухгалтер, финансист и завхоз. А ещё и семейный кутюрье.
Оригинал взят у
_twin_ в
Палаты бояр Романовых - в кои-то веки я выбралась в музей Не раз и не два, проходя по Варварке, я перевешивалась вниз, через парапет стены, смотрела на подворья, где почти всегда пустынно и мне думалось - наверное там очень интересно. А раз нет людей - наверное еще и закрыто. Так и оставалось это место в моем сознании очень интересным и закрытым. А не так давно в сообществе
mosblog появилось приглашение Миши
tushinetc сходить в Палаты бояр Романовых. Я записалась на экскурсию. Не читая анонса и не глядя на адрес.
Почему-то я была уверена, что это оно и есть - то самое место на Варварке, а еще понравилось название. И только перед самой экскурсией, когда уже пора было выходить - я посмотрела на адрес - и даже почти не удивилась: Варварка, д. 10 - я ведь и так была уверена, что мне туда.
Но вы не повторяйте моих ошибок - это место открыто, туда можно спуститься по лесенке с Варварки. А
записаться на экскурсию можно по телефону, указанному на сайте музея.
А я сейчас поиграю в экскурсовода и тоже устрою экскурсию по дому, в котором жили предки последней российской императорской династии.
На верху виден герб семьи Романовых. Грифон с щитом и мечом в руках. Это герб принадлежал семье до того, как она получила царскую власть. Появился он в музее только в 19 веке, в революцию получил пару проникающих ранений. После революции его сняли и только в 90-у годы прошлого века вернули на место.
Мы собрались во внутреннем дворике, нам рассказывают правила посещения музея.
Фотографировать в музее можно, но без вспышки. Помещения очень тесные - тогда так строили. Поэтому при входе просят сдать рюкзаки, чтобы не цеплять ими хозяйские обои.
Наш экскурсовод, Елена Алексеевна, сначала рассказывает нам об истории усадьбы.
Музей был основан в 1856 году по указу императора Александра II. Основанием для создания музея именно на этом месте послужило предположение о том, что тут родился будущий царь - Михаил Федорович Романов. Разумеется, видеорегистрации родов с датой и координатой тогда не вели. Но семья жила постоянно в этой усадьбе, о чем свидетельствует переписка и никаких свидетельств о том, что младенец родился вне дома, где ему по тем временам и было положено рождаться, не существует. Церковные записи так же не сохранились.
Боярские усадьбы в Китай городе возникают в конце 15 века. Романовы поселились тут позже, примерно в 40-е годы 16 века. Первый владелец имения - Никита Романович, получил усадьбу в качестве приданного с первой женой. С тех пор и до 17 века в этом месте проживала семья Романовых. В 1600 году на усадьбу напали стрельцы Борьки кровавого Бориса Годунова, который (не без оснований) подозревал семью в измене и попытке государственного переворота. Семья была арестована, сослана по разным местам ссылок и больше в этой усадьбе не жила, даже вернувшись к власти и таки попав туда, куда изначально и метили - в цари.
В 1630 году умирает мать первого царя и он основывает на территории усадьбы Знаменский мужской монастырь, который до сих пор находится на этом месте. Монастырю передали всю территорию, земли, постройки и крепостных. В 19 веке Александр II выкупил тот дом, около которого мы стоим и небольшую территорию вокруг, - это единственная сохранившаяся с тех времен постройка. Так как дом был до этого сильно перестроен и практически не сохранил исторического облика - Александр II поручает Федору Рихтеру реставрацию здания. На тот момент Рихтер был главный архитектор Москвы. Считается, что это один из самых первых опытов научной реконструкции. Дом был освобожден от более поздних пристроек.
Три нижних яруса, которые мы сейчас можем видеть - подлинные. Самый нижний ярус - подвалы. Они датируются концом 15 века. Второй ярус - подклет - хозяйственная часть. Тут была кухня, жила прислуга. Как можно видеть хорошим дневным освещением и вентиляцией их не баловали. Что и понятно - важнее было сохранить тепло.
Третий ярус - жилье или клеть. Тут жили сами бояре, ну или, в нашем случае их гости, так как это гостевой дом. Жилой дом не сохранился.
Эти ярусы - каменные, датируются 17 веком. Самая верхняя часть - терем. Женская часть дома. Терем традиционно строился из дерева. Наши предки считали, что так оно здоровее и что спать в каменном доме не гоже. Спать ходили в деревянную часть, к девчонкам :). По понятным причинам деревянная часть до наших дней не дожила, так как горело оно все не раз и не два, как можно предположить. Так как сгорел терем давно и монастырь его не восстанавливал, то на момент реконструкции были споры на тему, а был ли он вообще. Спорам положила конец находка реставраторов - взявшись за стены они обнаружили в них потайной ход, ведущий наверх, в женскую половину, после чего стало ясно, что таковая существовала.
