Здехово-2014. Урок истории или война за наших детей. Часть 1.

Oct 01, 2014 12:28

27 и 28 сентября в живописном селе Здехово недалеко от города Фрязино прошел открытый урок для школьников на тему «Гражданская война 1917-1923 годов в России. Трагедия братоубийственного противостояния», организованный патриаршим подворьем святителя Николая Мирликийского с совместно с Сергиевским благочинием г. Москвы при поддержке Центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» и других организаций.

Урок явился вторым в «цикле открытых уроков нравственно-патриотического содержания» под общим названием «Жертвенный подвиг солдата».

Целью урока было «осознание учащимися трагизма сложившегося братоубийственного противостояния - гражданской войны, в которой не бывает победителей. Если брат убивает брата, выигрывают внешние силы и процветает бандитизм. Не очерняя и не обеляя ни Белое, ни Красное движение, извлечь исторический урок, понятный современному школьнику».

Согласно программе, урок был разбит на две части: в первый день дети познакомились с историей и идеологией Красного и Белого движения, с бытом сельского населения, а также бандитскими образованиями на примере движения махновцев. Эта часть предназначалась для детей 5-8 классов. Во второй день состоялась собственно военная реконструкция, на которой присутствовали старшеклассники и родители.

Предлагаю вашему вниманию обзор и наблюдения. Мероприятие оставило смешанное впечатление. Но, впрочем, давайте по порядку.

Для того, чтобы понять, что происходило на уроке, необходимы пояснения.
Посмотрите на карту. Желтой линией отмечена зона вокруг поляны, где стояли зрители.



Добравшись до места, мы увидели, что машины гостей сворачивали с дороги на стоянку (1), и гости мимо стрельбища (2) проходили на импровизированную сцену. Действие разворачивалось на поляне, в центре которой располагался лагерь зеленых или махновцев (5). Рядом с лагерем пыхтела полевая кухня, и кипела работа. Молодой «махновец» здоровенным ножом лихо рубил на пне мясо.



Рядом веселый пышный дядя в овечьей шапке возил шашкой по поддону, перемешивая овощи, и обещал вкусный борщ. Атмосфера была легкой и приятной.



По поляне бродили красные, белые, казаки. Костюмы участников были реалистичны и красивы. И впрямь возникало ощущение, что ты попал в начало прошлого века. Еще немного фотографий.













Неподалеку организаторы и участники заправлялись чем-то, видимо, для вхождения в образ. Рядом над деревянным столом, заставленным чарками и закусками, на веревке висели рушники и розовые дамские панталоны. Одним словом, настоящий бандитский лагерь. «Точек заправки» было не меньше четырех.





Сидевший на телеге дядя, похоже, совсем хорошо «заправился». Как оказалось, это Борис Бурба, реконструктор из 45-го Восточно-Прусского пехотного полка.



Напомним, что урок проводился для детей 11-14 лет.

Слева от лагеря махновцев (см. карту) находился лагерь белых с лазаретом и впечатляющей пушкой.



По другую сторону леса, на соседнем поле около стрельбища разместился лагерь красных, представлявший собой брезентовый навес с деревянным столом.



Примечательно, что на первый план был выдвинут лагерь махновцев, а лагеря белых и красных находились на периферии. Люди толпились, в основном, на поляне. «Бандиты» куражились, как и полагается.

image Click to view



Из мощных динамиков лилась смесь красноармейских, белогвардейских и блатных песен.

Согласно замыслу, учащиеся должны были переходить из лагеря в лагерь и знакомиться с белыми, красными и зелеными и слушать их агитаторов, после чего предполагался осмотр лазарета и стрельба из настоящего оружия на стрельбище.

Когда подошло время урока, перед школьниками выступил один из организаторов отец Леонид. Он провел параллель между гражданской войной 1918-1923 годов и войной на Украине, а затем изложил версии причин гражданской войны, которые не стыковались друг с другом.

Версия 1. Противоборствующие стороны ассоциируются с Каином и Авелем, а братоубийство в гражданской войне с убийством Авеля из-за зависти. Процитируем:
«Почему брат поднял руку на брата? … Вот это внутреннее душевное недовольство, когда ты считаешь, что кто-то незаслуженно лучше тебя, а ты незаслуженно его хуже, служит причиной дальнейших трагедий… Наверное, корень любой гражданской войны, такой, духовный, лежит именно в этом. Он лежит в том, что он думает: “Я живу бедней, чем другой. Надо у него отнять и поделить». (Поделить с кем? С самим собой? Случайная оговорка?)

Версия 1 плавно перетекает в версию 2: «“Мы выберем новую власть, она будет лучше, потому что та, которая сейчас есть, плохая, а мы сделаем лучше”. И начинают думать, завидовать. А получается, как правило, взаимное братоубийство, а потом еще хуже».

Отношу это заявление к версии 2, потому что желание построить что-то лучшее вместо худшего по причине зависти к худшему не вяжется в голове. Таким образом, версия 2 - недовольство властью.

Версия 3. «Любая гражданская война, была ли она в XVIII-м веке, в XIX-м, или это где-нибудь в Ливии, или в Сирии или на Украине, или наша гражданская война, она всегда повторяет одну и ту же простую схему. Эта схема заключается в том, что есть мирные люди, которые воевать не хотят. Есть люди более идеологически заряженные, недовольные, их не так много. Они хотят этот мир поменять. Допустим, что это Красная армия, условно. Есть люди которые этому противятся, и начинают противиться активно. Это Белая армия. Есть люди, они начинают воевать между собой и раздирать мирное население, которому приходится выбирать ту или иную сторону. А есть еще четвертая сторона - бандиты, которые грабят и тех и других и для которых война - это просто повод поживиться. У них по большому счету, идеология быстро исчезает с глаз долой. И когда одни убивают других, раздирают мирное население, и кто-то еще грабит, всегда есть еще одна сторона. Это сторона пятая... Это внешний враг, который всегда выигрывает в гражданском противостоянии. И если брат убивает брата, всегда за этим стоят какие-то внешние силы, которые получают в итоге свои дивиденды».

