Продолжаем обзор открытого урока истории, прошедшего в селе Здехово Московской области.
Начало
здесь.
Небольшое отступление о главном.
Патриотическое воспитание, в рамках которого проводятся открытые уроки, является неотъемлемым элементом воспитания гражданина, и подобные уроки, безусловно, преследуют благую цель. Надо воспитывать любовь к Родине.
Здесь следует отметить два пункта.
Первое. Любовь к Родине нельзя сводить к любви к березкам и милым полям (это так называемый ландшафтный патриотизм), она определяется тем благом, которое Родина несет миру. Любовь к Родине - это готовность отдать свою жизнь за нее а, значит, за будущее и жизнь своих детей, потому что в случае гибели Родины у детей отнимут и будущее, и жизнь. Неважно, в какой цвет выкрашены силы, покушающиеся на Родину, священный долг гражданина - защитить ее.
Именно по этой причине так важна была вторая часть урока истории, предложенного детям, когда ребята должны были познакомиться с идеями, которые защищали противоборствующие стороны, поскольку, и это очевидно, не бывает гражданских войн просто из зависти или из-за того, что какая-то часть населения недовольна властью. В любой момент времени в любой стране найдется группа, недовольная властью. И всегда имеется масса завистников. Итак, идеи, за которые люди проливали кровь, - их нужно знать.
Второе. Для того, чтобы защищать свою Родину, надо понимать, где находится враг, покушающийся на нее. Для того, чтобы понять, является ли некая сила врагом, надо знать, какие цели она преследует, что она заявляет, как она действует, каковы результаты ее действий.
Теперь о том, что предшествовало гражданской войне. Гражданская война возникла не на пустом месте, а после сильнейших потрясений, обрушивших государство, что роднит ее с приведенными организаторами урока примерами войн на Украине и в Ливии.
Согласитесь, разве может империя, существовавшая на протяжении нескольких веков, рухнуть от «какого-то несущественного марша»? Это что ж за империя была? Кто совершил февральскую революцию? Почему большевики возникли не в феврале, а в октябре, то есть через 8 месяцев после революции? Куда делись силы, совершившие февральскую революцию, после октябрьской? К какой стороне они примкнули? Откуда взялись интервенты? В империи, что, границы никто не охранял, что вдруг войсковые соединения иностранных государств появились на севере, на юге, на Дальнем Востоке? Если имело место проникновение через границу, кто-то должен был этому способствовать, то есть поддерживать их? Кто? Белые? Красные? Может, расшифровать слово «интервенция» современному школьнику и пояснить, что на современном языке это можно назвать «военным вторжением на территорию иностранного государства»? Когда началась интервенция? Кто вышвырнул вражеские войска за пределы страны и спас ее от расчленения? Белые? Красные? Кто?
Посмотрите, сколько вопросов. Эти вопросы требуют ответа, потому что указанные события имеют непосредственное отношение к эпохе, раскрываемой на уроке. Без ответов на эти вопросы нельзя понять, что происходило в стране. Во вступительной лекции детям было сказано, что в гражданском противодействии побеждают внешние силы. Они победили? Если они победили, где они?
Таким образом, последний вопрос - кто все-таки победил в гражданской войне? Она же не могла кончиться ничем.
На эти вопросы мы и будем искать ответ на уроке.
Продолжение см. часть
3.