Так же при реконструкции восстановили парадное красное крыльцо. Оно ведет сразу в клеть - в жилую часть. И охраняют его вот такие "пятнистые" котики
У дома даже есть балкончик. Как я поняла - решение его сделать принял архитектор, исходя из того, что могло бы быть у такой усадьбы. Выход на него изнутри загорожен страшно раритетным шкафом. А снаружи я его сфотографировала. Говорят, есть фотографии Николая II на этом балкончике
Сохранившая сейчас территория - это примерно 10-я часть усадьбы. Изначально тут кроме жилого и гостевого домов были хозяйственные постройки, конюшни, бани, склады, сараи, сад, огород. На такой усадьбе могло жить около 200 человек.
Как нам рассказали, раньше на Москве окна на улицу делать было не принято. То есть вообще - мой дом - моя крепость. Все окна - только во внутренний двор. И Алексей Михайлович в приказном порядке заставлял бояр прорубать окна наружу (заботился о вентиляции? или о десантных группах?)
В 20 веке на территории усадьбы проводились археологические раскопки и на их месте был организован археологический музей. Первым делом мы идем туда. Небольшое строение во дворе, спускаемся вниз, примерно на 3 метра, и оказываемся на уровне Москвы 16-17 веков.
Изначально, когда откопали очаг, предположили, что это гончарная печь. Но потом пришли к выводу, что это очаг, на котором готовили еду. Оказывается, из-за опасности пожаров, в древней Москве запрещали топить летом печи в домах. Приходилось делать вот такие выносные "костерки".
Вполне узнаваемые предметы
Как тут координату включить?
Из подпола мы возвращаемся во двор и идем в основное здание музея. Сначала подклет - второй ярус.
Москва в рамках Садового кольца (Петров чертеж)
Бояре на иллюстрациях иностранцев
Московская жизнь
Экскурсовод нажимает на тайную кнопочку ... и стенка превращается ...
Заодно узнаем много интересного, например, деревянный дом на Москве мог стоить 3-4 рубля. Каменный, как наш - несколько тысяч (все закручинились про ипотеку немедленно). Считается, что в 17 веке 70% населения Москвы были грамотные. Скоро мы придем к этой цифре и, боюсь, можем опуститься ниже.
При реконструкции в стенах были найдены керамические трубы, которыми отапливался дом. Воздуховоды вели от большой печи внизу, к каждой комнате. Система отопления используется и сейчас, только трубы заменили на современные и топят уже не печкой.
Из условной кухни - так как это помещение могло бы быть кухней мы спускаемся в кирпичный подвал.
Тут собраны хозяйственные предметы и посуда, в основном кухонного предназначения. Так как кирпич довольно "сырой" материал, считалось, что хранить в таком подполе ценные вещи нельзя. А вот бочку с пивом или вином - в самый раз. Мне ковшик понравился - несколько очень уставших гостей могут одновременно лежать в нем лицами
Когда проводилась реставрация некоторые кирпичи пришлось заменять. И, поскольку Федор Федорович считал, что все новоделы нужно отмечать, - он велел помечать новые кирпичи специальным штампом
Следующий подвал - белокаменный. Это помещение, в отличие от прошлого, могло быть только в богатом доме. Это подвал, в котором хранилась казна. Казна это не только деньги - это вообще добро. Известняк дышит, поэтому в этом подвале всегда суше, чем в кирпичном.
На первом плане - сейф того времени - денежный сундук с замком во всю крышку. Весь этот лабиринт железок - 16 замков, запирающихся одним ключом.
Тут же хранили медную и оловянную посуду, которую тогда в России не делали. Частенько ее покупали на вес и уже дома переплавляли по своим лекалам. Кроме казны, в которую входила дорогая одежда, в таком подвале хранили "рухлядь", т.е. одежду простую (ну джинсы там, тостовки :)).
Романовы славны своей любовью к оружию, армии, военным формам. А когда они были боярами - они были обязаны выставлять войско. Поэтому в подвале выставлены образцы холодного и огнестрельного оружия, стоявшего на вооружении семьи. Гранатомет например
А это личное
У боярина могли быть свои знамена и у Романовых они были, судя по всему, хотя мы видим реконструкцию. Когда семья стала царской, они перестали пользоваться личным гербом. А в 19 веке, когда возникла необходимость в личном гербе, так как семья разрослась и стало очень много ее не царских ветвей. То этот герб вытащили из закромов (восстановили по описанию) и он снова стал гербом Романовской семьи.
Из подвалов мы поднимаемся в жилую часть. Лестницы современные, но сделаны на тех же местах и в тех же габаритах, что были раньше.
По кусочку галереи, принадлежащей красному крыльцу проходим в самое большое каменное помещение дома - парадную столовую
Полное ощущение, что оказался внутри разукрашенной шкатулки.