Последний тезис можно вынести в самостоятельную версию 4.

Видео

image Click to view



Подведем итог: детям разъясняется, что гражданская война возникает 1) из-за зависти одной стороны к другой, 2) из-за недовольства одной стороны властью, 3) по идеологическим мотивам, и 4) под воздействием внешних сил. При этом движущей силой изменений является армия.

А теперь контрольный вопрос: что должно возникнуть в головах детей, которые по школьной программе еще не проходили ни февральскую и октябрьскую революции 1917 года, ни гражданскую войну? Правильно, хаос.

Но не только. На фоне видимого хаоса начинает просматриваться схема, которую еще не раз продемонстрируют детям, - масса хорошего миролюбивого населения, плохая сторона (источник бед), неплохая сторона (сопротивляющаяся источнику бед), совсем горячая, бестолковая и бедовая сторона, т.е. «романтики с большой дороги» (которые кстати, уже готовят еду, и от бандитской кухни по воздуху плывут дразнящие детей запахи), и некая пятая сторона, на поляне не представленная. Пока.

Вторым выступил Андрей Геннадьевич Малов-Гра, историк. Он совершил небольшой экскурс в историю, описав события, предшествовавшие гражданской войне, и внес коррективы в предложенные ранее версии относительно ее причин.

Февральская революция, по его словам, произошла «после какого-то совершенно случайного марша по улицам Петрограда, потому как не было черного хлеба, а был только белый хлеб… Все это привело к свержению российской власти, свержению Российской империи. И вот потом на волне вот этой вакханалии, те, кто фактически получили власть, олигархи со стороны финансового капитала и олигархи со стороны военной, военные олигархи, они не смогли удержать власть. К сожалению, они не умели, да и, наверное, логично, что они не умели управлять страной, они хотели только поживиться, а долго продолжаться это не могло, и вот на волне всего этого выросло самое жуткое, что доселе давала русская история, - это большевизм. Это вроде бы идеология равенства, вроде бы идеология добра, как они говорили, но при этом совершенно черными и кровавыми руками это все делалось. И вот как батюшка вам уже говорил, как было это когда-то в нашей древней истории, когда Каин позавидовал Авелю и убил его. Вот точно так же большевики играли на чувстве зависти простого русского человека. Вот сейчас мы убьем наших же братьев и заживем сразу в светлом будущем, прямо вот завтра. Появился террор, появились репрессии, появился тридцать седьмой год. Государство отстроить не смогли очень долго, и только после прихода к власти Сталина, хоть и очень жесткими методами, удалось построить хотя бы дееспособное государство».

Затем последовало описание «трех лагерей гражданской войны». Согласно описанию, «жуткие» большевики подговорили завистливый народ напасть на находящуюся в лучшем положении часть населения страны и перебить ее во имя светлого будущего. При этом почему-то восстала часть крестьянства, которую оратор обозначил как «повстанческое крестьянское движение», имевшее идеологию, но несмотря на это выродившееся в бандитизм, причем наиболее известные бандиты потом перешли к красным. Те, кто не хотел ни той, ни другой дороги, шли к белым, а, следовательно, белые в значительной степени не были монархистами (возникает еще одна загадка истории: а где вообще тогда были монархисты, если к ним не относилась ни одна из сторон в гражданской войне?)

Данный тезис вступает в глубокое противоречие с обозначенным первым оратором противостоянием красных и белых при параллельном грабеже со стороны зеленых.

По-моему, это уже пятая версия причины гражданской войны, т.е. развязывание бойни незначительной идеологически заряженной группой людей, играющей на низменных чувствах народа, т.е. пушечного мяса, для достижения ее высоких целей.

Описанный поток сознания, безусловно, имел целью посеять совершенный бардак в головах школьников. Что они и подтвердили, отвечая позднее на наши вопросы.

Кроме того, необходимо отметить факт несоответствия заявленных целей открытого урока и материала, преподнесенного детям. Ни тени того, что было обозначено как «не очерняя и не обеляя ни Белое, ни Красное движение, извлечь исторический урок». С самого начала красные охарактеризованы как исчадие ада. При этом оратор не хочет, чтобы белое движение ассоциировалось с монархистами, противостоящими большевикам, что само по себе заслуживает внимания.

В лекции кандидата исторических наук присутствуют внутренние противоречия, она изобилует искажениями фактов и подменой понятий. Серьезный разбор вступительной лекции требует отдельной статьи.

А пока мы отметим любопытные детали. Первое - оратор упомянул лишь Февральскую революцию и обошел вниманием Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Второе - не вспомнил он и про пятую сторону. И третье - оратор читает лекцию на уроке истории, проводимом в России, стоя в немецкой военной форме, и на его берете красуется эмблема одного из подразделений германских войск связи с государственным флагом Германии. Вот такая.



Таким образом, начало урока можно охарактеризовать словами Владимира Высоцкого:

Брюква, дыни, простокваша, морс и квас на льду,
Самовары, щи и каша - все в одном ряду.
И спиртного там немало, что ни шаг - буфет,
Что сказать, насчет спиртного недостатку нет.

Напомним еще раз - урок предназначен для детей 11-14 лет.

После лекции школьники отправились знакомиться с лагерями противоборствующих сторон и слушать агитаторов.

Продолжение см. часть 2

гражданская война, Здехово, открытый урок

Previous post Next post
Up