А вообще удивительно - дом снаружи довольно большой, а сами помещения маленькие, что связано и с трудностями отопления и с трудностями постройки больших помещений. Стены очень толстые. Не отпускает ощущение какого-то подвоха - настолько дом внутри меньше, чем снаружи.
Все тот же родовой герб. Расписной потолок - реконструкция по описаниям о других домах Романовых. Так как никаких описаний этого дома не сохранилось.
На стенах обои. Изначально тут была тоже реконструкция. Это были тканые обои, сделанные по заказу на московских фабриках. Но после революции потолок заклеили и закрасили - что дало возможность восстановить его. А вот стены ободрали начисто. То, что находится сейчас на стенах - подарок современной семьи Романовых, купленный на аукционах.
Диковинка по тем временам - кресла
Если ждали дорогих гостей - зажигали канделябр паникадило. Если сосед выставил паникадило на 6 свечей, то умри - но сделай круче.
Из столовой мы идем в кабинет боярина. Комнатка совсем крошечная. На стенах уникальные кожаные обои. Местами подлинник 17 века.
Изразцы на печке. Реконструкция, если правильно помню 19 века. Но внизу, в раскопе есть похожие по цвету и рисунку обломки еще тех времен - под них и делали
Подлинные печатные книги 17 века. Внизу соборное уложение.
А с картинками - переводная книга с приемами боя (сборник ката :) ). Она была очень популярна в то время и очень любима Алексеем Михайловичем Романовым.
В кабинете боярин занимался делами своего хозяйства. На работу ходил в Кремль к 6 утра. А отдыхать боярин мог в соседней комнатушке примерно того же размера - библиотеке.
Кстати книги тогда не ставили корешками к зрителю. Так как обложка служила исключительно для защиты - на ней не было принято писать
Библиотекой по тем временам считалось собрание от 20 книг. Самая большая библиотека была у патриарха Никона и насчитывала она аж 220 книг. Дешевая книга стоила примерно как деревянный дом - 3-4 рубля. Подарочная книга могла стоить и как каменный дом. Бумагу тогда в России не делали. Отсюда и стоимость книг.
Книги того времени в основном религиозного содержания. Но попадается и география, астрономия, астрология. Сказания и хронографы, летописи.
Читали иностранную литературу, почти все бояре говорили по-польски, очень уважали итальянский. Немецкий и английский были не в почете.
Церковная музыка. Музыкальная запись еще не современная, но уже похоже. Игре на музыкальных инструментах бояр не обучали - это считалось ремеслом. Это ноты для пения.
С картинками
Евангелие Федора Кошки - предка Романовых. Написано уставом. Мастерская Феофана Грека. Нет, конкретно это - копия. Но очень похожая на оригинал, который хранится в Библиотеке Ленина. Книга рукописная, хоть в это сложно поверить. Написано фантастически! На каждую букву уходило по 3 минуты (норматив). Говорят, что в этой книге видно двух переписчиков.
А это уже скоропись
А теперь, вперед, - на женскую половину - вон в ту маленькую дверку в стене
По очень узкой лесенке. И я еще удивлялась, что комнаты узкие - зато стены какие - с лесенками.
Московское боярство - это очень узкий круг: 20-40 семей.
Все обо всех всё знают. Девочка или женщина не считались совершеннолетними и не имели никаких прав, кроме вдовы с маленькими сыновьями. Мальчик считался взрослым в 15 лет.
Мы сидим в помещении, в котором женщина проводила большую часть жизни.
Тут же жили дочери до замужества и сыновья лет до 6-7. Потом мальчика отправляли на мужскую половину.
Девочек обучали письму, чтению, счету - так как боярыня в доме - бухгалтер, финансист и завхоз.
В боярском доме обязательно была специальная комната для рукоделия. Самая светлая комната в доме - светлица.
Одежду тогда не покупали, только шили. Даже ткани делали сами, кроме самых дорогих, привозных.
Боярских дочерей обучали полному циклу, от прядения нитей, до вышивки узоров, правда, выделка нитей, как правило, делалась за городом, в именье.
Служанок боярыня не допускала до раскроя дорогих импортных тканей - кроила сама. Вот кафтан кому-то будет
А вот такой узор вышила какая-то трудолюбивая девица золотыми и серебряными нитями по черному бархату
Обнаружен котик!!
Кошек держали, в основном, "по-хозяйству". Как домашних животных могли держать белок, ласок, появляются канарейки. А для мужчины - сокол.
В завершение мы идем в комнату, где учились мальчики. Девочек учили на женской половине либо старшие братья, либо приглашенные монахини. Мальчиков учили с 6-7 лет.
К сундуку прилагается расписная крышка
Большое внимание уделялось географии
Ну, а мы закончили обход дома, поблагодарили хозяев за очень интересный рассказ и немного походили по окрестностям